- АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ
[Сераион; греч. ̓Ανδρέου ἀποστόλου σκήτη, Σεράγιον], на г. Афон, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). До ХV в. здесь находился Ксистский мон-рь, принадлежавший Ватопедскому мон-рю. Еп. Порфирий (Успенский) сообщает, что с давних времен на этом месте была келья с ц. во имя прп. Антония Великого, называемая Руэн-ду (албан.- пастырь), к-рую построил предположительно монах-пастух из Албании и к-рая принадлежала к числу наемных келий Карейской лавры. Во 2-й пол. XVII в. келья была перестроена для вышедшего на покой в 1652 г. К-польского Патриарха свт. Афанасия III (Пателлария). После его смерти в течение 107 лет келью занимали снимавшие ее у протата монахи. В 1766 г. К-польский Патриарх Серафим II, будучи на покое, приобрел келью и окружавший ее участок земли. По его просьбе мон. Пахомием, зодчим-хиосцем, там был заложен храм в виде башни с нижней ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и верхней - во имя ап. Андрея Первозванного, впосл. переосвященной греками во имя прп. Антония Великого, также был построен 4-этажный корпус, получивший название Серай (тур.- дворец). В нижнем ярусе корпуса размещались кладовые, в 1-м - хозяйственные службы, во 2-м - кельи и трапезная, в верхнем - Патриаршие покои и обширная б-ка. Патриарх Серафим прожил в обители 2 года, состоя в духовном общении с прп. Паисием Величковским, основателем скита Илии пророка. После смерти Патриарха старший архидиакон, его ученик, заведовавший хозяйством Серая, переселился в Ватопедский мон-рь, к-рому передал Серайскую келью. После греч. восстания 1821 г. Ватопед не смог более поддерживать Серай, и келья, переходившая из рук в руки, пришла в запустение.
Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА)
Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА)Основание А. а. с.
Ок. 1830 г. на Афон прибыли рус. иеросхимонахи Виссарион (Толмачёв; † 26.04.1862) и Варсонофий (Вавилов; † 14.03. 1850), ранее подвизавшиеся в Белобережской в честь Рождества св. Иоанна Предтечи пуст. Брянской епархии. Они поселились в Иверском мон-ре, вскоре перешли в Преображенскую келью при Иверском мон-ре, где прожили 7 лет, затем - в келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита, где были рукоположены во иеромонахов, их духовным отцом стал иеросхим. Арсений Афонский. После назначения иеросхим. Арсения игуменом Ильинского скита подвижники перешли туда, но вскоре были вынуждены покинуть скит из-за недовольства братии и решили основать на Афоне рус. скит. В 1841 г. они выкупили Серайскую келью у Ватопедского мон-ря, к ним присоединились др. рус. монахи, в келье начались регулярные богослужения, было введено общежитие по уставу Белобережской пуст. 15 июля 1845 г., во время визита на Афон вел. кн. Константина Николаевича, было возбуждено ходатайство перед К-польским Патриархом о преобразовании кельи в скит. В авг. 1849 г. на Афон прибыли рус. посол в Османской империи В. П. Титов, настоятель посольской церкви архим. Софония и камергер имп. двора, путешественник и духовный писатель А. Н. Муравьёв, стараниями к-рых келья была преобразована в Новорусский Ватопедский скит во имя ап. Андрея Первозванного, небесного покровителя Муравьёва, и прп. Антония Великого. Скит должен был содержаться за счет пожертвований из России и процентов с капитала в 50 тыс. р., ктитором обители стал Муравьёв. 22 окт. 1849 г. состоялось торжественное открытие А. а. с., литургию совершил проживавший на покое в Ватопеде митр. Адрианопольский Григорий в сослужении многих архиереев.
