- АГГЕЙ
[евр. , - праздничный или рожденный в праздник], первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец). Время служения датируется достаточно точно благодаря указаниям в Агг 1-2; 1 Езд 5. 1 и 6. 14: второй год правления персид. царя Дария I (521-486 до Р. Х.), т. е. 520 г. до Р. Х. Приведенные в тексте книги даты пророческих речей согласуются с общепринятым календарем следующим образом: 1-й день 6-го месяца (1-я речь, Агг 1. 1) - 29 авг. 520 г.; 24-й день 6-го месяца (2-я речь, Агг 1. 15) - 21 сент. 520 г.; 21-й день 7-го месяца (3-я речь, Агг 2. 1) - 17 окт. 520 г.; 24-й день 9-го месяца (4-я речь, Агг 2. 20) - 18 дек. 520 г. (Balduin). О личности пророка достоверных сведений не сохранилось. Согласно жизнеописанию пророков, возможно восходящему к более раннему евр. источнику и дошедшему до нас в разных рецензиях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому, Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому, А. родился в Вавилоне в священнической семье и юношей прибыл вместе с Зоровавелем в Иерусалим. Здесь он был очевидцем восстановления храма, а после смерти с почестями похоронен на месте упокоения священников. Историческая ситуация, в к-рой происходила проповедь А., описана в 1 Езд 1. 1-4, 5; 6. 3-5. В 538 г. до Р. Х. персид. царь Кир позволил евреям возвратиться в Иудею и восстановить иерусалимский храм. Возглавил работы правитель Иудеи Шешбацар (1 Езд 5. 14-16). Однако восстановление вскоре прекратилось из-за происков самарян (1 Езд 4. 1-24). Из-за бедности иудеи потеряли интерес к строительству храма и больше заботились об устройстве собственных жилищ (Агг 1. 4, 9).
Книга пророка Аггея
Прор. Аггей. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ)
Прор. Аггей. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ)состоит из 4-х пророческих речей, каждая из к-рых имеет точную датировку. В 1-й речи (1. 1-11) Господь через А. обличает народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Как следствие этого люди живут в нищете, ибо, как говорит А., обращаясь к ним, «небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (1. 10). Речь пророка вдохновила преемника Шешбацара Зоровавеля, первосвящ. Иисуса, и весь остаток народа на восстановление храма (1. 12-15). Во 2-й речи (2. 1-9) А. от лица Божия говорит народу о неизменности Завета Господа: «...дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (2. 5). Слава второго храма превзойдет славу прежнего, ибо «придет Желаемый всеми народами» (2. 7). Мессианский смысл 2-й речи усиливается предсказанием будущего мира, к-рый на этом месте Господь даст людям, «божественного мира, который принесет спасение душам» (Феодорит Кирский, блж. С. 63). В 3-й речи (2. 10-19) Господь устами пророка обличает высокомерие строителей храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. А. спрашивает об этом у священников и приходит к выводу, что нечистое, коснувшись чистого, не освящается, но само оскверняет чистое (2. 10-13). Пророк призывает народ к покаянию и в подтверждение своих слов приводит Божие обещание увеличения плодородия: «Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их» (2. 14-19). 4-я речь (2. 20-23) обращена непосредственно к Зоровавелю и содержит Божие обетование: «Потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих... В тот день... Я возьму тебя, Зоровавель... раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя...» (2. 21-23). В этом пророчестве содержится двойной смысл: во-первых, обещание благодатного охранения Божественным Промыслом Зоровавеля как представителя избранного царского рода, из к-рого произойдет Мессия, и, во-вторых, по толкованию Кирилла Александрийского, «не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля» (С. 447).
В Свящ. Писании о пророчествах А. пишет Ездра (1 Езд 5. 1-2); Агг 2. 23 цитируется в кн. Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 13). Слова Господни «еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу» (Агг 2. 6-7) изъясняет св. ап. Павел (Евр 12. 26-27). В Септуагинте псалмы 145-148 надписаны именами А. и Захарии, в Вульгате - 111, 145 и 146, в Пешитто - 125, 126 и 145-148, что, возможно, указывает на богослужебное употребление их в период жизни этих пророков.
Лит.: Феодорит Кирский, блж. Толкование на двенадцать пророков // Творения. М., 1857. Ч. 5; Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Малых пророков // Творения. Серг. П., 1898. Ч. 10; Иероним Стридонский, блж. Одна книга толкований на пророка Аггея // Творения. К., 1898. Т. 14; Образцов П., свящ. Св. пророк Аггей в его церковно-историческом значении. Спб., 1867; Смирнов И. К. Пророки Аггей, Захария и Малахия. Рязань, 1872; André T. Le prophète Aggée. P., 1895; Marti K. Das Dodekapropheton. Tüb., 1904; Попов В. Возвращение иудеев из плена Вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры. К., 1905; Попович Г. Книга пророка Аггея. К., 1913; Виноградов Н. Книга пророка Аггея. Серг. П., 1914; Wright J. S. The Building of the Second Temple. L., 1958; Horst F. Die zwölf kleinen Propheten. Stuttg., 1964; Denzer G. The Books of Haggai, Zecharia, Malachi, Joel. Collegеville, 1966; Beuken W. A. M. Haggai-Sacharja 1-8: Stud. z. Überlieferungsgeschichte d. frühnachexilischen Prophetie. Assen, 1967; Beyse K.-M. Serubbabel und die Köningserwartungen der Propheten Haggai und Sacharia. Stuttg., 1972; Rudolph W. Haggai - Sacharja 1-8 - Sacharja 9-14 - Maleachi. Stuttg., 1976; Mason R. The Books of Haggai, Zechariah and Malachi. N. Y., 1977; Baldwin J. G. Haggai, Zecharia, Malachi // Tyndale Old Testament Commentaries. Camb., 1977; Verhoef P. A. The Books of Haggai and Malachi // The International commentary on the Old Testament. N. Y., 1986; Wolff H. W. Dodekapropheton 6. Haggai // BKAT. 1986. Bd. 9; Meyers C. L., Meyers E. M. Haggai, Zechariah 1-8. N. Y.; L., 1987. Vol. 25D; Deissler A. Zwölf Propheten III: Zefanja-Haggai-Sacharja-Maleachi. Würzburg, 1988; Rewentlow H. G. Die Propheten Haggai, Sacharja und Malachi // ATD. 19939. Bd 25/2; Redditt P. L. Haggai, Zechariah and Malachi // New Century Bible Commentary. N. Y., 1995; Bibliography on Haggai // BV. 1998. Vol. 32. P. 44-64.
