ИРИНАРХ И СЕМЬ СВЯТЫХ ЖЕН это:

ИРИНАРХ И СЕМЬ СВЯТЫХ ЖЕН

[греч. Εἰρήναρχος κα αἱ σὺν αὐτῷ πτὰ ἅγιαι γυναῖκες] († 303), мученики Севастийские (пам. 28 нояб.). Сохранились пространное дометафрастовское и краткое синаксарное Жития И. Пространное Житие, написанное не позднее VIII в., И. Делеэ отнес к разряду «эпических» Мученичеств. Ж. Гаритт считал, что оно было составлено из 2 самостоятельных произведений - Мученичества 7 жен и рассказа об И. По мнению исследователя, Житие И. было использовано при составлении Мученичества сщмч. Власия, еп. Севастийского.

Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212)

Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212)


Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212)

Юноша И. был палачом в г. Севастия Армянская (ныне Сивас, Турция). В гонения имп. Диоклетиана 7 жен, жительниц Севастии, были приведены к судье и обвинены в том, что обратили в христианство своих супругов. Видя их стойкость на допросе, И. уверовал и объявил себя христианином. О мучении 7 жен также повествуется в Мученичестве еп. Власия (см. в ст. Власий, сщмч., еп. Севастийский). В нем правителем Севастии назван Агриколай, в пространном Житии И.- Максимиан, а в Синаксаре К-польской ц.- Максим. Жены были приведены на берег Севастийского оз., где ранее приняли мученическую кончину 40 Севастийских мучеников. Они отказались принести жертву языческим богам и утопили идолов в озере. Тогда правитель приказал предать их мучениям и затем обезглавить. С одной из жен было двое детей, которых она поручила заботам И. (или сщмч. Власия, согласно Мученичеству этого святого). После казни жен И. велели принести жертву идолам и за отказ бросили в озеро. Вода внезапно затвердела, но когда 68 воинов бросились, чтобы схватить его, они утонули (в Мученичестве сщмч. Власия это чудо произошло не с И., а с епископом). По призыву ангела И. вышел на берег, где его крестил пресв. Акакий. Вскоре И. снова схватили за изгнание демонов, живших в языческом храме, и приговорили к сожжению. И. и пресв. Акакий сами взошли на костер и молились в огне. К ним присоединились 2 отрока, которые также решили пострадать за Христа. Тела мучеников были обезглавлены. Некая благочестивая женщина собрала их останки и погребла рядом с озером. Позже на этом месте был воздвигнут храм во имя этих святых.

В К-поле ц. во имя мч. Иринарха была построена в квартале Равд, где ежегодно в день его памяти совершалось торжественное богослужение (Janin. Églises et monastères. P. 102). Под 28 нояб. память И. отмечена в арм. Синаксаре Тер-Исраэла, под 27 нояб.- в Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония.

Ист.: BHG, N 2204; SynCP. Col. 264; Garitte G. La Passion de St. Irénarque de Sèbastèe et la Passion de St. Blaise // AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 18-54; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 201-202; ЖСв. Нояб. С. 801.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 369; Sauget J.-M. Irenarco, Acacio, VII donne e II fanciulli // BiblSS. Vol. 7. Col. 882-885; Aubert R. Irénarque (1) // DHGE. T. 25. Col. 1456-1457; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 123; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2004. Τ. 3: Νοέμβιος. Σ. 308-309.

О. В. Л.

Гимнография

Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 114) 28 нояб. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. T. 1. С. 327-328) память И. отмечается 28 нояб.; соединяются последования прмч. Стефана, И. и Октоиха; в честь И. поются канон авторства Феофана, 2 стихиры, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 62-63), 28 нояб. канон И. поется на полунощнице; также упоминается цикл стихир И.

В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (Дмитриевский. Там же. Т. 3. С. 33), И. упоминается 28 нояб.; служба подробно не описана. Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 28 нояб. соединяются последования прмч. Стефана Нового, И. и Октоиха; последование И. состоит из канона, цикла стихир, седальна. Такие указания под 28 нояб. сохранились в греч. богослужебных книгах по сей день. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г. и последующим изданиям рус. богослужебных книг, в т. ч. современным, служба И. совершается 28 нояб. на повечерии.

Последование И., содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (    только в греческих); канон (упом. уже в Евергетидском Типиконе), составленный прп. Феофаном Начертанным, с акростихом Εἰρηνικήν μοι προσνέμοις Μάρτυς χάριν. Θεοφάνους (Мирную мне подаждь, мучениче, благодать. Феофаново) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (   ), нач.: ᾿Εκ τῶν σκανδάλων τοῦ βίου (   ); цикл стихир-подобнов; седален.

По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Георгием Никомидийским, без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν̇ (    ), нач.: Εἰρήνης ἐπώνυμος, ἀθλητά (Мира тезоименитый, подвижниче) (Ταμεῖον. Σ. 110); кондак (Амфилохий. Кондакарий. С. 95 (отд. паг.)).

Е. Е. Макаров


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»