Накануне, 21 окт., был составлен акт, определявший взаимоотношения А. а. с. и Ватопеда, подтвержденный в дек. 1849 г. грамотой К-польского Патриарха Анфима IV. Согласно акту, А. с. подчинялся Ватопеду, к-рому должен был ежегодно выплачивать подать в размере 1,5 тыс. левов (300 р.). А. а. с. дозволялось иметь печать с изображением ап. Андрея Первозванного и прп. Антония Великого, к-рую скит мог использовать в документах в пределах Св. горы, а за ее пределами - с ведома Ватопеда. Юридическое положение А. а. с. в ряду афонских мон-рей и скитов в XIX в. определялось т. н. «общими канонизмами Св. горы Афон»: Γενικοὶ κανονισμοὶ τοῦ ῾Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους ̀ρδβλθυοτεΑθω. Κωνσταντινούπολις, 1911-1912. А. а. с. получал от Ватопеда во владение земельный участок с рощей, лугом, виноградником и водяной мельницей, а также право пользоваться источниками келий св. Иоанна Предтечи и свт. Николая, принадлежавших Хиландарскому мон-рю; скиту разрешалось иметь мулов, а также лодки и барки, необходимые для ведения хозяйства. Игумен А. а. с. избирался братией скита и утверждался Ватопедом, 1-м игуменом и духовником братии стал иеросхим. Виссарион, казначеем - иеросхим. Варсонофий. Настоятель управлял скитом совместно с собором старцев, не признанным Ватопедом официально и состоявшим из казначея, благочинного, духовника и неск. избранных братий. Число братии А. а. с. не должно было превышать 13 чел., но могло быть увеличено в случае приобретения скитом новых земель. Постриги в иночество совершал настоятель, уведомляя об этом Ватопед, миряне принимали постриг через год, монахи причислялись к братии скита после испытательного срока в 6 месяцев; после испытания нередко постригали не только в рясофор или мантию, но и в схиму, к-рую перед кончиной принимали все насельники, включая юных.
Скит ап. Андрея Первозванного
Скит ап. Андрея ПервозванногоЕп. Порфирий, посетивший Афон в 1858 г., сообщает об особенностях устава А. а. с. Вечерня продолжалась с 8 до 10 ч. (по афонскому счету времени), после нее братия шла к трапезе, затем - к повечерию. После повечерия каждый инок исповедовался своему старцу и исполнял у себя в келье вечернее правило, назначаемое старцем. После повечерия еда и питье воспрещались. Полунощница и утреня начинались в 1 или 2 ч. после полуночи, за час до этого исполнялось утреннее келейное правило. Простая утреня длилась 2 ч., полиелейная - 3 ч., по окончании служилась заупокойная лития, спустя час - ранняя литургия, длившаяся 2 ч., т. к. во время нее читался помянник благотворителей А. а. с. По субботам после литургии служилась соборная панихида о ктиторах и благотворителях. По чину Св. горы имена, дни ангела и дни кончины ктиторов вписывались в 3 синодика, в эти дни совершалась заупокойная литургия, или соборная панихида, или лития; в особо назначенные «ктиторские дни» приглашался архиерей и «в трапезе бывало утешение», как в праздники. Обеденная трапеза, кроме нек-рых постных дней, была спустя час после литургии и обычно состояла из 1 холодного и 2 вареных блюд, в праздники разрешались также и плоды; вино и масло дозволялись только в установленные дни. После литургии эконом распределял послушания. Настоятель, почти всегда участвовавший в послушаниях, или назначенный старец наблюдали за порядком работ и соблюдением молчания во время них; по окончании работ все просили друг у друга прощения и после общей молитвы возвращались в скит. Иногда во время работы или в пути читались повечерие, часы, акафист. Монахам не разрешалось держать в кельях еду, деньги, лишнюю одежду, входить в кельи друг к другу, кельи, не исключая настоятельской, никогда не запирались. Духовные книги читались по указанию старцев, «всякий порыв пытливости ума останавливался приказанием читать Псалтирь за упокой».
А. а. с. во 2-й пол. XIX - нач. XX в.
