- АНАТОЛИЙ
(кон. IV в., Александрия - 3.07.458, К-поль), свт. (пам. 3 июля, пам. греч. 7 июля, 20 нояб.), Патриарх К-польский (с нояб. 449).
Свт. Анатолий, Патриарх К-польский. Икона "София Премудрость Божия с избранными святыми". Кон. XIX-нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент
Свт. Анатолий, Патриарх К-польский. Икона "София Премудрость Божия с избранными святыми". Кон. XIX-нач. XX в. (ЦАК МДА). ФрагментПолучил образование в Александрии. Рукоположен во диакона свт. Кириллом Александрийским. Участвовал во Всел. III Соборе в Эфесе (431), где была анафематствована ересь Нестория. В кон. 40-х гг. V в. был апокрисиарием Александрийского Патриарха в К-поле. После низложения на Разбойничьем Соборе (Эфес, 449) свт. Флавиана при выборах нового К-польского Патриарха возникли разногласия; было принято решение избрать кандидата из др. города, и выбор пал на А. Склонявшийся к монофизитству Патриарх Александрийский Диоскор I, надеясь, что А. будет послушно проводить его политику, лично прибыл в К-поль и совершил рукоположение. Однако новый Патриарх обманул надежды монофизитов. В 450 г. он подписал томос Римского папы Льва Великого, где излагалось учение о двух природах во Христе. В 451 г. был созван Всел. IV Собор в Халкидоне, в к-ром А. принял деятельное участие. В 458 г. под его председательством в К-поле прошел Поместный Собор, к-рый подтвердил решения, принятые в Халкидоне, и признал незаконным поставление монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура.С именем А. связано усиление авторитета К-польской кафедры. Уже в 449 г. А. вмешивается в дела Никейской епархии, обвинив местного митрополита в неканоническом и жестоком обращении с клириками. В 449 г. на Поместном Соборе в К-поле был низложен Тирский еп. Фотий и г. Тир был включен в состав Бейрутской епархии. Во время Халкид. Собора А. добился принятия 28-го правила, согласно к-рому К-польская кафедра получила права «равной чести» с кафедрой Рима. Этим же правилом К-польский Патриарх был наделен полномочиями поставлять митрополитов Понта, Асии и Фракии. При этом столичная кафедра получила права высшей церковной апелляционной инстанции.
А. способствовал строительству новых церквей в К-поле, а также перенесению мощей мучеников. С помощью императрицы св. Пульхерии он выстроил в 452 г. храм в честь 40 мучеников Севастийских, перенеся в него мощи из храма св. Фирса. В 450 г. состоялось перенесение ризы и пояса Богоматери из Иерусалима в К-поль, в храм Пресв. Богородицы Халкопратийской. В том же году А. восстановил храм Богоматери Влахернской, а в 456 г. выстроил храм св. Фомы. В 458 г. по повелению Патриарха состоялось перенесение мощей мц. Анастасии Узорешительницы из Сирмия в посвященный ей храм в К-поле.
А. приписывалось авторство ряда стихир. Минейные стихиры с надписанием «Анатолия» (̓Ανατολίου) могут принадлежать гимнографу-студиту (2-я пол. VIII в.) или митрополиту Фессалоникийскому (кон. IX в.). О значении греч. надписания воскресных стихир Октоиха (ἀνατολικά) см. ст. «Восточны».
Сохранилось пространное житие А., написанное неизвестным автором ранее X в. (BHG, N 91, 92), и краткое житие в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 92е). Согласно Типикону Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 108-109) и Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 240) 20 нояб. праздновалась память 4 Патриархов, последовательно занимавших К-польскую кафедру: Максимиана, Прокла, Анатолия и Геннадия. Однако в большинстве визант. календарей память А. отмечена 3 июля - в день кончины святого. 3 июля память А. зафиксирована в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 330-331), Минологии Василия II (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 580), Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 795-796), Императорском Минологии 1034-1041 гг. (Latyљev. Menol. T. 2. P. 143-145), Петровом Прологе XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 198). В ряде рукописей XII в. память А. встречается под 7 июля (Там же. Т. 2. С. 204). В совр. церковном календаре память А. указывается 3 июля.
Древнейшие рус. месяцесловы относят празднование А. к 20 нояб.: Реймсское Евангелие 1-й пол. XI в. (Л. 1об.), Архангельское Евангелие 1092 г. (Л. 138) и др. Под 3 июля А. упоминается в рус. календарях с XIV в. В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-ром 3 июля приводится краткое житие А., а 20 нояб.- память А. без жития. ВМЧ также помещают 3 июля житие А., а 20 и 22 нояб. память А. без жития (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 194, 196 (1-я паг.); 296 (2-я паг.)).
Гимнография
В греч. печатной Минее после 6-й песни канона на утрене помещен краткий Стишной Пролог (Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 29) и житие святого.
Иконография
Изображение А. как святителя, в фелони, с омофором, с Евангелием в руках, имеется на фреске диаконника ц. Св. Софии в Охриде (Греция), 50-е гг. XI в. Образ А. представлен в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- полуфигурно; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.,- в рост. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описывает святителя как старца с округлой бородой, со свитком с надписью: «Царство Твое, Христе Боже, царство» (§ 15. № 9) - и предлагает помещать его образ в композиции IV Всел. Собора (451) рядом с изображением имп. Маркиана (§ 20).
Ист.: BHG, N 91-92e; ActaSS. Iul. T. 1. P. 659-666; Архангельское Евангелие 1092 г. М., 1912. Л. 138; Latyšev. Menol. T. 2. P. 143-145; Жуковская Л. П. Реймсское Евангелие: История его изучения и текст. М., 1978. Л. 1об.
Лит.: Γεδεών. Βυζαντινὸν ἑορτολόγιον. ̓Αθῆναι, 1890; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 279-310; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 251-252; Карташев. Соборы. С. 261-287; Γεννάδιος μητρ. ῾Ηλιουπόλεως. ῾Ιστορία τοῦ οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου. ̓Αθῆναι, 1953. Σ. 274; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 642-644; Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. N. Y., 1989.
Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 175, 179; Hammann-McLean, Hallensleben. Plan 4. N 13; LCI. Bd. 5. Sp. 137; Миjовић. Менолог. C. 281, 389.
В. В. Василик, О. В. Лосева, Е. А. Луковникова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.