АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич

Дмитрий Сергеевич (1733 - 1.05.1788, Москва), философ и публицист. Род. в семье подьячего Троице-Сергиева мон-ря. Учебу начал в Троицкой ДС, дошел до класса риторики и в 1755 г. по ходатайству лаврского начальства в числе 6 лучших учеников был переведен в новооткрытый Московский ун-т. Философию изучал у И. Г. Фроманна, математику у И. И. Роста, получая ежегодно за успехи в этих науках золотые медали. Математику начал преподавать в низшем классе гимназии в 1760 г., еще будучи студентом. В это же время в университетском ж. «Полезное увеселение» был напечатан его перевод с лат. сочинений: «Речь, которую говорил один разумный человек из Гараминтов к Александру Великому» (1760. Ч. 4. Сент. № 11); «Сребролюбивый человек и Бог, и весь свет ненавидит» (Ч. 4. Июль. № 4), а также собственное, написанное в традициях правосл. благочестия «Рассуждение о бессмертии души человеческой» (Там же). В 1762 г. А. получил звание магистра и произнес речь «О мудром изречении греческого философа: рассматривая всякое дело с рассуждением...». С 23 мая 1762 г. начался его двадцатилетний период работы на поприще математических наук. А. были прочитаны курсы и составлены учебники почти по всем разделам математики, переведены с лат. языка и изданы (1765) математические труды И. Ф. Вейдлера. 30 мая 1765 г. А. получил кафедру философии и логики. Его философский курс, читавшийся на лат. языке, был построен на учебниках вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. Х. Баумейстера, к-рые пользовались популярностью в университетской и духовно-академической среде и были изданы на рус. языке. «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией...» (1767) положило начало философскому курсу на рус. языке. Соискание профессорского достоинства требовало доказать «свою к тому способность ученым сочинением», и А. в 1769 г. предоставил на рассмотрение университетской конференции диссертацию на рус. и лат. языках «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания, которое по приказанию его превосходительства Василия Евдокимовича Адодурова, императорского Московского университета господина куратора, и по представлению его высокородия Михаило Матвеевича Хераськова, оного же университета господина директора, с согласия при том всех господ профессоров, производимый публичным ординарным профессором, в публичном собрании, на рассмотрение предлагает философии и свободных наук магистр Дмитрий Аничков 1769 года августа... дня». Решающее влияние на диссертацию оказал труд Ш. де Бросса «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии» (1760). Диссертация А. свидетельствовала о значительном отходе от вольфианства и изобиловала цитатами из Петрония, Лукреция и А. Попа. В целом она произвела неблагоприятное впечатление, и большинство профессоров на экстраординарной конференции 23 авг. 1769 г. объявили, что «торжественно против этих мнений протестуют, ибо от них может произойти что-нибудь в предосуждение и позор для университета». Основным оппонентом А. был проф. И. Г. Рейхель, заявивший, что столь любимый диссертантом Лукреций является «свиньей из стада Эпикурова» и «пролетарием среди философов». Утверждение в профессорском звании не состоялось, а диссертацию с определенными исправлениями и сокращениями пришлось переиздавать под др. названием - «Философическое рассуждение о начале и происшествии богопочитания у разных, а особливо невежественных, народов». О новом варианте диссертации архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) предоставил Святейшему Синоду резко критический отзыв: автор «явно восстает противу всего христианства, богопроповедничества, богослужения; опровергает Священное Писание, богознамения и чудеса, рай, ад и дьяволов, сравнивая их с натуральными и небывалыми вещами, а Моисея, Самсона и Давида с языческими богами; в утверждение приводит безбожного Эпикура, Люкреция, да всескверного Петрония» (Цит. по: Шпет Г. Г. Соч. М., 1989. С. 72). В заключение диссертацию предлагалось уничтожить, автора отстранить от научной и педагогической работы. Сложилась даже легенда, восходящая к И. М. Снегирёву, о сожжении книги А. на Лобном месте в Москве, но изучение архивов исследователем Н. А. Пенчко не подтверждает этого свидетельства, а говорит о том, что дело было изъято непосредственно обер-прокурором Святейшего Синода П. П. Чебышевым и после 18 лет проволочки в 1787 г. официально выключено из делопроизводства (дело о дис. А.- РГИА. Ф. 796. Оп. 50. № 342; копия - РГАДА. Ф. 168. Оп. 1. № 113; первая публ. (по копии) - РА. 1875. № 11).