В 1850-1862 гг. в А. а. с. были построены два 2-этажных и два 4-этажных корпуса, в к-рых разместились братские кельи, трапезная, кухня, прачечная, скотный двор и др. хозяйственные службы, больничный корпус с ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы взамен прежней, к-рая переименована в честь прп. Антония Великого; у Хиландарского мон-ря был приобретен источник и сооружен водопровод, заложена каменная стена. В 1857 г. на деньги археолога П. И. Севастьянова, получившего, как и Муравьёв, звание ктитора скита, был заложен храм в честь свт. Петра, митр. Московского, с 2-этажным братским корпусом (освящен 24 авг. 1860). 15 дек. 1856 г. на собранные в России средства А. а. с. приобрел у Пантелеимона вмч. русского мон-ря ок. 4 дес. земли с кельей св. Василия, что позволило увеличить число братии скита - к 1858 г. она насчитывала ок. 37 чел.
При 2-м настоятеле скита архим. Феодорите (Крестовникове; 1862-1887) была построена 2-этажная ц. в честь Всех святых и святых Афонских на братском кладбище (1862-1868), в нижнем этаже к-рой хранились кости иноков, по афонскому уставу извлекаемые из земли через 3 года после их кончины; также был сооружен 2-этажный корпус для братии, осуществлявшей неусыпаемое чтение Псалтири. В 1863-1864 гг. построены 1- и 5-этажный корпуса, в к-рых разместились братские кельи, хлебня, кладовые и др. службы, окончено строительство стены. 19 нояб. 1865 г. в память чуда от подаренной скиту иеросхим. Виссарионом иконы Пресв. Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» был заложен 6-этажный корпус с верхней ц. в честь этой иконы и нижней - в честь вмч. Пантелеимона (освящен в 1871), в к-ром разместились больница, просфорня, часть ризницы, гостиница для богомольцев, кладовые и др. службы.
16 июня 1867 г. вел. кн. Алексеем Александровичем, посетившим А. а. с., в память чудесного спасения имп. Александра II Николаевича от покушения в Париже был заложен 8-купольный храм во имя ап. Андрея Первозванного с 2 приделами: правым - во имя св. блгв. кн. Александра Невского, свт. Иннокентия Иркутского и прп. Давида Солунского и левым - во имя св. равноап. Марии Магдалины, небесной покровительницы императрицы Марии Александровны, прп. Алексия, человека Божия, и свт. Алексия, митр. Московского. В 1877 г. с разрешения Святейшего Синода был начат сбор пожертвований в России на постройку собора, строительство началось 4 апр. 1881 г. 16 июля 1900 г. состоялось освящение собора, к-рое совершил К-польский Патриарх Иоаким III, тогда проживавший на Афоне, в сослужении еп. Волоколамского Арсения (Стадницкого), ректора МДА. Собор, построенный по проекту академика архитектуры М. А. Шурупова, вмещает 5 тыс. чел. и является самым большим на Афоне и 2-м по величине в Греции (после собора в Патрах). В 1904 г. в честь свт. Алексия, митр. Московского, небесного покровителя мч. цесаревича Алексия, был освящен нижний храм собора.
2 янв. 1872 г. иером. Феодорит был возведен в сан архимандрита, признан К-польским Патриархом Анфимом архимандритом Патриаршего Престола и награжден Патриаршим крестом. В мае 1874 г. Муравьёв, прибывший на празднование 25-летия А. а. с., передал ктиторство над скитом рус. послу в Османской империи гр. Н. П. Игнатьеву. Рус. правительство и Святейший Синод рассматривали А. а. с. наряду с др. рус. афонскими мон-рями как один из важнейших форпостов распространения рус. влияния на правосл. Востоке и оказывали ему щедрую материальную и политическую поддержку. Заботами гр. Игнатьева в Сан-Стефанский договор с Турцией (20 февр. 1878) была внесена статья (XXII), согласно к-рой А. а. с. приравнивался к мон-рю, однако на Берлинском конгрессе 1878 г. она была отвергнута из-за антирус. настроений в греч. прессе и по настоянию англ. дипломатии (62-я ст. Берлинского трактата). В связи с этим в 1879 г. к рус. консулу М. А. Хитрово обратились монахи А. а. с. Варнава, Виталий и Филимон с просьбой защитить рус. монашество на Афоне. В февр. 1879 г. Ватопедским мон-рем и А. а. с. был составлен 2-й акт, дополнявший акт 1849 г., по к-рому скит признавался рус. Свято-Андреевским общежительным скитом, получил право иметь печать с этим названием и увеличить состав братии до 150 чел. и более, если позволят средства. Был утвержден собор из 4 старцев, избиравшихся ежегодно для помощи настоятелю в заведовании хозяйством.
