АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ

АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ

(XIII в.?), прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Сведения о жизни святого содержатся в его житии, существующем в 2 редакциях. Ранняя (известна в 13 списках; древнейший в сб. БАН. Мордв. № 11, кон. XVII в.) появилась в кон. XVII в. (первое записанное в ней чудо - 1671) скорее всего в Антониевом Дымском мон-ре на основе местных преданий и новгородской житийной традиции. Поздняя редакция (известна в 17 списках) также была создана в Дымском мон-ре в кон. XVIII - нач. XIX в.; ее сведения, особенно даты, не могут считаться достоверными. В ранней редакции жития не назван год рождения святого, нет описания его детства, сведений о месте и времени пострига. Скудость сведений составитель жития объясняет тем, что «преподобный Антоний, Дымския обители начальник... не желая славы от человек, все свое благое по Бозе житие, и крепкое пребывание, и всякую добродетель ни во что же вмени. И не токмо сие, но и преставление свое и вечную память непамятно всем учини». К тому же «от велия забвения и нерадения все истребися, еще же и от бывших пожаров, и всяких воинских людей буести и находов и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» (Белоброва. С. 289). Обе редакции называют А. Д. современником прп. Варлаама Хутынского (поздняя сообщает год - 1206-й - и место рождения А. Д.- Вел. Новгород). Житие сообщает, что по воле прп. Варлаама А. Д. ходил к К-польскому Патриарху Афанасию (имя недостоверно) «некиих ради церковных вин» или «потреб». При описании «хожения» составитель ранней редакции использовал «Паломник Антония Новгородского в Царьград», устные новгородские предания и допустил ряд анахронизмов, приписав А. Д. факты путешествия Новгородского архиеп. свт. Антония (Добрыни Ядрейковича). В обеих редакциях рассказывается, что прп. Варлаам перед смертью благословил А. Д. быть игуменом Хутынского мон-ря (событие, также заимствованное из жизнеописания свт. Антония Новгородского; годом преставления Варлаама назван 1243-й вместо 1192-го). Ок. 1243 г. А. Д. удалился в уединенные и глухие места на берегу Дымского оз. (в ранней редакции говорится, что это был погост на Тихвине). Поселившись здесь, А. Д. (по сообщению поздней редакции) ископал пещеру, поставил келью и стал подвизаться, изнуряя плоть ношением железной шляпы.

Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК)

Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК)


Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК)

Согласно житию ранней редакции, А. Д. поставил 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого с верхней ц. в честь свт. Николая Чудотворца (в поздней редакции названа верхняя ц. в честь Покрова Божией Матери). «Во общее упокоение братии» А. Д. поставил др. храм (теплый с трапезной) во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Кроме того, святой устроил еще одну малую обитель - Вырдомскую пуст. (о ней см.: Мордвинов И. П. Письмо в редакцию).

По-разному редакции жития сообщают о кончине преподобного. В ранней редакции не названа дата преставления. В поздней редакции сказано, что святой преставился 24 июня 1273 г. в возрасте 67 лет. Только в этой редакции говорится об обретении мощей святого - через 97 лет после преставления, т. е. в 1370 г., и добавлено неверное уточнение - в «княжение великаго князя Иоанна Даниловича» (вероятно, день памяти 17 янв. связан с обретением мощей). Из поздней редакции узнаем также, что в 1409 г., при вел. кн. Василии I Димитриевиче, во время нашествия татар, мощи А. Д. предали земле («да не поругаеми будут от врагов»), а церковную утварь, колокола и железную шляпу преподобного опустили в Дымское оз.

Во 2-й пол. XVII в. была составлена ранняя редакция жития святого. В то же время появились изображения А. Д. в рост на фоне Дымского мон-ря. В 1655 г. в мон-ре был построен Свято-Троицкий собор, в к-ром под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей А. Д., устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа А. Д. (весом более 3 кг), широкие поля к-рой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском мон-ре совершался крестный ход на озеро.

В 1800-1803 гг. строителем Дымского мон-ря был Герасим (Гайдуков), в 1806 г. переведен в тотемский Суморин мон-рь. Возможно, что Герасим с целью привлечь внимание к заброшенной Дымской обители и составил новую (позднюю) редакцию жития основателя мон-ря, к-рую дополнил чудесами за 1744, 1796, 1800 и 1802 гг. Предположение об авторстве основано на том, что поздняя редакция жития А. Д. составлена по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго новаго чудотворца» (М., 1846. Л. 38-48), т. е. она возникла под пером человека, знакомого как с тотемским Сумориным мон-рем, так и с Дымской обителью.

Ист.: Ранняя редакция жития // Новгородские ЕВ. 1898. № 12. Ч. неофиц. С. 725-733; Белоброва О. А. Две редакции Жития Антония Дымского // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; поздняя редакция жития: Житие прп. отца нашего Антония Дымския обители начальника. СПб., 1858. Новгород, 19019; литургические: Молитва прп. отца нашего Антония Дымского. СПб., 1881. Новгород, 1881. СПб., 1883; Служба прп. отцу нашему Антонию, Дымские обители начальнику. СПб., 1865.

Лит.: Иоанн, иером. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861. Тихвин, 190612; сиспрц. С. 27-28; Ключевский В. О. Древнерусские жития. С. 144, 349; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44; Филарет (Гумилевский). РСв. Янв.-апр. С. 74-75; Голубинский. Канонизация святых. Т. 1. Ч. 2. С. 637-638; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 48-49, 52-53; Мордвинов И. П. Письмо в редакцию // Новгородский Север. 1915. № 33; он же. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925. С. 13; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция // Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же. Иконография Антониево-Дымского монастыря // Чтения по исследованию и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154.

