АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ

АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ

[груз. ანტონ მარტმყოფელი] (сер. VI в.), прп., столпник (пам. 19 янв.), один из 13 преподобных сир. отцов, основоположников монашества в Грузии (общая пам. 7 мая), основатель Марткопского мон-ря. Бóльшую часть жизни А. М. провел в одиночестве, из-за этого его прозвали Мартомкофели (пребывающий в одиночестве), откуда происходит название местности и мон-ря - Марткопи. Первое упоминание об А. М.- краткое сведение о его приезде в Грузию - включено в кн. «Житий сирийских отцов» (X в.). Более подробно говорит о нем гимнограф Католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1-я пол. XIII в.), составивший песнопение в честь доставленного А. М. в Грузию Нерукотворного образа Спасителя, где в стихотворной форме повествуется о неск. эпизодах жизни А. М.

Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)


Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Отдельное синаксарное житие А. М., независимое от житий др. сир. отцов, было составлено неизвестным автором лишь в XVII в. и полностью вошло в поздние списки «Картлис Цховреба». По сообщению жития, А. М. происходил из г. Эдессы. После неудавшейся осады города иран. шахом Хосровом I Ануширваном А. М. покинул город, унеся из несторианской церкви копию Нерукотворного образа Спасителя, по Промыслу Божию запечатленную на глиняной табличке, и направился в Грузию вслед за своим учителем св. Иоанном Зедазнийским. В Грузии А. М. обосновался на горе Акриани (к востоку от Тбилиси, позднее на этом месте был сооружен храм во имя Нерукотворного образа Спасителя) и обратил в христианство жителей окрестностей Зедазенской и Икалтойской гор, сел Ахметы и Лопотисхеви (к северо-востоку от Тбилиси). Подвиг молитвенной жизни А. М. привлек к нему множество учеников. Наставив их в иноческом делании, А. М. поселился невдалеке на высоком утесе, где и провел последние 15 лет жизни, построив столп (башню) и маленькую церковь.

А. М. стяжал такую меру духовного мира, что его не трогали дикие звери, и каждое утро приходили олени. Житие повествует о чуде, совершенном А. М. и свидетельствующем о безграничной любви преподобного ко всему живому: местный правитель, охотившийся однажды на оленей в местности, где подвизался А. М., был рассержен молчанием преподобного в ответ на вопрос, где тот живет, и приказал отсечь А. М. руку. Когда кузнец собирался исполнить приказание, его собственные руки чудесным образом одеревенели, а рука А. М. была превращена в горящие угли. Потрясенный правитель был готов исполнить любое желание святого, но А. М. попросил лишь соли для своих оленей.

А. М. дожил до глубокой старости и был погребен в устроенном им храме справа от царских врат. На его гробнице совершались исцеления, и чудесным образом ни одно существо жен. пола не могло проникнуть в то место, где покоился его прах. Остатки столпа, на к-ром А. М. подвизался, сохранились до наст. времени.

Ист.: ასურელ მოღვაწეთა ცხოვრების წიგნთა მველი რედაჟციები / ილ. აბულამის გამოცემა. თბილისი, 1955. C. 303-399; მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები / ე. გაბიმაშვილის გამოცემა. თბილისი, 1968. T. 4. C. 393-398.

Лит.: კეკელიმე კ. ცხოვრება ასურელ მამათა // ჟართული ლიტერატურის ისტორია თბილისი, 1960. T. 1. C. 157-163; კეკელიმე კ. საკითხი სირიელ მოღვაწეთა ჟართლში მოსვლის შესახებ // ეტიუდები. თბილისი, 1956. T. 1. C. 18-50; გაბიმაშვილი ე. XVII-XVIII საუკუნეების სვინაჟსარული ცხოვრებანი, ანტონ მარტმყოფელი // მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1979. T. 4. C. 218-225; მერკვილამე დ. ასურელ მამათა ჟართლში მოსვლის დრო. თბილისი, 1996.

М. Сургуладзе

Иконография

Одно из редких изображений А. М. сохранилось на эмалевой иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР): святой изображен с седой окладистой бородой, в рост, в монашеском одеянии, с куколем на голове, в руках образ Спаса Нерукотворного; у ног преподобного двое оленят, слева вдали храм с шатровым завершением; надпись выполнена на рус. и груз. языках.

Лит.: Русская эмаль XVII - нач. ХХ в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 122, 227. Ил. 155.

Э. П. И.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ" в других словарях:

  • АНТОНИЙ Марткопский — АНТОНИЙ Марткопский, Иверский (6 в.), христианский монах, столпник; ученик преподобного Иоанна Зедазнийского (см. ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ), пришедший с ним из Антиохии в Грузию. Проповедовал в Кахетии; основал монастырь и построил храм Спаса… …   Энциклопедический словарь

  • АНТОНИЙ Марткопский — Иверский (6 в.), христианский монах, столпник; ученик преподобного Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию. Проповедовал в Кахетии; основал монастырь и построил храм Спаса Нерукотворного образа. Последние 15 лет жизни… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I — [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ — Прп. Иоанн Зедазнийский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) Прп. Иоанн Зедазнийский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели; груз. იოანე ზედაზნელი] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник… …   Православная энциклопедия

  • Культура Каппадокии — «Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме Культура исторической области Каппадокия ведет свою историю с древнейших времен. Основными параметрами, влиявшими на её развитие, являлось географическое положение на перекр …   Википедия

  • ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ — [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения… …   Православная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II — Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… …   Православная энциклопедия

  • Грузинская православная церковь — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»