- АНАСТАСИЙ I СИНАИТ
(† кон. 598), свт. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных), Патриарх Антиохийский (559-570 и с 25 марта 593). Род. в Палестине, подвизался на Синае, затем стал апокрисиарием Александрийского Патриарха в Антиохии. После кончины Патриарха Домна А. С. был избран на Антиохийский Патриарший престол. Во время своего Патриаршества он показал себя стойким борцом с монофизитством и др. ересями. А. С. не побоялся практически в одиночку выступить против эдикта имп. Юстиниана I от 565 г. относительно афтартодокетизма. Император не смог заставить А. С. отменить осуждение и даже думал низложить непокорного Патриарха, но не успел исполнить это намерение. После смерти Юстиниана его преемник Юстин II по ложному обвинению в растрате церковного имущества сослал А. С. в Иерусалим; на его место был поставлен Григорий I, настоятель Синайского мон-ря. Папа свт. Григорий I Великий отправил в утешение ссыльному Патриарху неск. посланий и неоднократными обращениями к имп. Маврикию содействовал возвращению А. С. на Патриарший престол.
Во время своей долгой ссылки (570-593) А. С. продолжал борьбу против ересей, составив 5 философских трактатов в форме проповеди, к-рые дошли до нас в лат. переводе: «О Пресвятой Троице» (De Sanctissima Trinitate), где говорится о вечности и единосущности Бога-Слова с Отцом и Св. Духом и ведется полемика против тритеистов и Иоанна Филопона; «О беспредельном» (De incircumscripto), где проводится мысль о вездесущем и вечном присутствии Творца в творении; «О божественном домостроительстве, или Боговоплощении» (De divina oeconomia, id est de incarnatione), где объясняются причины Воплощения Бога-Слова и отстаивается ипостасное единство во Христе двух неслиянных природ; «О страсти и бесстрастности Христа» (De passione et impassibilitate Christi), где четко проводится идея о «взаимообщении свойств» (communicatio idiomatum); «О Воскресении Христовом» (De resurrectione Christi), где идет речь об истинной смерти, сошествии во ад и Воскресении Спасителя, Его Вознесении и Втором Пришествии. Ряд творений А. С. не сохранились, от др. уцелели лишь неск. отрывков. Ему приписывается также 4 гомилии, однако принадлежность их А. С. остается под вопросом; его авторство несомненно лишь в случае с гомилией от 25 марта 593 г., к-рую Патриарх адресовал своей пастве при вторичном вступлении на Антиохийский престол. В рукописной традиции А. С. нередко отождествлялся с прп. Анастасием Синаитом.
В греч. синаксарях смешивается с Анастасием II Синаитом, Патриархом Антиохийским, память к-рого отмечается в тот же день. Память А. С. зафиксирована в ВМЧ без жития: «Святыи Анастасие епископ Антиохиискии миром скончяся» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 89) и внесена в совр. церковный календарь РПЦ. В наст. время в богослужебных книгах греч. Церквей память А. С. отсутствует.
Соч.: CPG, N 6944-6969; PG. 89. Col. 1309-1362 [трактаты]; 1362-1398 [гомилии]; 1404-1408 [отрывки]; Pitra. T. 2. P. 251-257 [гомилия]; ̀λδβλθυοτεΑπαντα ἔργα / ̓Εκδ. Σ. Ν. Σάκκος. Θεσσαλονίκη, 1976.
Ист.: Евагрий. Церк. ист. IV 39-41; V 5-6; VI 24; ЖСв. Апр. С. 302-307.
Лит.: DHGE. T. 2. Col. 1460; Krumbacher. Geschichte. S. 59-60; DTC. T. 1. P. 1166; Weiss G. Studia Anastasiana, I: Stud. zum Leben, zu den Schriften und zur Theologie des Patriarchen Anastasius I. von Antiochien (559-598). Münch., 1965; idem. Die Edition der Werke des Patriarchen Anastasius I. von Antiochien // Texte u. Textkritik: Eine Aufsatzsammlung / Hrsg. J. Dummer. B., 1987. S. 595-597.
М. В. Грацианский
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.