АСТЕРИЙ СОФИСТ

АСТЕРИЙ СОФИСТ

(† после 341), арианский писатель. До обращения в христианство был ритором (софистом) в Каппадокии. Во время гонений имп. Максимиана принес жертву языческим богам, что впосл. помешало ему занять епископскую кафедру (Socr. Schol. Hist. eccl. I 36). О деятельности А. С. в период арианских споров известно не много. Вскоре после Всел. I Собора он написал небольшое соч. «Синтагматион» (Συνταγμάτιον) с изложением учения арианства, фрагменты к-рого приводит свт. Афанасий Великий. Др. более позднее богословское произведение А. С. цитирует Маркелл Анкирский, написавший на него сохранившееся во фрагментах опровержение (Hieronymus. De vir. illustr. 86). Согласно блж. Иерониму, А. С. был автором толкований на псалмы, Евангелия, Послание к Римлянам и мн. др. произведений (Ibid. 94). В наст. время А. С. с разной степенью достоверности атрибутируются 31 гомилия и 27 фрагментов толкований на псалмы (М. Ришар, Дж. Барди). Последний раз А. С. упоминается в числе участников Антиох. Собора 341 г. Возможно, именно он был автором утвержденной на этом Соборе богословской формулы, традиционно приписываемой сщмч. Лукиану Антиохийскому (С. Г. Пападопулос).

Насколько можно судить по известным текстам, богословские взгляды А. С. претерпели существенное изменение от радикального арианства («Синтагматион») до умеренного субординационизма в др. его сочинениях, где А. С. называет Сына образом, не отличающимся от Отца ни в Божестве, ни в сущности, ни в силе. За отказ от прежних позиций А. С. упрекает арианский историк Филосторгий (Hist. eccl. II 15). Позднего А. С. отличает также отсутствие положения о творении Сына Божия «из ничего». Боговоплощение он мыслит как «снисхождение» (συγκατάβασις) Бога, причиной к-рого является Его человеколюбие. Экзегеза А. С. содержит традиц. христологическое прочтение ВЗ. При этом он умышленно избегает точных догматических определений, что может свидетельствовать об отходе А. С. от предмета арианских споров.

Соч.: CPG, N 2815-2819; PG. 40. Col. 389-477; Ibid. 55. Col. 35-39, 539-547, 549-558 [гомилии]; Bardy G. Recherches sur S. Lucien d'Antioche et son école. P., 1936. P. 341-354 [фрагменты]; Richard M. Asterii Sophistae commentariorum in Psalmos quae supersunt. Oslo, 1956; Deux homélies anoméennes pour l'Octave de Pâques / Éd. J. Liébaert. P., 1969. (SC; 146); ΒΕΠΕΣ. Τ. 37. Σ. 155-262; Τ. 38. Σ. 23-111; Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy 318-381. Edinb., 1988. P. 32-41 [англ. пер. фрагментов, коммент.]; Die theologischen Fragmente / Einl., krit. Text, Übers. und Komment. von M. Vinzent. Leiden; N. Y., 1993.

Лит.: Richard M. Les homéles d'Asterius sur les Psaumes IV-VII // RBen. 1935. T. 44. P. 548-558; idem. Une ancienne collection d'homélies grecques sur les Psaumes I-IV // Symbolae Osloenses. 1947. T. 25. P. 54-73; Scard E. Asterios von Amaseia und Asterios der Sophist // Ibid. 1940. T. 20. P. 86-132; idem. Bemerkungen zu den Asterios-Texten // Ibid. 1949. T. 27. P. 54-69; idem. Index Asterianus. Oslo, 1962; Altaner. Patrologie. S. 270-271; Maur H., auf der. Die Osterhomilien des Asterios Sophistes. Trier, 1967 [Библиогр.]; Duplacy J. L'homélie II de Asterius le Sophiste, homélie de l'Octave Pascale? // Le Muséon. 1973. T. 86. P. 275-282; Gelsi G. Kirche, Synagoge und Taufe in der Psalmenhomilien des Asterios Sophistes. W., 1978; Wiles M. Asterius: A New Chapter in the History of Arianism // Arianism: Hist. and Theol. Reassessments. Camb., 1985. P. 11-152; Gregg R. C. Asterius: A New Chapter in the History of Arianism // Ibid.; Kinzig W. Erbin Kirche: Die Auslegung von Psalm 5. 1 in den Psalmenhomilien des Asterius und in der Alten Kirche. Hdlb., 1990; idem. In Search of Asterius: Stud. on the Authorship of the Homilies on the Psalms. Gött., 1990; Παπαδόπουλος Σ. Γ. Πατρολογία. ̓Αθήνα, 1990. Τ. 2. Σ. 141-146; Simonetti M. Asterius the Sophist // EEC. Vol. 1. P. 92; Vinzent M. Pseudo-Athanasius, Contra Arianos IV: Eine Schrift gegen Asterius von Kappadokien, Eusebius von Cäsarea, Markell von Ankyra und Photin von Sirmium. Leiden; N. Y., 1996.

А. Г. Алексанян, Ю. В. Максимов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "АСТЕРИЙ СОФИСТ" в других словарях:

  • Астерий Софист — Αστέριος Род деятельности: ритор, проповедник, теолог Дата рождения: III век Место рождения: Каппадокия …   Википедия

  • Астерий (значения) — Астерий (или Астерион) имя нескольких персонажей древнегреческой мифологии: Астерий (сын Анакта)  древний царь Милета. Астерий (сын Гипересия, или Комета)  Астерий (аргонавт). Астерий (сын Египта)  см. Египтиады. Астерий (сын… …   Википедия

  • Культура Каппадокии — «Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме Культура исторической области Каппадокия ведет свою историю с древнейших времен. Основными параметрами, влиявшими на её развитие, являлось географическое положение на перекр …   Википедия

  • БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ — Понятие «богословская школа» предполагает 2 значения: образовательное учреждение и богословское направление, не всегда одновременно присущие к. л. школе. Сведения относительно становления церковного образования весьма скудны, и можно только… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I — [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Χρυσόστομος] (сер. IV в., Антиохия (ныне Антакья, Турция) 14.09. 407, Команы Понтийские (около совр. сел. Гюменек близ г. Токат, Турция)), свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»