АББАСИДЫ это:

АББАСИДЫ

[араб.  ,   ], араб. династия, стоявшая в 750-1258 гг. во главе мусульм. гос-ва - халифата. Считались прямыми потомками Аббаса (ум. 653), дяди прор. Мухаммада. Пришли к власти в результате победоносного восстания, использовав социальные, этнические и идеологические противоречия, порожденные правлением династии Омейядов, прежде всего конфликтом между араб. племенами, занимавшими привилегированное положение в гос-ве, и новообращенными мусульманами неараб. происхождения (мавали), подвергавшимися дискриминации вопреки установкам ислама. Политическое недовольство в халифате находило свое выражение в оппозиционных религ. течениях (шиитов, хариджитов и др.), приверженцы к-рых неоднократно поднимали восстания. Как и большинство противников правящей династии, А. использовали лозунг о возвращении узурпированной Омейядами власти к «дому Пророка». Один из центров тайной аббасидской орг-ции, действовавшей с кон. 10-х гг. VIII в., находился в ирак. г. Куфа. Особое внимание уделялось пропаганде в Хорасане, вост. провинции халифата с исламизированным иран. населением, тяготившимся араб. засильем. С 747 г. подготовку восстания там возглавил Абу Муслим, бывш. раб иран. происхождения, к-рому удалось сплотить различные группировки шиитской оппозиции и в нач. 748 г. овладеть г. Мерв. «Аббасидская революция» иногда трактуется как «расовый конфликт» - победа иранцев над арабами. Но современники вряд ли воспринимали происходящее через призму этнического противостояния; лозунги восстания были чисто исламскими, на стороне А. выступили не только персы, но и мавали самого разного происхождения, а также часть арабов. В 748 - нач. 749 г. восставшие хорасанцы завоевали всю территорию Ирана и в сент. 749 г. вступили в Куфу; туда же прибыл Абу-ль-Аббас, глава рода А., к-рому повстанцы принесли присягу (28 нояб. 749). В янв. 750 г. основные силы Омейядов были разбиты в сражении на р. Б. Заб у Харрана; последний омейядский халиф Марван II с остатками своих приверженцев бежал в Египет, где в авг. был настигнут и убит. Большинство его родственников были истреблены. Один из немногих уцелевших Омейядов, эмир Абдаррахман, бежал в Испанию, где основал эмират с центром в Кордове. Остальной мусульм. мир признал главенство А.

По своей структуре Аббасидский халифат более, чем при Омейядах, соответствовал образцу общемусульм. наднациональной империи. Арабы утратили свое привилегированное положение, статус подданных-мусульман сравнялся, а власть халифов усилилась (в эту эпоху их все чаще называют «тенью Бога на земле»); управление гос-вом перешло от араб. аристократии к иерархии чиновников, зависевших лично от халифа. Стали копироваться нек-рые формы сасанидской гос. традиции; в бюрократическом аппарате, идеологии, культуре заметно возросло влияние выходцев из Ирана. Во внутренней политике прослеживается отчетливый «сдвиг» на Восток, перенос культурно-политического центра халифата из Сирии в Ирак. В 762 г. второй и самый выдающийся халиф династии, аль-Мансур (754-775), основал на месте древней Селевкии-Ктесифона новую столицу - Багдад, ставший крупнейшим городом Востока, средоточием араб. науки и культуры. Заметно выросла при А. роль ислама в гос. идеологии халифата: халифы всячески подчеркивали свое религ. благочестие. Придя к власти, А. стали избавляться от своих вчерашних союзников. Опасаясь, что близость с крайними шиитскими сектами оттолкнет от династии суннитское большинство империи, власти подвергли репрессиям шиитов, были уничтожены хорасанские вожди «Аббасидской революции». В то же время халифы стремились сохранить опору на хорасанцев; выходцы из этой провинции составили костяк аббасидской гвардии, игравшей важную роль в политической жизни.

При А. не проводилась активная завоевательная политика. В 751 г. в битве у Таласа в Центр. Азии араб. войска остановили экспансию кит. империи Тан. Продолжалось продвижение мусульман на юго-восток, в бассейн Инда. На визант. границе сохранялось неустойчивое равновесие, локальные войны чередовались с крупными походами в глубь М. Азии (806, 833, 838).

