- АХЕН
А́ХЕН [Нем. Aachen; лат. Aquae Granni, Aquisgrani; франц. Aix-la-Chapelle, Экс-ла-Шапель], самый зап. город в Германии (земля Сев. Рейн-Вестфалия); паломнический центр. В ср. века один из центров империи Каролингов и Римско-Германской империи, место коронации герм. королей.
История
В I в. по Р. Х. А.- небольшое рим. поселение с термами возле горячих сероводородных и соляных источников, посвященных кельт. божеству Гранну (отсюда и лат. название). В 60-х гг. VIII в. кор. франков Пипин Короткий основал здесь королевскую резиденцию (пфальц) с купальней и капеллой. Расцвета своего А. достиг при его сыне франк. кор. и имп. Карле Великом (768-814). Из-за важного стратегического положения во Франкской империи и благодаря горячим источникам А. становится одним из наиболее посещаемых пфальцев, а в последний период правления Карла - фактически его единственной резиденцией, расположенной в дворцовом комплексе с придворной капеллой (capella Palatina) и мон-рем, посвященными св. Деве Марии. Этот комплекс представлял собой один из значительных архитектурных ансамблей периода раннего средневековья, имел большое культурно-идеологическое значение как воплощение имперской идеи. Завершение его строительства ок. 800 г. совпало с коронацией Карла Великого императором в Риме. В придворной капелле св. Девы Марии он короновал своего сына Людовика Благочестивого в соимператоры (813), там же имп. Карл был похоронен в день своей смерти (28 янв. 814). Все это определило сохранение за А. (и особенно за капеллой с мон-рем) функции важнейшего имперского политического и религ. центра даже после смерти франк. имп. Лотаря II (869), когда пфальц перестал быть одной из основных резиденций Каролингов.
Ахенская капелла. VIII–XVII вв.
Ахенская капелла. VIII–XVII вв.При первых герм. правителях Саксонской династии имперская традиция Карла Великого была возрождена. В 936 г. в А. был провозглашен королем Оттон I, и это положило начало многовековому обычаю в Германии получать корону (т. н. Reichskrone, нач. Х в.) в Ахенской капелле - месте погребения имп. Карла Великого. В 1356 г. статус А. как коронационного центра был официально подтвержден в Золотой булле имп. Карла IV. В 936-1531 гг. в А. короновалось 30 королей (от Оттона I до Фердинанда I Габсбурга, а также 12 королев), трое коронованных в др. местах позже проводили церемонию и в А. Не меньшее значение, чем коронация, имело возведение (интронизация) нового герм. короля на «трон Карла Великого» (отсюда одно из обозначений А. как престола империи - Stuhl des Reiches). Считалось, что только интронизированный в А. герм. король имеет право затем получить в Риме имп. корону из рук папы. Важной составной частью коронационных торжеств в А. являлась королевская трапеза, на к-рой курфюрсты исполняли символические придворные должности при новом короле. Она проходила в королевском зале каролингского дворца, с нач. XIV в.- в коронационном зале городской ратуши А.Т. н. имперская корона. 2-я пол. X–XI в. (Исторический музей в Вене)
Т. н. имперская корона. 2-я пол. X–XI в. (Исторический музей в Вене)Герм. имп. Оттон III, стремившийся возродить на Западе Римскую империю, в 1000 г. приказал найти утерянную после нападения норманнов на А. в 881 г. могилу (сейчас также неизвестна) имп. Карла Великого в Ахенской капелле и вскрыть ее. Как сообщают Титмар Мерзебургский и др. хронисты, Карл Великий был обнаружен сидящим на троне перед своим саркофагом (мраморный, с изображением похищения Прозерпины, II в. по Р. Х.), тела его почти не коснулось тление. В его могиле было найдено много дорогих вещей, в т. ч. т. н. кошель св. Стефана и меч Карла Великого, к-рые стали вместе с «имперским» Евангелием коронационными инсигниями, хранившимися в А. (др. инсигнии хранились в имперском замке Трифельс; при Карле IV были перевезены в замок Карлштайн под Прагой, а позднее в Нюрнберг). Тело имп. Оттона III, умершего в 1002 г. в Италии, было переправлено в А. и похоронено в капелле «у ног Карла Великого». В 1165 г. по инициативе герм. имп. Фридриха I Барбароссы Карл Великий был канонизирован, его останки извлечены из могилы и помещены в реликварий в капелле. Правая рука Карла, символ силы и власти легендарного