- АЛЛАГМА
[греч. ἄλλαγμα - перемена, изменение, смена], термин визант. муз. творчества, к-рый используется для указания на изменение мелодии песнопения в пределах одного гласа или с переходом в др. глас. Это изменение обозначает развитие мелодии, притом почти всегда в сочетании со сменой голосового регистра. А. обычно вводится указанием: «Другая мелодия» (μέλος ἕτερον - ср. «Ин роспев»). А. встречаются в стихах аниксандария, «Блажен муж», полиелея, антифонов и непорочных. Характерная запись содержится в кодексе 2-й пол. XIV в.: «Начало с Богом Святым великой вечерни хором: содержит аллагмы древние и новые различных мелургов...» (Ath. Cutl. gr. 457. Fol. 1). Еще более характерными являются примеры А. и анафоним в т. н. «полиелее Кукума» (см. Николай Кукум) « » (̓Εξομολογεῖσθε τῷ Κυρίῳ), где чередуются разные мелодии: «Стих левый, мелос тот же, глас 1-й - анафонима правая, анафонима левая - аллагма правая, глас 2-й...» (Athen. Bibl. Nat. gr. 2406. Fol. 144v, 1453 г.).
Лит.: Williams E. The Treatment of the Text in the Kalophonic Chanting of Psalm 2 // Studies in Eastern Chant. Oxf., 1971. Vol. 2. P. 173-193; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 43; Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 93-94.
Г . Статис
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.