В 1879 г. вне скита, на сев. стороне, были построены 2- и 3-этажный корпуса, в к-рых разместились кузницы, слесарни, жили работавшие там иноки. В 1882 г. с вост. стороны А. а. с., близ кладбища, была воздвигнута 2-этажная церковь (верхняя - во имя свт. Николая Чудотворца, нижняя - во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 2-этажный корпус для иноков, избравших подвиг уединения. В следующем году в скиту были закончены работы по расширению братской трапезной и строительству ц. во имя Св. Троицы (Авраамова странноприимства под дубом Мамврийским), начатые в 1873 г. В 1884 г. сооружен 3-этажный корпус по сев.-вост. фасаду А. а. с., в к-ром разместились столярни, токарни, кладовые и кельи. В 1887 г. на зап. стороне А. а. с. был построен 3-этажный корпус с ц. во имя Успения Пресв. Богородицы (богослужения с 15 авг. 1889), с кельями молчальника схим. Андрея и кладовыми. С 1 янв. 1887 г. А. а. с. издавал ж. «Наставления и утешение св. веры христианской»; скит выпускал также «Афонские листки», «Стенные листки», службы различным святым, акафисты, отдельные жития святых.
23 апр. 1887 г. был избран новый настоятель - иеросхим. Феоклит (Поздеев), архим. Феодорит отбыл на лечение в Одессу, где скончался. В мае 1887 г. начато строительство новой братской трапезной с церковью вместо сгоревшей 9-10 марта, трапезная освящена в ноябре того же года, церковь - в 1889 г. 22 окт. 1889 г. А. а. с. торжественно праздновал свое 50-летие, 1 апр. 1890 г. Святейший Синод РПЦ наградил иеросхим. Феоклита наперсным крестом.
Интерьер собора во имя ап. Андрея Первозванного
Интерьер собора во имя ап. Андрея Первозванного1 февр. 1892 г. настоятелем скита был избран архим. Иосиф (Беляев), ранее бывший настоятелем С.-Петербургского подворья. В нач. XX в. на средства схим. Иннокентия (Сибирякова), владельца золотых приисков, принявшего иночество на Афоне, в А. а. с. был сооружен больничный корпус с ц. во имя свт. Иннокентия Иркутского, также построены храм во имя прп. Михаила Клопского, св. вмц. Варвары и прп. Давида Солунского при келье схим. Иннокентия, ц. во имя св. прор. Илии при водяной мельнице, ктиторский храм во имя преподобных Виссариона и Варсонофия, сщмч. Феодорита и св. мч. Феоклита, братские и подсобные корпуса; устроены памятники над могилой иеросхим. Виссариона и в память всех почивших братий. В 1909 г., при настоятеле иером. Иерониме (Силине; 1908-1913), на средства астраханского купца И. И. Губина была перестроена ц. во имя Всех святых и братская усыпальница. В 1910 г. начата перестройка гостиничного корпуса с ц. во имя прп. Сампсона странноприимца.