правителя, была отделена от тела и особо почиталась, помещенная в реликварии в капелле. Имп. Фридрих I лично участвовал в переносе мощей. В этом проявилось его желание сделать А. религиозно-политическим центром империи, «новым Римом», местом почитания нового небесного покровителя имп. власти (ср. с Францией и Англией, где в XII в. аббатства Сен-Дени и Вестминстер, места захоронения мощей св. Дионисия и Эдуарда Исповедника, также получили особые королевские привилегии). В 1166 г. Фридрих I подтвердил изданную незадолго до этого т. н. привилегию Карла Великого о признании А. вольным имперским городом и об объявлении его столицей Германского королевства (caput regni Teutonici). Этот высокий статус А. среди др. городов Германии отражен и в созданной ок. 1200 г. секвенции в честь Карла Великого, начинающейся словами «Urbs Aquensis, urbs regalis, regni sedes principalis» (Ахен, город королевский, первый престол королевства). Имп. Фридрих II Штауфен молился на своей коронации в А. (1216) перед мощами Карла Великого, помещенными в 1215 г. в новый реликварий. К нач. XVI в. церемонии коронации и интронизации в А. все больше лишаются своего сакрального значения. Для признания легитимности нового герм. короля выборы во Франкфурте-на-Майне становятся важнее коронации в небольшом А. на окраине империи; со 2-й пол. XVI в. церемония коронации, почти полностью повторявшая ахенскую, стала проходить во Франкфурте.Франц. короли с XII в. активно соперничали с герм. императорами за право называться наследниками империи Карла Великого. В 1369 г. франц. кор. Карл V даровал жителям А. привилегию (освобождение от налога на торговлю) и ввел службу Карла Великого по образцу ахенской в королевской капелле в Париже. Людовик XI в 1475 г. сделал почитание Карла Великого обязательным для Франции (28 янв. день памяти «монсеньора св. Карла Великого, нашего предка, короля Франции»), щедро одарил капеллу в А. и назначил ей ежегодную ренту. В Новое время в этой капелле (после церемоний в Париже и Сен-Дени) проходили погребальные церемонии по умершим франц. королям. В октагоне сооружался катафалк, на него возлагалось покрывало с гроба умершего короля, остававшееся потом на хранение в капелле. Сюда доставили и локоны казненных во время Французской революции в 1793 г. членов королевской фамилии. В 1794-1815 гг. А. входил в состав Франции. Наполеон I с супругой Жозефиной посетили город в 1804 г. и оставили в подарок свои портреты на фоне Ахенской капеллы. Для коронации в Париже в 1804 г. Наполеон, желая подчеркнуть свои имперские притязания и избежать ассоциаций со Свящ. Римской империей герм. нации и традициями франц. королей, приказал изготовить «новую корону Карла Великого» (взамен уничтоженной во время Французской революции т. н. франц. короны Карла Великого), но в последний момент передумал и короновался золотым лавровым венком по образцу рим. императоров. В 1802 г. при поддержке Наполеона было организовано Ахенское еп-ство. До этого вольный имперский город входил в состав Кёльнского архиеп-ства; капелла с мон-рем находились под папским иммунитетом и подчинялись непосредственно папе. Территория диоцеза А. охватывала франц. департаменты Рур и Рейн-Мозель, левобережную часть бывшего Кёльнского архиеп-ства, большую часть еп-ства Люттих, части архиеп-ств Трир, Майнц и диоцезов Утрехт и Рурмонд; в 1805 г. к нему была присоединена область вокруг г. Везеля на правом берегу Рейна. Первым епископом А. стал Мари Антуан Бердоле, назначенный Наполеоном 9 мая 1802 г., его интронизация прошла в Ахенской капелле. Еп. Жан Дени Франсуа Ле Камю (1752-1814), также назначенный Наполеоном, но не утвержденный Ватиканом из-за конфликта между франц. императором и папой Пием VII, занимал в А. должность 3-го генерального викария и администратора вакантного еп-ства. По решению Венского конгресса (1814-1815) А. вошел в 1815 г. в состав Пруссии. Судьбу еп-ства А. решила папская булла «De salute animarum» от 16 июля 1821 г., в к-рой были перечислены прусские диоцезы: еп-ство А. упразднялось и восстанавливалось Кёльнское архиеп-ство. Ликвидация Ахенского еп-ства произошла в 1825 г. после заседания кафедрального капитула, принявшего это решение.