В значительно большей степени внимание А. отвлекали внутренние конфликты. Политическая ситуация в гос-ве оставалась крайне нестабильной, в провинциях вспыхивали мятежи, самыми крупными из к-рых были восстания Муканны в Мавераннахре (776-783) и Бабека в Азербайджане (816-838), организованные сектами зороастрийской или маздакитской ориентации, а также восстание черных рабов («зинджей») в Ираке (869-883) и секты карматов на о. Бахрейн и в Аравии (кон. IX-X в.).

Эпоха А. отмечена расцветом арабо-мусульм. культуры и науки. Во 2-й пол. VIII - нач. IX в. на первые роли в культурной жизни выдвинулись представители исламизированных неараб. народов халифата, к-рые создали в араб. лит-ре стиль, восходящий не к древним обычаям кочевых племен, а к традиции богатых городов Востока. Гедонистическая поэзия с культом вина и любви, хотя и была арабоязычной, но далеко отошла от традиц. эстетики бедуинской поэзии, обратившись к наследию утонченной культуры сасанидской эпохи. В IX в. возникает противоположная лит. тенденция - араб. «реакция», воспевающая древнюю бедуинскую доблесть и нравственную чистоту, прославляющая воинские подвиги. В первые 100-150 лет правления А. завершилась кодификация мусульм. духовной традиции, сложились основные системы юриспруденции, бурно развивались философско-богословские школы, историческая и географическая науки.

Огромную роль в развитии арабо-мусульм. мысли сыграло усвоение арабами античного культурного наследия через посредство христиан-сирийцев. Со 2-й пол. VIII по X в. известны десятки христ. ученых, занимавшихся переводами на араб. язык (на основе более ранних сир. версий или непосредственно с греч.) сочинений Аристотеля и неоплатоников, Гиппократа и Галена, математических и географических трудов. Христиане халифата славились своими научными, и особенно медицинскими, познаниями. Представители сир. клана Бохтишо в течение 6 поколений служили врачами при дворе халифов VIII-X вв. Крупнейшей фигурой в интеллектуальной жизни IX в. был несторианин Хунайн ибн Исхак, врач, переводчик и ученый, глава академии («Дома мудрости»), основанной халифом аль-Мамуном (813-833).

Религ. политика первых А. (2-я пол. VIII - 1-я треть IX в.) не отличалась от омейядской. Немусульмане (зиммии) продолжали занимать престижные социальные ниши, играя лидирующую роль в торговле и финансах, многих ремеслах, медицине, гос. аппарате. В правление халифов аль-Мансура и аль-Махди (775-785) мусульмане открыто высказывали недовольство засильем чиновников-зиммиев, однако власти вынуждены были терпеть такое положение дел из-за нехватки образованных мусульман. При аль-Мансуре произошло 2 восстания коптов в Египте против сборщиков налогов; в 759-760 гг. взбунтовались христиане Ливанских гор (разбиты в сражении у Баальбека). Важным источником о положении зиммиев в VIII в. служит сочинение советника халифа Харуна ар-Рашида законоведа Абу Юсуфа, где излагается, как следует обращаться с подданными-немусульманами. Из этого произведения явствует, что, за исключением злоупотреблений при сборе налогов, христиане не подвергались никаким особым гонениям; ограничения, наложенные на зиммиев Омейядами при Умаре II, давно не соблюдались. Однако наместники, в частности, в Египте иногда по собственной инициативе преследовали христиан, разрушая церкви, возведенные после араб. завоевания. Единственное крупное гонение на христиан при Харуне ар-Рашиде произошло в Сирии в 807 г.; его причиной были раздоры в среде яковитского клира, когда одна партия обвинила другую в сношениях с греками; халиф повелел разрушить новопостроенные церкви в пограничной с Византией области (к нач. IX в. в мусульм. праве складывается представление о недопустимости постройки новых христ. храмов; христианам разрешалось лишь ремонтировать старые церкви, построенные до ислам. завоевания); преследования распространились вплоть до Иерусалима; чернь громила церкви, не разбирая, старые они или новые. Следующая полоса бедствий христиан была связана с междоусобной борьбой аль-Амина и аль-Мамуна, сыновей Харуна ар-Рашида, когда Сирия и Египет страдали от голода, смут и анархии (809-813). Противоборствующие армии и банды разбойников грабили христиан и жгли мон-ри. После утверждения власти аль-Мамуна мон-ри были восстановлены и туда вернулись монахи. В 831 г. егип. копты подняли очередное восстание, вызванное, как и раньше, алчностью правителей и тяжелыми налогами. Халиф прибыл в Египет и жестоко подавил мятеж; пленных повстанцев казнили, их семьи продали в рабство, опустевшие копт. деревни заселили мусульмане. С тех пор егип. христиане больше не восставали. В то же время лояльные властям зиммии преследованиям не подвергались. Христиане из окружения халифа легко получали право строить новые церкви. К этой эпохе относится беспрецедентный случай, когда христианин Макар из егип. г. Бура получил должность местного военачальника с правом носить меч и предстоять в мечети на пятничной молитве.