В 1903 г. в А. а. с. насчитывалось ок. 500 монахов, в 1912 г.- ок. 700. Каждую субботу и воскресенье скит посещало от 100 до 300 пустынников, в храмовые праздники (19 нояб.- иконы «В скорбех и печалех Утешение», 30 нояб.- ап. Андрея Первозванного, 17 янв.- прп. Антония Великого) в скит приходило до 2 тыс. монашествующих и мирян. В А. а. с. имелись многочисленные мастерские: иконописная, столярная, слесарная, портняжная, собственная фотография, больница, аптека, склад изданий. Резкое увеличение числа рус. монахов на Афоне стало причиной обострения отношений между русскими и греками. Монахи А. а. с. не стояли в стороне от общего стремления рус. святогорцев добиться независимости от греков как в каноническом, так и в материальном отношении. Так, посетивший Афон в июне 1887 г. российский генеральный консул в Македонии И. Ястребов отмечал, что андреевцы, ранее отличавшиеся тактичностью политики по отношению к Ватопеду, в последнее время стремятся получить часть его пристани в свою собственность и тем самым стать полностью независимыми от него. (Копия с донесения генерального консула в Македонии И. Ястребова российскому послу в К-поле А. И. Нелидову от 4 июня 1887 г. // РГИА. СПб. Ф. 2182 (И. Е. Троицкий). Оп. 1. Д. 160. Л. 8-8 об.).
Подворья
В 1860 г. в К-поле была нанята квартира для паломников, следующих на Афон, где было устроено первое подворье скита с ежедневными богослужениями по афонскому уставу; в 1871 г. для размещения подворья был приобретен дом, сгоревший в дек. 1887 г. В 1888 г. начата постройка нового подворья с ц. во имя Казанской иконы Божией Матери вместо сгоревшего.
25 нояб. 1874 г. Г. Г. Адмиральский отказал в пользу А. а. с. участок земли в Ростове-на-Дону с недвижимым имуществом (утвержден за скитом 21 апр. 1881), на к-ром было создано подворье скита. 2 июля 1879 г. А. а. с. получил в дар от купчихи г. Павловска А. У. Джамусовой участок земли с постройками в С.-Петербурге, на Песках, на углу 5-й и Дегтярной ул. (утвержден за скитом 18-27 окт. 1878, участок увеличен в 1890 за счет дара А. А. Джамусова). 11 мая 1889 г. на территории С.-Петербургского подворья было начато сооружение ц. во имя Благовещения Пресв. Богородицы в память чудесного спасения имп. семьи при крушении поезда на ст. Борки 17 окт. 1888 г.; 19 февр. 1890 г. из А. а. с. в этот храм была отправлена чудотворная икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» и части святых мощей. 6 февр. 1882 г. липецкий купец И. П. Летунов пожертвовал обители участок земли с постройками в Одессе, на углу Рыбной ул. и Тюремного пер., где с 1874 г. размещалось подворье А. а. с. (участок утвержден за скитом 28 апр. 1882). В 1883 г. на подворье построен дом для паломников, следующих в Иерусалим, на Синай и Афон, в 1886-1887 гг.- дом с ц. во имя прп. Сергия Радонежского, покровителя вел. кн. Сергия Александровича, председателя имп. Палестинского правосл. об-ва , 12 окт. 1893 г. освящена вторая, нижняя, ц. во имя ап. Андрея Первозванного. А. а. с. владел также участком земли в Македонии, приобретенным в 1869 г.
Святыни и б-ка
В А. а. с. хранились многочисленные святыни: неск. частиц Животворящего Древа Креста Господня, 2 частицы от главы и частица от локтя правой руки ап. Андрея Первозванного, частицы мощей св. архидиак. Стефана, апостолов Филиппа и Варнавы, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона, сщмч. Харлампия, сщмч. Власия и свт. Модеста, Патриарха Иерусалимского, святых 40 мучеников Севастийских, прп. Григория Синаита, прп. Нила Мироточивого, мч. Трифона, мч. Димитрия Нового, прмч. Михаила, иже в обители Саввы Освященного, преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия, прмц. Марины, капля крови и часть мира вмч. Димитрия Солунского, 3 части от даров, принесенных волхвами в Вифлеем при Рождестве Христове, частицы от мощей рус. святых: Александра Невского, Сергия Радонежского, Митрофана Воронежского, Серафима Саровского, а также чудотворная икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», от к-рой совершилось много чудес во время пребывания ее в России в 1863, 1879 и 1882 гг. (с 1890 в А. а. с. находился список с иконы, а сама она - на подворье скита в С.-Петербурге).