О. А. Белоброва

Иконография

А. Д. представлена немногочисленными памятниками иконописи, прорисями и гравюрами XVII-XIX вв., выполненными преимущественно на Рус. Севере и в старообрядческой среде. В описаниях мон-ря сер.- 2-й пол. XIX в. упоминаются 2 образа А. Д. в посвященном ему приделе в нижнем ярусе Казанского собора: «древний», висевший у раки на столпе (возле изображения Спасителя и Тихвинской иконы Божией Матери) и «новый» (ок. 1744) на юж. двери иконостаса. По-видимому, к древнему надгробному образу восходят редкие прямоличные изображения А. Д. XVIII-XIX вв., поясные (XIX в. ГМЗК; нач. XIX в. Частное собрание. С.-Петербург) и ростовые (кон. XIX в. ТИМАХМ), на к-рых святой представлен благословляющим, в схимническом одеянии, с куколем на голове, с развернутым свитком в левой руке; надписи на свитке традиц.: «Не скорбите, братия моя», или «Господи, да будет на месте сем обитель сия святая», или «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающаго мя».

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. О.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. № 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д.

Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

Вероятно, ко 2-й пол. XVII в. относится появление типа изображения А. Д. с поднятой в молении Спасу правой рукой и с развернутым свитком в левой, напр. на прориси с иконы XVII в. (БАН. СВ № 751. Л. 12), на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (частное собрание). Этот извод, очевидно, повторяет распространенный вариант иконографии прп. Варлаама Хутынского. Небольшой размер таких икон свидетельствует о том, что они возлагались на аналойили писались для раздачи паломникам, о чем упоминается в приходо-расходных книгах мон-ря XVII-XIX вв., фиксировавших плату иконописцам за выполнение «пядничных образов дымского чудотворца».

Образ А. Д. включен в композицию «Новгородские чудотворцы», как на прориси с иконы XVIII в. (изображен без куколя), а также в состав Собора рус. святых - на иконе 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева (Маркелов. Т. 1. С. 399, 453).

Арх.: Монастырь Антониев на Дымях // СПб ФИРИ РАН. Ф. 89. К. 2. № 18. Л. 28; Архив ИИМК. Ф. 29. Ед. 472.

Лит.: ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 89; [Григорьев Л. И.] Тихвинские монастыри. СПб., 1854. С. 97-110; Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Т. 2. СПб., 1906. Табл. 567; Покровский Н. В. Церковно-археологический музей СПб ДА, 879-1909. СПб., 1909. С. 141-144. Табл. 58; Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Ист. очерк. Тихвин, 1925. С. 13; Живопись Древней Карелии: Кат. выст./ Сост. Г. Жаренков, С. Ямщиков. Петрозаводск, 1964. С. 8; Ямщиков С. В. Древняя живопись Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 56, 106-107; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция // Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же. Иконография Антониево-Дымского монастыря // Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154; Маркелов Г. В. Новгородские святые по иконописным подлинникам // Новгород в культуре Древней Руси: Мат-лы Чтений по древнерус. литературе. Новгород, 16-19 мая 1995 г. Новгород, 1995. С. 39; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 100-105, 398-399, 452-453, 608. Т. 2. С. 54.

И. А. Шалина


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ" в других словарях:

  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ — преподобный (1157 1224). Родился в Новгороде и с юности полюбил уединение и молитву. Повинуясь влечению сердца, он решил оставить мир и принял монашеский постриг от прп. Варлаама Хутынского в основанном им монастыре, близ Новгорода. Спустя… …   Русская история

  • Антоний Дымский — преподобный, род. в Новгороде, в конце XII века, преставился 24 го июня 1224 г. Воспитанный в благочестивой семье, Антоний рано почувствовал влечение к уединенно аскетической жизни и обратился с просьбою к преподобному Варлааму, основателю… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Антоний (преподобный, Дымский) — см. в статье Антоний (имя святых русских) …   Биографический словарь

  • Антоний (имя святых русских) — Антоний, имя святых русских: 1) А. св., преподобный Печерский; основатель первого монастыря пещерного (печерского) в Киеве; до пострижения на Афоне Антипа; уроженец местечка Любеч, преставился в основанной им обители, в пещере своей в 1073 году.… …   Биографический словарь

  • Антониево-Дымский монастырь — Монастырь Антониево Дымский монастырь Антониево Дымский Свято Троицкий мужской монастырь …   Википедия

  • АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — [Антонов что на Дымех], с 1997 г. скит Тихвинского Большого муж. мон ря С. Петербургской епархии, в Тихвинском р не Ленинградской обл. Источником сведений об основании А. Д. м. является житие прп. Антония Дымского, дошедшее в 2 редакциях: ранней …   Православная энциклопедия

  • Антоний, св. преподобн. Дымский — † 1224 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Антон — а, муж.; стар. Антоний, я.Отч.: Антонович, Антоновна; разг. Антоныч.Производные: Антонка; Антоня; Тоня; Антоха; Антоша; Тоша; Антося; Тося; Антя.Происхождение: (Римск. родовое имя Antonius.)Именины: 12 янв., 21 янв., 30 янв., 18 февр., 23 февр.,… …   Словарь личных имен

  • Список достопримечательных камней — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/14 декабря 2012. Пока пр …   Википедия

  • ВАРЛААМИЕВ ХУТЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — (Новгородской и Старорусской епархии), в пос. Хутынь в 10 км от Новгорода, на правом берегу р. Волхов, первоначально муж. В кон. XII в. в «пусте месте» при впадении р. М. Волховец в Волхов подвизался прп. Варлаам Хутынский вместе с неск.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»