- АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ
[груз. ალეჟსი-მესხიშვილები], род груз. каллиграфов, художников, выдающихся деятелей груз. культуры XVII-XIX вв. Деятельность А.-М. связана с ц. Анчисхати в Тбилиси, куда в XVII в. иерей Петре Месхи († 1680), ставший старостой этой церкви, переселился из Месхети. Основателем династии А.-М. является его сын, прот. той же церкви Алекси Месхишвили († 1766, Тбилиси). Царевич Иоанне (Багратиони) в соч. «Калмасоба» (Собрание) писал, что Алекси был «ученым человеком» и являлся духовным отцом Католикоса Антония I. Первой книгой, переписанной Алекси в возрасте 17 лет, был Часослов (S 1096, Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе; все рукописи, упоминаемые далее, хранятся здесь же). За свою жизнь Алекси переписал множество рукописей, среди них: Евангелия (S 2715; H 1666; H 1114; Q 264), Типиконы (A 399; A 459), «Закон Божий» в 2 кн. (A 344; A 478), Минеи (A 1093) (исправленные по рус. Типикону), Хронограф (H 1671), Молитвослов (Q 295); словарь Орбелиани Сулхан-Сабы (S 4748). Почерк Алекси отличается четкостью и виртуозностью, особенно искусство каллиграфа проявилось в Евангелиях (H 1114; Q 264), написанных черными чернилами микроскопическим строчным письмом в 2 миниатюрных столбца (5,5´ 4 см). Большинство книг иллюстрировано: Часослов (S 1096) украшен миниатюрами, в житиях помещены 24 изображения святых (H 2077), в Евангелии (H 1666), красочно оформленном писцом специально по заказу Католикоса Николая X в 1743 г.,- лики евангелистов. В словаре Орбелиани помещен портрет Сабы, написанный Алекси, о чем свидетельствует его приписка-завещание.
Наиболее известны из рода А.-М. сыновья Алекси, Давид Ректор и прот. Соломон, и его внук архим. мон-ря Кватахеви Тараси.
Каллиграфами из семьи А.-М были также Николоз (S 419, S 3183, H 2256), Гиорги (A 114, A 155, A 239, A 334, S 295, S 2563, H 158, H 1354, H 2110, Q 70, Q 744, S 3047), Эфрем (H 1132-а), Димитри (S 1149, S 1152-1153, S 1156, S 1224, H 205, H 212), Иакинте (H 140, H 1196, H 1222), Иовел (A 592, S 49, S 3653, S 1507), Арон (А 1581, S 326-а).
Ист.: Цагарели. А. А. Сведения о памятниках грузинской письменности. СПб., 1894. Т. 1. Вып. 3. С. 169; იოანე ბატონიშვილი. კალმასობა. თბილისი, 1936. Т. 1. С. 68-77; 1948. Т. 2. С. 192, 200, 202.
Лит.: კარბელაშვილი პ. მველი ანჩისახატის ტამარი ჟ. თფილისში, 1902. С. 43-47; ბერიმე ვ. დავით რეჟტორი // ლეჟსიკოგრაფის საბა ორბელიანის გამგრმელებელი / ტფილისის სახ. უნივერსიტეტის შრომები. თბილისი, 1936. Т. 1. С. 310-332; он же. მველი ჟართველი ოსტატები. თბილისი, 1967. С. 154-165; კეკელიმე კ. მველი ჟართული მწერლობის ისტორია. თბილისი, 1951. Т. 1. С. 334-337; მენაბდე ლ. მველი ჟართული მწერლობის კერები. თბილისი, 1961. Т. 1. Вып. 1. С. 170-172, 240-241, 371-377; ჟუთათელამე ლ. სულხან-საბა ორბელიანის მინიატურული პორტრეტი და მისი შემსრულებელი ალეჟსი მესხიშვილი // საბჭოთა ხელოვნება. თბილისი, 1959. № 10. С. 17-20; ბარნაველი ს. ტარასი ალეჟსიშვილის: «ჟუეყნიერი სამოთხე» / საჟართველოს სახელმწიფო მუზეუმის მოამბე. თბილისი, 1953. Т. 17-B. С. 251-260.
Ш. А. Гловели
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.