В 1770 г. на А. было возложено преподавание новой дисциплины - «учения о нравственности и этике», и он был наконец рекомендован к производству в профессора философии, звание было присуждено в 1771 г. с формулировкой «звание публичного логики, метафизики и чистой математики экстраординарного профессора». В 1777 г. А. получил звание ординарного профессора. В 1785 г. он был произведен в надворные советники. А. являлся членом Вольного Российского собрания при Московском имп. ун-те. К кон. 70-х гг. он пересмотрел свои прошлые заблуждения и ошибки в отношении правосл. благочестия, что нашло выражение в целом ряде его философско-богословских работ: «О невещественности души человеческой и из оной происходящего ее бессмертия» (1777), «О превратных понятиях человеческих, происходящих от излишнего упования, возлагаемого на чувства» (1779), «О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783). Философское миросозерцание А. было построено на последовательных теистических позициях, модное в XVIII в. увлечение рационально-сенсуалистическими и деистическими идеями франц. Просвещения его коснулось, но не оставило глубокого следа. Об этом свидетельствуют, напр., тезисы к дис. 1769 г. «Бога в Троице без откровения натурально понимать не можно»; «При возвышающемся познании человеческом о вещах возвышается купно и человеческое понятие о Боге». Примером же определенного влияния просветительских идей можно считать критику А. с позиций сенсуализма учения Р. Декарта о врожденных идеях в работе «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений» (1770).

По ряду свидетельств, с 1777 г. А. состоял членом одной из масонских лож. Рус. философ, богослов и математик был плодовитым писателем, но рукописи его многочисленных неопубликованных трудов и вся библиотека погибли при пожаре московского дома в сер. 80-х гг. XVIII в.

Соч.: Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией, и что в нем ничего не бывает по случаю. М., 1767; Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих // Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в. М., 1952. Т. 1; Слово о понятиях человеческих // Антология педагогической мысли в России XVIII в. М., 1985.

Лит.: Гагарин В. П. Первая философская диссертация, защищавшаяся в Московском университете // ВМУ: обществ. науки. 1952. Вып. 3; Попова И. Я. Забытый труд Д. С. Аничкова по философии и логике: Заметки на логику и метафизику // ВМУ: эконом., филос. и право. 1957. № 4; Пенчко Н. Первый в России научный труд по истории религии и его загадочная судьба // Наука и жизнь. 1964. № 11; Лепехин М. П. Аничков Д. С. // Словарь русских писателей XVIII века. Л., 1988. Вып. 1.

А. И. Абрамов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич" в других словарях:

  • Аничков Дмитрий Сергеевич — [1733 – 30 IV (11 V) 1788, Москва, похоронен на Лазаревском кладбище]. Публицист, философ. Сын подьячего Троице Сергиевой лавры; несмотря на дворянское происхождение (см.: Руммель, Голубцов. Родосл. сб., т. 1, с. 45), отец А. находился в подушном …   Словарь русского языка XVIII века

  • АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич — (1733 88), российский просветитель, философ деист. Профессор Московского университета (с 1771). Его диссертация о происхождении религии осуждена за атеизм, все ее экземпляры сожжены …   Энциклопедический словарь

  • АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич — (1733 88) российский просветитель, философ деист. Профессор Московского университета (с 1771). Его диссертация о происхождении религии осуждена за атеизм, все ее экземпляры сожжены …   Большой Энциклопедический словарь

  • Аничков Дмитрий Сергеевич — Аничков, Дмитрий Сергеевич, профессор (умер в 1788 году). Учился в семинарии Троицкой Лавры и в Московском университете; с 1765 года читал в университете философию и метафизику; занимал в обеих университетских гимназиях место инспектора. Главные… …   Биографический словарь

  • Аничков Дмитрий Сергеевич — (1733 ‒ 1.5.1788), русский философ просветитель. Окончил Московский университет в 1761, с 1771 ординарный профессор университета. Выступив (в работах 1761 и 1767) как последователь философии Х. Вольфа, А. пытался преодолеть дуалистическую… …   Большая советская энциклопедия

  • АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич — (род. 1733 – ум. 1788) рус. просветитель, философ. После окончания семинарии Троицкой Лавры и Московского ун та был профессором логики, метафизики и математики этого ун та. Автор философских трудов «Слово о том, что мир сей есть ясное… …   Философская энциклопедия

  • Аничков, Дмитрий Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аничков. Дмитрий Сергеевич Аничков Дата рождения: 1733 год(1733) Место рождения: Троице Сергиевск Дата смерти: 1 (12) мая …   Википедия

  • Аничков, Дмитрий Сергеевич — профессор Московского университета по кафедре логики, метафизики и чистой математики, род. в первой половине прошлого столетия, ум. в Москве 1 мая 1788 г. Сын троицко лаврского подьячего, образование получил он в лаврской семинарии. В 1755 г.,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Аничков Дмитрий Сергеевич — (1733 1788), российский просветитель, философ деист. Профессор Московского университета (с 1771). Его диссертация о происхождении религии осуждена за атеизм, все её экземпляры сожжены …   Энциклопедический словарь

  • Аничков Дмитрий Сергеевич — ординарный профессор логики, метафизики и чистой математики Московского университета; учился в семинарии Троицкой лавры и в Московском университете; по окончании в нем курса с отличием в 1761 году поступил преподавателем математики в гимназию и в …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»