При созданной в 1871 г. второй Германской империи А. с его богатыми историческими традициями рассматривался как символ непрерывности имперской идеи в Германии. Благодаря конкордату между Ватиканом и Германией, заключенному 14 июня 1929 г. папским нунцием Эудженио Пачелли (буд. папа Пий XII) и премьер-министром О. Брауном, появилась возможность возродить еп-ство в А. Папской буллой «Pastoralis officii nostri» от 13 авг. 1930 г. и особым декретом нунция Э. Пачелли (Dekret des Apostolischen Nuntius in Deutschland betreffs Domkapitel und Circumscriptio der Diözese Aachen) от 31 авг. 1930 г. Ахенская капелла была возведена в ранг кафедральной церкви. Епископом вновь созданного диоцеза, подчиненного архиепископу Кёльна, стал Йозеф Генрих Петер Фогт, бывш. пробст кафедрального капитула и генеральный викарий в Кёльне (1931-1937). Небесной покровительницей Ахенского еп-ства является св. Дева Мария; праздник диоцеза 15 авг.- в день Успения Богородицы. На территории еп-ства проживает более 2 млн чел., из них ок. 1250 тыс. католиков (An. pont. 1999).
Католические святыни и реликвии
Реликварий Пресв. Богородицы. XIII в.
Реликварий Пресв. Богородицы. XIII в. Большое значение А. как политического и религ. центра империи подтверждается многочисленными дарениями герм. королей и императоров капелле с мон-рем, городской общине А. и окрестным мон-рям (бенедиктинскому (с 1220 цистерцианскому) аббатству Буртшайд и общине августинцев-каноников св. Адальберта). При постройке капеллы имп. Карл Великий послал посольства в Иерусалим и К-поль за реликвиями для нового храма. В 799 г. он, согласно сообщениям хронистов, получил от Патриарха Иерусалимского неск. реликвий с места Воскресения Иисуса Христа, в т. ч. 7 главных святынь, сделавших А. крупнейшим центром паломничества к северу от Альп: одеяние Богородицы в ночь Рождества, пеленки Младенца Христа, окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа на кресте, плат, в к-рый была завернута глава св. Иоанна Крестителя (4 «великие» святыни), кожаный пояс Христа, тканый пояс Богородицы, кусок веревки, к-рой Христос был привязан к столбу при бичевании (3 «малые» святыни). Святыни пребывали в реликварии и не выставлялись для поклонения. Перенос их в 1238 г. в новый реликварий св. Девы Марии, подаренный имп. Фридрихом II, позволил проводить торжественные показы реликвий для поклонения верующих (1238, 1242, 1322). С 1349 г. в связи с эпидемией чумы такие показы устраивались каждые 7 лет с 10 по 24 июля, т. е. в течение недели до и после праздника освящения придворной капеллы (17 июля), а также при коронациях и посещениях А. императорами. С XIV в. из-за большого наплыва паломников реликвии демонстрировали со специально построенной галереи, соединявшей башню и здание капеллы.Керамическая фляга паломников из Ахена. Ок. 1500 г. (Музей Дортмунда)