Свящ. Афанасий Гумеров
Гимнография
Памяти пророков в Византии праздновались в дни Рождественского поста, подготовительные к празднику Рождества Христова. В Месяцесловах с X в. память А. фиксируется регулярно: в Типиконе Великой ц. (X в.) отмечена память А. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 132-133); есть она и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского. Студийский устав, а также богослужебные Минеи к нему (Сергий (Спасский). Т. 1. С. 449, 477) содержат под 16 дек. празднование А. В слав. Минеях (XII в. Син. № 162. Л. 121-125) указана служба, полностью совпадающая с последованием в печатных книгах. Мессинский Типикон (1131) предписывает совершение службы с Аллилуия в этот день (Arranz. Typicon. P. 70), так же как и древние списки Иерусалимского устава (XII в. Sin. Gr. 1096 - Дмитриевский. Т. 3. C. 36). Канон А. («тяжкого», т. е. 7-го, гласа), вошедший в печатные греч. и слав. Минеи, составленный прп. Феофаном Начертанным († 845), с акростихом « » (греч. Θεοσδότους ὑμνοῦμεν ̓Αγγαίου λόγους), вписанным в тропари и богородичны, известен уже по ранним спискам студийских слав. Миней (Gottesdienstmenäum. S. 469-507). Он же сохранился в Иерусалимской греч. Минее (1-я пол. XIV в. Син. Греч. № 447. Л. 92-95). Из греч. рукописей известен канон (1-го гласа), начинающийся «Προφήτην ἅγιον καὶ ἄγγελον Θεοῦ» (XIV в. Paris. Gr. 1623. Fol. 48v - 52; XI в. Sin. Gr. 583. Fol.106-111v) (Ταμεῖον. Ν 354. Σ. 127). Служба, печатаемая в совр. рус. Минеях, совпадает с последованием печатных греч. Миней. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр., А. указана служба с Аллилуия, в греч.- служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 449, 477; Т. 2. С. 385; Служебная Минея за декабрь в церковнославянском переводе по русским рукописям / Hrsg. H. Rothe u. E. Vereščagin. Böhlau, 1993. S. 602; Gottesdienstmenäum für den Monat Dezember nach den slavischen Handschriften der Rus' des 12. und 13. Jh. Teil 2: 9. bis 19. Dezember / Hrsg. H. Rothe u. E. Vereščagin. Böhlau, 1993. (Abhandl. der Nordrhein-Westfälischen Akad. der Wissenschaften).
А. Ю. Никифорова
Иконография
Прор. Аггей. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ)
Прор. Аггей. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ)Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - А. облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (текст на развернутом свитке Агг 1. 7, 8), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Устоявшейся иконографии А. не существовало. Одно из первых известных изображений - в мозаиках алтаря кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 гг. (погрудное изображение средовека с темными короткими волосами). В миниатюрах из Толкований на Книги пророков (Кон. Х - нач. XI в. Torino. В 12) А.- молодой, безбородый, с темными короткими волосами, со свитком в руках. В миниатюре из Книги пророков (XIII в. Vat. Gr. 1153) А. представлен в образе величавого старца с длинными волосами с проседью, прядями спускающимися на грудь и плечи.
Предположительно изображение А. было в росписи нач. XV в. ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре. В Книге пророков 1489 г. (РГБ.) А. представлен в полный рост седым старцем с короткими волнистыми волосами. Хитон серо-голубой, гиматий цвета разбеленного санкиря. Правая рука в жесте именословного благословения, в левой - развернутый свиток. Одно из ранних изображений А. в пророческом ряду иконостаса сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ). А. представлен по пояс в центре трехчастной композиции (вместе с пророками Нафаном и Самуилом) седым старцем с клиновидной бородой. На нем синий хитон и малиновый гиматий. Правая рука скрыта в складках, в левой - свернутый свиток. В иконописном подлиннике новгородской редакции, XVI в., А. описан «аки Илья пророкъ. Ризы санкирь сь бълилы. Исподъ лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. ХVШ в., «как старец с круглою бородою», произносящий: «Положите сердца ваши в пути ваши» (Ч. 2. § 132. № 20).
Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в. // Сб. на 1873 г. Об-во древнерус. искусства при Моск. публ. музее. М., 1873. (под 16 дек.); Bardtke H. // LCI. Bd. 1. Sp. 80-81.
И. А. Журавлева
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.