Тайная вечеря. Росписи в келье Серай. Cер. XIX в.
Тайная вечеря. Росписи в келье Серай. Cер. XIX в.К кон. XIX - нач. XX в. А. а. с. обладал богатейшей б-кой, основу к-рой составили книги, привезенные во 2-й пол. XIX в. из России, нек-рые печатные и рукописные слав. и греч. богослужебные книги сохранились со времен Патриарха Серафима. По сведениям проф. А. А. Дмитриевского, в б-ке А. а. с. хранилось более 200 рукописей (древнейшие греч. Евангелия VIII-IX вв.), часть к-рых была пожертвована скиту Муравьёвым и Севастьяновым, последний также завещал А. а. с. часть собрания фотоснимков, калек и копий греч. рукописей, сделанных им во время путешествий по афонским мон-рям, а также коллекцию древних икон афонского письма. Коллекции хранились в музее, располагавшемся в крипте Андреевского собора. Систематизацией книжного собрания скита занимались Н. Ф. Красносельцев и В. М. Истрин. Весной 1887 г. часть б-ки сгорела во время пожара; в 1897 г. она разместилась в каменном корпусе, выстроенном на зап. стороне скита. В 1958 г. в скиту случился пожар, продолжавшийся 3 дня и уничтоживший бо́льшую часть б-ки - значительное число рукописей, 20 тыс. печатных изданий и нек-рые святыни.
Имяславие в А. а. с.
В нач. XX в. среди рус. монахов на Афоне возникло движение имяславцев, главным его апологетом с нач. 1912 г. являлся староста А. а. с. иеросхим. Антоний (Булатович). В сент. 1912 г. К-польский Патриарх Иоаким III направил настоятелю рус. Пантелеимонова мон-ря послание, в к-ром называл новое учение «бессмысленным и богохульным» и советовал его сторонникам «отстать от душевредного заблуждения и перестать спорить и толковать о вещах, которых не знают». На основании этого послания настоятель А. а. с. игум. Иероним подверг запрету в священнослужении и Причащении иеросхим. Антония, отказавшегося сжечь один из главных своих трудов в защиту имяславия - «Апологию веры в Божественность имен Божиих и имени «Иисус» (Против имяборствующих)»; настоятель также попытался изгнать из скита сторонников Антония. В нач. 1913 г. 300 монахов А. а. с. составили обращение в Святейший Синод о смещении игум. Иеронима, на место к-рого единогласно был избран архим. Давид, много лет подвизавшийся в затворе. Ватопедский мон-рь не признал выборы действительными, потребовал удаления из скита иеросхим. Антония, а приверженцам имяславия пригрозил отлучением от Церкви и изгнанием со Св. горы. Действия Ватопеда привели к обратной реакции со стороны насельников А. а. с., и 18 противников имяславия во главе с игум. Иеронимом были изгнаны из скита. А. а. с. был окружен греч. солдатами. 20 янв. 1913 г. на Афон прибыл представитель российского посольства вице-консул В. С. Щербина, к-рый потребовал восстановления игум. Иеронима в должности настоятеля.
27 янв. игум. Пантелеимонова мон-ря Мисаил, до сего времени выступавший против имяславцев, неожиданно перешел на их сторону; иеросхим. Антоний был делегирован братией Пантелеимонова мон-ря и А. а. с. в С.-Петербург для защиты имяславия в Святейшем Синоде РПЦ. 2 февр. иеросхим. Антоний, архим. Давид и все «единомысленные с ними» были запрещены афонским Кинотом в священнослужении и вскоре вызваны на суд в К-поль как виновники восстания, А. а. с. был подвергнут церковному отлучению. В результате действий российского посольства в К-поле рус. афонские монахи в течение 5 месяцев не получали почту, денежные переводы и продовольствие.