Керамическая фляга паломников из Ахена. Ок. 1500 г. (Музей Дортмунда)Собравшиеся на площади между капеллой и ратушей паломники ловили отражение святынь маленькими металлическими зеркальцами (Heiligtumsspiegel, Aachener Spiegel), к-рые затем увозили с собой. И. Гутенберг пытался в 1436-1438 гг. наладить в Страсбурге массовое производство этого ахенского символа для паломников. Символами паломничества в А. также являлись керамические фляги для воды из источников А. и медальоны с изображением ахенских святынь: вверху - Распятие с предстоящими Богородицей и ап. Иоанном, внизу - Богородица с Младенцем Христом на троне, ее одеяние в ночь Рождества и пеленки Младенца Иисуса, к-рые напоминают по форме гамаши, из-за чего возникла легенда о том, что св. Иосиф снял их, чтобы сделать пеленки для Младенца. В то время гамаши (обмотки) представляли в виде штанов, поэтому «порты Иосифа» (Josephs Hosen) нашли отражение в иконографии Рождества Христова периода поздней готики.В позднее средневековье и Новое время А. также служил местом остановки паломников из Сев. и Вост. Европы на пути в Сантьяго-де-Компостела, где хранятся мощи ап. Иакова; далее они отправлялись на судах по рекам Маасу и Рейну. В эпоху Реформации А. теряет значение как паломнический центр. В 1776 г. паломничество в А. было запрещено имп. Иосифом II (см. Иозефинизм), однако с XIX в. практика посещений А. верующими возродилась и продолжается до наст. времени.
Ист.: Aachener Urkunden: 1101-1205 / Bearb. v. E. Meuthen. Bonn, 1972. (Publ. d. Ges. f. rheinische Geschichtskunde; Bd. 58).
Лит.: Beissel St. Geschichte der Verehrung Marias in Deutschland während des Mittelalters. Freiburg i. Br., 1909. Darmstadt, 1972n; Stephany E. Heiligtumsfahrt // Rhein und Maas: Kunst und Kultur 800-1400. Köln, 1972. S. 124-145; Beumann H. Grab und Thron Karls des Grossen zu Aachen // Karl der Grosse. Düsseldorf, 1965. Bd. 1. S. 9-25; Katalog der Ausstellung: Karl der Grosse: Werk und Wirkung. Aachen, 1965; Meuthen E. Barbarossa und Aachen // Rheinische Vierteljahresblätter. 1975. Bd. 39. S. 28-59; Petersohn J. Saint-Denis-Westminster-Aachen: Die Karls-Translatio v. 1165 u. ihre Vorbilder // DA. 1975. Bd. 31. S. 420-454; Schaller D. Das Aachener Epos für Karl den Kaiser // Frühmittelalterliche Studien. B., 1976. Bd. 10; Meuthen E. Aachen // LexMA. Bd. 1. Sp. 1-3; Brückner W. Aachenfahrt // Ibid. Sp. 3-4; Boshof E. Aachen und die Thronerhebung des deutschen Königs in salisch-staufischer Zeit // Zschr. d. Aachener Geschichtsvereins. 1991. Bd. 97. S. 5-32; Falkenstein L. Charlemagne et AixLaChapelle // Byz. 1991. Vol. 61. P. 231-289; Görich K. Otto III. öffnet das Karlsgrab in Aachen: Überlegungen zu Heiligenverehrung, Heiligsprechung u. Traditionsbildung // Herrschaftsrepresentation im ottonischen Sachsen. Sigmaringen, 1998. S. 381-430; Krönungen: Könige in Aachen: Geschichte und Mythos: Katalog der Ausstellung / Hrsg. v. M. Kramp. Aachen, 2000. 2 Bde; Цатурова С. К. Карл Великий и «королевская религия» во Франции XIV-XV вв. // Карл Великий: реалии и мифы: Сб. ст. М., 2001. С. 189-209; http://www.bistum-aachen.de [Электр. ресурс].