Со 2-й трети IX в. в халифате изменяются межконфессиональные отношения. Политический кризис в гос-ве, междоусобные войны, прекращение победоносной экспансии вызвали в мусульм. об-ве тоску по былому величию ислама, утраченной простоте нравов и привели к подъему фундаменталистских настроений и росту религ. нетерпимости. В 837 г. в ответ на вторжение в Сирию визант. войска халиф аль-Мутасим обрушил гонения на местных христиан. В 838 г. он предпринял поход на визант. г. Аморий, откуда вели свой род императоры правившей тогда Аморийской династии. Взятие и уничтожение этого важного стратегического пункта в центре М. Азии, сопровождавшееся пленением многих видных визант. военачальников (см. Аморийские мученики), вызвало в мусульм. мире эмоциональный подъем. Поворотным в религ. политике гос-ва стало правление халифа аль-Мутаваккиля (847-861). Он начал систематические гонения на шиитов, «неортодоксальные» мусульм. учения, а также на зиммиев, стремясь подорвать позиции иноверцев в управленческом аппарате и общественной жизни. Рост образовательного и интеллектуального уровня мусульман привел к тому, что гос-во все менее нуждалось в услугах христ. чиновников. Указом 850 г. для немусульман вводились ограничения в одежде - им полагалось носить желтые головные уборы особой формы, специальные нашивки на рукавах, употреблять только деревянные стремена и седла с шарами. В 854 г. было предписано разрушить все новопостроенные церкви; зиммиям запрещалось ездить на лошадях. В 859 г. появился запрет принимать немусульман на гос. службу, начались увольнения христ. чиновников. Дома христиан и иудеев должны были быть отмечены деревянными изображениями демонов. Притеснения инаковерующих привели к эмиграции христиан из Сирии в М. Азию и на Кипр, а также к массовой исламизации оставшихся в халифате христиан. Аль-Мутаваккиль был убит в результате заговора своих гвардейцев-тюрок. Со времен аль-Мутасима халифы стремились использовать их как противовес хорасанской гвардии; ко 2-й пол. IX в. тюрк. гулямы настолько усилились, что фактически управляли гос-вом, возводя и свергая халифов по своему усмотрению. Начался территориальный распад халифата, провинции выходили из повиновения. Еще в 788 г. отпали от халифата берберы Магриба во главе с шиитской династией Идрисидов; в 800 г. династия Аглабидов превратила в свое наследственное владение Тунис; в 822 г. отделился Хорасан; с 892 г. в Мавераннахре образовалось гос-во Саманидов; в IX-X вв. халифы дважды теряли Египет, переходивший к тюрк. династиям Тулунидов и Ихшидидов. Хотя большинство эмиров и султанов формально признавали главенство аббасидского халифа и платили ему нек-рую дань, но в своей политике и в вопросах престолонаследия они оставались совершенно самостоятельны.

В кон. IX - нач. X в. халифы и стоявшая за ними тюрк. военно-адм. верхушка относились к зиммиям достаточно терпимо. Запреты аль-Мутаваккиля были забыты, христиане снова занимали важные посты в гос. управлении, особенно в правление халифов аль-Мутамида (870-892) и аль-Мутадида (892-902). Однако среди низших слоев мусульм. об-ва и служителей культа неприязнь к иноверцам все более усиливалась, приводя иной раз к межконфессиональным столкновениям. Особого размаха преследования зиммиев достигли при халифе аль-Муктадире (908-932), когда в разных провинциях гос-ва мусульмане громили христ. храмы и мон-ри.

