- АСМАТИК
Асматик. Благовещенский Кондакарь. XII в. (РНБ. Q. n. I. 32. Л. 114 а)
Асматик. Благовещенский Кондакарь. XII в. (РНБ. Q. n. I. 32. Л. 114 а)[Азматик; древнерус. от греч. σματικός - песненный], собрание отдельных псалмовых стихов с припевами, характерными для песненного последования. Содержится в единственном древнерус. списке - Благовещенском Кондакаре XII в. (РНБ. Q. n. I. 32. Л. 114-121об.), где помещен после полиелея - полностью распетого на 8 гласов 135-го псалма с припевами « » и « » (с аненайками) - и тропаря Пасхи. Можно предположить, что надписание «А.» указывает на способ исполнения содержащихся в этом разделе стихов. Возможно, его включение в Кондакарь произошло по аналогии с содержанием предшествующего раздела (Пс 135): А. начинается со 2-й пол. 1-го стиха 134-го псалма - «раби Господа», а его последний подраздел (стихи и припевы 8-го гласа) - с 1-го стиха 136-го псалма. Полустишия и припевы распеты в системе осмогласия и распределены по гласам (7-й глас пропущен). Использованный в А. способ членения текста псалмов и мелоса на краткие фрагменты сходен с монастырским типом псалмопения, известным по студийской традиции (напр., аллилуиарии прп. Феодора Студита в Типографском Уставе с Кондакарем - ГТГ. К-5349. Л. 98-109, XII в.). Он включает полустишия избранных псалмов (Пс 6, 9, 11, 23, 37, 134, 136 и др.) и припевы-гипопсалмы (« », « » (греч. τὴν οἰκουμένην - Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 378), « » и др.). Текст содержит значительное количество греч. слов в слав. транслитерации (« », « », « », « »). Псалмовые стихи сопровождаются преимущественно простыми знаками знаменной нотации, соответствующими силлабическому типу пения, припевы содержат большие ипостаси кондакарной нотации и многочисленные аненайки (напр.: « »), свидетельствующие о пении мелизматическом. В записи А. наряду с др. песнопениями Кондакаря можно видеть след влияния песненного последования на монастырское богослужение.
Изд.: Der altrussische Kondakar': Auf der Grundlage des Blagoveščenskij Nižegorodskij Kondakar'. T. 2: Blagoveščenskij Kondakar'. Facsimile / Hrsg. v. A. Dostál und H. Rothe unter Mitarbeit v. E. Trapp. Giessen, 1976. (Bausteine z. Geschichte d. Literatur bei den Slaven. Editionen; Bd. 8. Tl. 2).
Лит.: Смоленский С. В. Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени // РМГ. 1913. № 44-47, 49; Strunk O. The Byzantine Office at Hagia Sophia // DOP. Vol. 9/10. Camb., 1956. P. 175-202; idem. The Byzantine Office at Hagia Sophia // Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 112-150; Успенский Н. Д. Византийское пение в Киевской Руси // Akten des XI. Internationalen Byzantinistenkongresses: München, 1958. Münch., 1960. S. 645-649; он же. Древнерусское певческое искусство. М., 19712. С. 48. Табл. VII; Levy K. Die slavische Kondakarien-Notation // Anfänge der slavischen Musik. Bratislava, 1966. (Ústav hudobnej vedy (Slovenská akadémia vied). Symposia; 1). S. 77-92; Гарднер. Богослужебное пение. Т. 1. С. 297-302; Myers Gr. The Blagoveshchensky Kondakar: A Russian Musical Manuscript of the 12th Century // Сyrillomethodianum. [Vol.] 9. Thessal., 1987. P. 103-127.
И. Е. Лозовая
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.