В 1913 г. имяславие было разобрано комиссией Халкинской богословской школы во главе с митр. Селевкии Германом. Комиссия рекомендовала Святейшему Синоду РПЦ осудить учение как хульное и еретическое, 5 апр. 1913 г. новый К-польский Патриарх Герман V отправил соответствующую грамоту на Афон. 16 мая было созвано экстренное заседание Синода РПЦ по вопросу имяславия под председательством митр. С.-Петербургского сщмч. Владимира (Богоявленского), на к-ром были заслушаны доклады архиепископов Волынского Антония (Храповицкого) и Вологодского Никона (Рождественского), проф. СПбДА С. В. Троицкого, послужившие основой для послания Святейшего Синода рус. инокам от 18 мая 1913 г., составленного архиеп. Сергием (Страгородским), в к-ром содержалось подробное опровержение имяславия.
Архиеп. Никон и проф. Троицкий были отправлены на Афон для прекращения смуты. В июле началось насильственное выселение имяславцев из Пантелеимонова мон-ря и А. а. с. Согласно докладу архиеп. Никона Святейшему Синоду, 3-часовое увещевание имяславцев добровольно идти на пароход успеха не имело, тогда солдаты начали выгонять монахов из скита сильными струями холодной воды, насельники скита защищались иконами. Раненых монахов, названных «оцарапанными», согласно донесению, было ок. 25 чел. Всего в ночь выдворения было похоронено четверо убитых и зарегистрировано 46 чел. с колотыми и резаными ранениями. На пароходах «Херсон» и «Чихачёв» в Одессу было вывезено 833 инока-имяславца, из них 8 чел., признанные в сане и монашестве, были отправлены на подворье А. а. с., 40 чел., обвиненных в уголовных преступлениях, были заключены в тюрьму, остальные «в мирском одеянии» отправлены «для водворения на родину». Указом Синода от 24 авг. 1913 г. иноки, не принявшие послания Святейшего Синода, запрещались в священнослужении и Причащении Св. Таин. В послании к Синоду РПЦ Патриарх Герман V выразил пожелание, чтобы изгнанные монахи даже в случае раскаяния не могли быть возвращены на Афон.
А. а. с. в 1914-2001 гг.
По Бухарестскому договору от 26 авг. 1913 г. Афон вошел в состав Греции. С этого времени начался постепенный упадок скита. В 1914 г., в ходе первой мировой войны, тур. правительством были закрыты проливы и традиц. связь рус. афонских обителей с Россией через Чёрное м. и Одессу была прервана. Одновременно на фронт были мобилизованы рус. святогорцы, в т. ч. значительная часть оставшихся насельников А. а. с. Во время Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны в России подворья скита в С.-Петербурге, Ростове-на-Дону и Одессе были отобраны, банковские счета конфискованы, прекратились пожертвования. Политика греч. правительства по эллинизации Св. горы сделала невозможным пополнение братии за счет рус. эмиграции, в 1926-1955 гг. гражданам Советской России поступление в афонские мон-ри также было запрещено, в 1955 г. прием рус. монахов на Афон был возобновлен, но лишь в случае разрешения лично Патриарха К-польского. О бедственном положении А. а. с. в 30-х гг. ХХ в. свидетельствует «Воззвание о помощи рус. келлиям и пустынникам Афона», с к-рым 2 окт. 1932 г. выступило братство рус. обителей (келий) во имя Царицы Небесной на Афоне. В 1917 г. братия А. а. с. насчитывала ок. 200 чел., в 1929-м - ок. 100, к 1965 г.- всего 5 чел., средний возраст рус. афонского инока составлял 78 лет.
