АПОЛЛОНИЙ ЭФЕССКИЙ

АПОЛЛОНИЙ ЭФЕССКИЙ

(кон. II - нач. III в.), церковный писатель, автор несохранившегося сочинения, направленного против монтанистов. Сведения об А. Э. приводят Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. V 18. 2-11) и блж. Иероним (De vir. illustr. 40). Последний говорит, что А. Э. получил известность при императорах Коммоде (180-192) и Септимии Севере (193-211). Из текстов, приведенных Евсевием, известно, что А. Э. происходил из М. Азии. Анонимный автор кн. «Praedestinatus» (V в.) называет его епископом Эфесским (I 26-27), однако историческая ценность этого источника подвергается сомнению (P. de Labriolle). Сочинение А. Э., к-рое Иероним называет «значительным и пространным томом» (лат. insigne et longum volumen), cкорее всего состояло из одной книги, т. к. у Евсевия, дословно цитирующего 7 отрывков, нет указаний на к.-л. подразделения. Согласно Евсевию, А. Э. написал свою книгу через 40 лет после выступления Монтана, т. е. ок. 212 г. Однако против этой датировки сочинения А. Э. выдвигались возражения, основанные на содержащихся там обличениях некой пророчицы; если считать, что автор обращается к одной из известных последовательниц Монтана, Присцилле (Приске) или Максимилле, то сочинение должно датироваться более ранним временем. Впрочем, нек-рые исследователи допускали, что речь идет о какой-то поздней пророчице, напр. Квинтилле, о к-рой говорит свт. Епифаний (Panarion. 48, 49). П. Лабриоль, возвращаясь к датировке Евсевия, указывал на соседство упоминания о загадочной провидице с намеками на Максимиллу и считал, что автор спорил с давно умершими противниками.

Полемика с монтанистами приняла у А. Э. самую острую форму. С возмущением он писал об учении и делах Монтана: о требованиях расторжения брака, установления особых постов, объявления фригийских городков Пелузы и Тимия «Новым Иерусалимом», где люди должны собраться в ожидании скорого наступления царства Христова. А. Э. обличает монтанистского исповедника, или «мученика», Фемисона, к-рый, составив «соборное послание» (по образцу Откровения Иоанна Богослова), «осмелился хулить Господа, апостолов и Святую Церковь». Под богохульством, видимо, следует понимать сравнения, проводимые монтанистами между заветами Христа и предписаниями, к-рые хотел добавить Монтан. Доказывая несостоятельность монтанистских пророчеств, А. Э. осуждал образ жизни «пророков и мучеников», демонстрируя его несовместимость с церковными нормами и аскетическими правилами самих монтанистов. Монтану вменяется в вину и то, что он назначал сборщиков денег, платил жалованье своим проповедникам и «прикрывал взятки именем приношений». А. Э. обвиняет Фемисона в том, что он, не желая терпеть муки, за деньги избавился от оков и при этом объявил себя мучеником. Александра, др. монтанистского исповедника, А. Э. уличает в грабежах «и прочих преступлениях», за к-рые тот был осужден в Эфесе проконсулом Эмилием Фронтином и записи о к-рых хранятся в архиве. Что касается пророчиц, то А. Э. ставит под сомнение их дар, заявляя, что они не ведают о преступлениях своих же единоверцев. Они корыстолюбивы и порочны, берут деньги и приношения не только у богатых, но и у бедных, сирот и вдов. Нетерпим А. Э. и к внешнему виду и поведению монтанистов: «Пророк ходит в баню? пророк подводит глаза? пророк любит украшения? пророк играет в шахматы и кости? пророк дает деньги в рост?» (Euseb. Hist. eccl. V 18. 11). Труд А. Э. не остался не замеченным монтанистами: по словам Иеронима, Тертуллиан посвятил ему 7-й том своего трактата «Об экстазе» (De ἐκστάσει), где попытался опровергнуть все его обвинения. Соч. А. Э. остается важным источником по истории малоазийского монтанизма, позволяющим судить об особенностях монтанистской апологетики.

Лит.: Labriolle P. de. Les sources de l'histoire du montanisme. P.; Fribourg, 1913. P. 78-82; idem. Apollonios d'Éphèse // DHGE. Т. 3. Col. 1013-1014; Tabernee W. Remnants of the New Prophecy: Litterary and Epigraphical Sources of the Montanism Movement // Studia Patristica. 1989. Vol. 21.

О. П. Смирнова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "АПОЛЛОНИЙ ЭФЕССКИЙ" в других словарях:

  • Аполлоний Эфесский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Аполлоний. Аполлоний Эфесский (греч. Απολλώνιος Εφέσου; конец II начало III веков) христианский церковный писатель, автор сочинения против монтанистов. Краткие сведения о нём приводят Евсевий… …   Википедия

  • Аполлоний (христианство) — Аполлоний имя двух лиц, известных своей деятельностью в христианской церкви II века. Аполлоний Эфесский христианский церковный писатель, автор сочинения против монтанистов. Сочинение было написано в тот период, когда Монтан и обе его пророчицы… …   Википедия

  • Аполлоний — (греч. Ἀπολλώνιος): Аполлоний (имя)  греческое мужское имя. Имя двух деятелей христианской церкви II века. Аполлоний Эфесский  христианский церковный писатель конца II  начала III веков. Аполлоний (мученик)  христианский… …   Википедия

  • Аполлоний Пергский — У этого термина существуют и другие значения, см. Аполлоний. Аполлоний Пергский Дата рождения: 262 год до н. э.( 262) Место рождения: Перге, Памфилия Дата смерти …   Википедия

  • Аполлоний Родосский — У этого термина существуют и другие значения, см. Аполлоний. Аполлоний Родосский др. греч. Απολλώνιος Ρόδιος Место рождения: Александрия/Навкратис Гражданство …   Википедия

  • Зенодот Эфесский — У этого термина существуют и другие значения, см. Зенодот. Зенодот греч. Ζηνόδοτος Дата рождения: ок. 325 год до н. э. Место рождения …   Википедия

  • Patrologia Graeca — (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической типографии Миня.… …   Википедия

  • Греческая патрология — Patrologia Graeca (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической… …   Википедия

  • ИОАНН БОГОСЛОВ — [Иоанн Зеведеев; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θεολόγος], один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем к рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна,… …   Православная энциклопедия

  • АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ — христ. писатели II III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христ. веры. Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»