- АСКИТИРИЙ
АСКИТИ́РИЙ [греч. ἀσκητήριον], небольшой уединенный мон-рь или жилище отшельника-аскета. Термин «А.» впервые встречается в «Житии прп. Антония Великого», написанном свт. Афанасием Великим (Athanas. Vita Antonii // PG. 26. Col. 845), и означает место, где прп. Антоний начинал свои аскетические подвиги. Церковные историки Палладий (Hist. Laus. (Bartelink). 14. 3) и Сократ Схоластик (Hist. eccl. IV 23; VI 7) употребляют понятие «А.» применительно к нек-рым Нитрийским обителям для обозначения небольшого мон-ря, что соответствует рус. понятию «скит». Свт. Василий использовал понятие «А.» в значении «обители» или «кельи» (Bas. Magn. Prolog. 5 (sermo asceticus) // PG. 31. Col. 888). Тот же смысл вкладывает в термин «А.» свт. Григорий Богослов в надгробном слове свт. Василию Великому, упоминая о том, что свт. Василий не противопоставлял «аскитирии и монастирии» (ἀσκητήρια καὶ μοναστήρια) «общинам и общежитиям» (κοινωνικῶν καὶ μιγάδων) (Greg. Nazianz. Or. 43. 62). Часто А. употреблялось как синоним понятия «монастырь», напр., у Палладия в отношении киновии прп. Пахомия Великого в Тавенниси (Hist. Laus. (Bartelink). 18, 12). В «Чудесах святых Кира и Иоанна», приписываемых Софронию I, Патриарху Иерусалимскому, слово «А.» используется в аллегорическом смысле - для характеристики душевно-нравственных качеств прародительницы Евы (Miracula Cyri et Joannis. 34 // PG. 87. Pars. 3. Col. 3535-3542). В средневизант. и поздневизант. периоды понятие «А.» использовалось и как синоним слова «монастырь» (напр., Пселл. Хронография. С. 44, 157; Григора. История. IV 9; VI 10), и в своем первоначальном значении наряду с понятиями «исихастирий» (ἡσυχαστήριον) и «эримитирий» (ἐρημητήριον). В отличие от этих терминов А. означал место особо суровых аскетических подвигов (напр., А. прп. Афанасии Эгинской); часто А. находился в труднодоступных пещерах (напр., А. прп. Афанасия Метеорского).
Из наиболее известных в наст. время в Греции А. многие являются пещерными кельями или храмами (напр., А. свт. Спиридона, еп. Тримифунтского - свт. Николая Чудотворца и А. ктитора Тимофея в древних каменоломнях горы Пендели, Афинская архиепископия). На Афоне А. находятся в юж. части полуострова в Карулии и представляют собой хижины или пещеры, расположенные в скалах и ущельях и соединенные друг с другом узким тропами, лестницами и цепями (Καδάς Σ. Τό ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος. Τά μοναστήρια καί οἱ Θησαυροί τους. ̓Αθήνα, 1995. Σ. 21 (рус. пер.: Святая Гора Афон: монастыри и их сокровища. Афины, 1998. С. 21)). На Кипре наиболее знаменит А. св. Созомена, расположенный около дер. Потамия (к юго-востоку от Никосии), к-рый представляет собой пещеру-часовню и существует с X в. (Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. L., 1985. P. 511-514).
Лит.: Du Cange C. F. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Lugduni, 1688. Col. 141; Sophocles E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods (from B. C. 146 to A. D. 1100). Boston, 1870. Vol. 1. P. 262; Lampe. Lexicon. P. 244; Γκητᾶκος Μ. Χ. ̓Ασκητήρια // ΘΗΕ. T. 3. Σ. 376-378; Bianco M. G. Ascétère // Dictionnaire encyclopédique du christianisme ancien. P., 1990. Vol. 1. P. 260.
А. А. Войтенко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.