В 1971 г. скончался мон. Сампсон, последний рус. насельник А. а. с., скит перешел во владение Ватопедского мон-ря и начал приходить в запустение. К нач. 80-х гг. XX в. постройки скита, за исключением Андреевского собора, находились в полуразрушенном состоянии: обваливались стены и потолки, растительность разрушала каменную кладку. В 1992 г. по решению Ватопедского мон-ря в А. а. с. вселилась небольшая группа греч. монахов. Настоятель скита иеродиак. Павел, профессиональный реставратор, прилагал немало усилий для консервации и восстановления построек. В 1999 г. прошло торжественное празднование 150-летия А. а. с. Во Французском ин-те в Салониках в окт. 1999 - янв. 2000 г. состоялась выставка, где были представлены снимки, сделанные в фотомастерской скита на рубеже XIX-XX вв. В Афинах опубликован юбилейный альбом с видами скита и его святынями. На престольный праздник - память ап. Андрея (30 нояб.) - в обитель прибыли многочисленные паломники во главе с греч. еп. Михаилом, экзархом Центр. Европы, совершившим праздничное богослужение в Андреевском соборе. В 2001 г. в А. а. с. проживало неск. греч. насельников, располагалась Афонская школа с 8-годичным сроком обучения. Неоднократно поднимался вопрос о передаче А. а. с. Пантелеимонову мон-рю.
Лит.: [Муравьев А. Н.] Новый русский скит св. ап. Андрея Первозванного на Афоне. СПб., 1852; [он же.] Общежительный русский скит св. ап. Андрея Первозванного на Афоне. Од., 1866, 18692; Серай: Новый Русский скит св. ап. Андрея Первозванного на Афоне. СПб., 1858; Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в годы 1858, 1859 и 1861, и описание скитов Афонских // Восток христианский: Афон. М., 1880. С. 437-464; Происхождение и основание общежительного скита во имя св. ап. Андрея Первозванного и прп. Антония Великого на Св. Горе Афонской. Од., 1885; Одесское и Константинопольское подворья Русского Свято-Андреевского на Афоне скита и краткая история означенного скита. Од., 1886; Записки о жизни и подвигах в Бозе почивших основателей Русского Св.-Андреевского общежительного скита на Св. Горе Афонской иеросхимонахов Виссариона и Варсонофия и священноархим. Феодорита, их сотрудника и второго настоятеля скита, и некоторых других их сподвижников и собеседников: С прил. крат. сведений о нынешнем настоятеле скита иеросхим. Феоклите. Од., 1889; Краткий ист. очерк Русского на Афоне Св.-Андреевского общежительного скита: С прил. повествования о чудесах от принадлежащей сему скиту иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Од., 1890, 19126; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895. С. 256-268; Никанор (Каменский), еп. Воспоминания о Св. земле и Афоне. СПб., 1898. С. 52-53; Каталог книгам Русского Андреевского общежительного скита на Св. Горе Афонской. Од., 1898; Лопухин А. П. История христианской Церкви в ХIХ в. СПб., 1901. Т. 11. С. 140-142; Летопись Русского Св.-Андреевского скита на Афоне (1841-1863). СПб., 1911. Т. 1; Альбом видов Русского Св.-Андреевского скита на Афоне: (Виды обителей, церквей, подворий и проч.). Од., 1914; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 602-606; Козлов В. Святая гора Афон и судьбы ее рус. обитателей // Дипломатический ежегодник, [1990]. М., 1992. С. 227-248; Варсонофий [Судаков], еп. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX - нач. XX в. Саранск, 1995. С. 108-128; [Мат-лы по имяславию] // Начала, 1995. М., 1996. № 1/4. С. 7-200; Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 398; С. 707-709; Августин (Никитин), архим. Афон и Русская Православная Церковь // БТ. 1997. Сб. 33. С. 103-106; Кадас С. Св. Гора Афон: Мон-ри и их сокровища. Афины, 1998. С. 48; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 67; Горбунов Д. А. Краткая история имяславских споров в России нач. ХХ в. // Церковь и время. 2000. № 3 (12). С. 179-220.
А. В. Егорова, О. Г. Ульянов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.