К сер. X в. распад халифата завершился. Под властью А. остался Багдад с областью Ср. и Н. Месопотамии. Даже титул халифа потерял ореол исключительности: в X в. существовали помимо Аббасидского Кордовский халифат Омейядов в Испании (с 929) и шиитский халифат Фатимидов в Сев. Африке. В 945 г., когда к Багдаду подступили войска Буидов (шиитской династии, правившей в Зап. Иране), халиф аль-Мустакфи сдался им без сопротивления. Новые правители Багдада лишили халифа политической власти и превратили Ирак в одну из своих провинций. Однако духовный авторитет титула халифа был еще настолько силен, что даже Буиды, исповедовавшие шиитскую доктрину, не посмели посягнуть на него. В большей части мусульм. мира халифа продолжали считать религ. главой: не обладая реальной силой, халифы оставались символом мусульм. сообщества. Многие мусульм. правители получали от халифа регалии в знак формального подтверждения своих властных полномочий.

В кон. 1055 г. Багдад перешел под власть новых правителей, тюрок-сельджуков, создавших в Передней Азии обширную империю - от Аральского до Средиземного морей. Во время господства Сельджукидов, исповедовавших суннитский ислам, авторитет халифов значительно возрос. В нач. XII в. различные ветви этой династии увязли в междоусобной борьбе, к-рая привела к упадку их гос-ва, и в частности к ослаблению контроля над Багдадом. В условиях массового недовольства сельджуками халифы сумели выйти из-под их власти и воссоздать независимое гос-во в пределах Ирака (начиная с аль-Муктафи, 1136-1160). Внутриполитическая ситуация в Багдаде сер. X - сер. XIII в. была крайне нестабильной. Практически каждый год происходили вооруженные столкновения суннитов и шиитов, жителей различных кварталов, вспыхивали голодные бунты. На этом фоне положение багдадских христиан, к-рых насчитывалось 30-40 тыс. при полумиллионном населении города, оставалось относительно спокойным, т. к. они не были вовлечены в политическую и религиозно-идеологическую борьбу. За 300 лет зафиксировано только одно антихрист. выступление: сожжение церкви в квартале ан-Насари в февр. 1002 г. Христиане, как и раньше, занимались престижными ремеслами; межконфессиональные отношения на бытовом уровне оставались терпимыми.

Конец гос-ву А. положило монг. нашествие. В нач. 1258 г. войска Хулагу-хана после недолгой борьбы овладели Багдадом; жители мусульм. кварталов были перебиты или уведены в плен, последний халиф аль-Мустасим был казнен. Христиане пользовались покровительством монголов, и резня их не коснулась. После падения халифата егип. и сир. мамлюки провозгласили халифом самозванца, выдававшего себя за одного из уцелевших А. Он и его потомки пребывали в Каире и выполняли декоративные функции по приданию авторитета власти мамлюков. Эта «династия» пресеклась в 1368 г., а через неск. десятилетий после завоевания Египта османами (1517) титул халифа был принят тур. султаном.

Халифы династии А.: Абу-ль-Аббас ас-Саффах (749-754); аль-Мансур (754-775); аль-Махди (775-785); аль-Хади (785-786); Харун ар-Рашид (786-809); аль-Амин (809-813); аль-Мамун (813-833); аль-Мутасим (833-842); аль-Васик (842-847); аль-Мутаваккиль (847-861); аль-Мунтасир (861-862); аль-Мустаин (862-866); аль-Мутазз (866-869); аль-Мухтади (869-870); аль-Мутамид (870-892); аль-Мутадид (892-902); аль-Муктафи (902-908); аль-Муктадир (908-932); аль-Кахир (932-934); ар-Ради (934-940); аль-Муттаки (940-944); аль-Мустакфи (944-946); аль-Мути (946-974); ат-Таи (974-991); аль-Кадир (991-1031); аль-Каим (1031-1075); аль-Муктади (1075-1094); аль-Мустазхир (1094-1118); аль-Мустаршид (1118-1135); ар-Рашид (1135-1136); аль-Муктафи (1136-1160); аль-Мустанджид (1160-1170); аль-Мустади (1170-1180); ан-Насир (1180-1225); аз-Захир (1225-1226); аль-Мустансир (1226-1242); аль-Мустасим (1242-1258).

Лит.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1898-1903. Т. 1-4; Мюллер А. История ислама. СПб., 1898. Т. 2; Mez A. Der Renaissance des Islams. Heidelberg, 1922 (рус. пер.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996); Hitty Ph. History of Syria. N. Y., 1951; Бартольд В. В. Соч. М., 1966. Т. 6; Lewis B. The Arabs in History. L., 1966; Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968; Wellhausen J. The Arab Kingdom and its Fall. L., 1973; Elisséeff N. L'Orient musulman au Moyen Âge (622-1260). P., 1977. P. 118-207, 305-306; Kennedy H. The Early Abbasid Caliphate. L., 1981; Фильштинский И. М. История арабской литературы: V - нач. IX в. М., 1985; он же. История арабов и халифата (750-1517 гг.). М., 1999; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам, 600-1258. М., 1988; Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990; она же. Распад Аббасидского халифата // История Востока. М., 1995. Т. 2: Восток в средние века. С. 222-225; Большаков О. Г. ал-‘Абба си йу н // Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 5-6; он же. Арабские завоевания: Халифаты Умайядов и Аббасидов. Распространение ислама // История Востока. Т. 2 С. 124-131.

К. А. Панченко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Синонимы:

Смотреть что такое "АББАСИДЫ" в других словарях:

  • Аббасиды — (132/749 656/1258) династия халифов, которые правили Арабским халифатом на протяжении более чем 5 веков. Халифы этой династии были потомками Аббаса ибн Абд аль Муталлиба ибн Хашима, который был родным дядей пророка Мухаммада. После воцарения в… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • АББАСИДЫ — АББАСИДЫ, династия арабских халифов в 750 1258. Происходит от Аббаса, дяди Мухаммеда. Расцвет при халифах аль Мансуре (754 775), аль Махди (775 785), Харун ар Рашиде (786 809), аль Мамуне (813 833). С конца 8 в. от Халифата Аббасидов, включавшего …   Современная энциклопедия

  • АББАСИДЫ — династия арабских халифов в 750 1258. Происходит от Аббаса, дяди Мухаммеда. Расцвет при халифах аль Мансуре (754 775), аль Махди (775 785), Харун ар Рашиде (786 809), аль Мамуне (813 833). Усиление феодального гнета Аббасидов вызвало народные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • аббасиды — сущ., кол во синонимов: 2 • абассиды (2) • династия (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Аббасиды — (Abbasids), мусульм. династия, правившая на большей части центр, терр. Бл. Востока (750 1258) и ведущая происх. от Аббаса, дяди Мухаммеда. Разжигая с помощью экстремистской группировки хашимитов племенные, сектантские и этнические конфликты, А.… …   Всемирная история

  • Аббасиды — Аббасидский халифат العبّاسيّون ← …   Википедия

  • Аббасиды — Гробница Аббасидов. Карбала, Ирак. АББАСИДЫ, династия арабских халифов в 750 1258. Происходит от Аббаса, дяди Мухаммеда. Расцвет при халифах аль Мансуре (754 775), аль Махди (775 785), Харун ар Рашиде (786 809), аль Мамуне (813 833). С конца 8 в …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • АББАСИДЫ — вторая великая династия арабских халифов, обосновывавшая свое право на престол происхождением от Аббаса, дяди Мухаммеда. В 750 Аббасидам удалось свергнуть омейядских халифов. Аль Мансур перенес столицу халифата из Дамаска в Багдад, новый город,… …   Энциклопедия Кольера

  • Аббасиды — династия арабских халифов в 750 1258. Происходит от Аббаса, дяди Мухаммеда. Расцвет при халифах аль Мансуре, аль Махди, Харун ар Рашиде, аль Мамуне. С конца VIII в. от Халифата Аббасидов, включавшего первоначально страны Ближнего и Среднего… …   Энциклопедический словарь

  • Аббасиды —         династия арабских халифов (750 1258), происходившая от Аббаса, дяди Мухаммеда. Воспользовавшись успехами антиомейядского шиитского движения (восстание Абу Муслима), А. свергли Омейядов (См. Омейяды). Первым халифом А. стал Абу ль Аббас ас …   Большая советская энциклопедия

  • Аббасиды — см. Аббас (Абул Фадль) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «АББАСИДЫ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»