О. С. Воскобойников, Е. В. Казбекова
Памятники архитектуры и искусства А.
Ахенская капелла. Внутренний вид октогона со светильником Фридриха Барбароссы. XII в.
Ахенская капелла. Внутренний вид октогона со светильником Фридриха Барбароссы. XII в.Связаны с имперской идеей и религ. святынями, находящимися в этом городе. От каролингского дворцового комплекса сохранилась лишь капелла. По археологическим свидетельствам, дворец имп. Карла Великого был построен в 80-х гг. VIII в. по плану рим. базилики и стал наряду с рим. сооружениями в Августе Треверов (совр. Трир) самым крупным светским зданием к северу от Альп. В нек-рых документах он назывался Латеранским, что должно было напоминать о дворце имп. Константина в Риме. Дворец соединялся с капеллой, расположенной к югу от него, крытыми переходами, образующими обширный внутренний двор. С запада к капелле примыкал большой атриум, окруженный аркатурной галереей. Палатинская капелла была возведена предположительно североитал. мастерами (архит. франк Одо из Меца) в 786-800 гг. По форме она представляла внутренний октагон, образованный мощными столпами и окруженный двухъярусным обходом-амбулаторием с шестиугольной внешней стеной, центральное пространство было перекрыто купольным сводом (пролет 14,5 м, высота 31,7 м; долгое время оставалось самым высоким купольным зданием к северу от Альп). Подобные архитектурные формы известны в североитал. и малоазийской визант. постройках раннего средневековья (напр., ц. Сан-Витале в Равенне), но капелла является уникальным архитектурным сооружением благодаря своим пропорциям, в основу к-рых положена измерительная система, символика к-рой восходит к гл. 21 Откровения св. ап. Иоанна, т. о. капелла символизирует Небесный Иерусалим. Для внутренней отделки капеллы Карл Великий приказал доставить в А. античные колонны и плиты из ценных сортов мрамора, гранита, порфира, множество произведений античного декоративно-прикладного искусства. От первоначального архитектурного убранства до наст. времени сохранились двухцветная шахматная облицовка арок октагона и амбулатория (колонны в 1794 были выломаны из капителей и базисов и вывезены в Париж; частично возвращены), бронзовые (первоначально позолоченные) решетки ахенского литья рубежа VIII-IX вв., обрамляющие 2-й ярус октагона (при реконструкции зап. и вост. решетки перепутаны местами), бронзовые врата (Wolfstür) и 3 бронзовые внутренние двери каролингского литья. Напольные мозаики, облицовка стен и столпов, мозаики в куполе (Христос на троне в окружении символов евангелистов и 24 старцев) и на стенах являются неточными реконструкциями 2-й пол. XIX - нач. XX в., выполненными по сохранившимся описаниям и по аналогии с др. храмами каролингской эпохи. При имп. Карле Великом в А. были доставлены также позднеантичные бронзовые скульптуры: фигура животного, волчицы или медведицы (II в. по Р. Х., из Юж. Галлии), подобие Капитолийской волчицы, символа Рима, хранившегося в Латеранском дворце, а также конная статуя кор. остготов Теодориха (вывезена из Равенны в 800, возможно, является изображением визант. имп. Зенона), к-рая должна была напоминать статую Марка Аврелия в Латеране, принимаемую за скульптурное изображение имп. Константина. В преддверии капеллы помещалась т. н. шишка пинии каролингского литья (X в., бронза), также один из символов Рима. Дворец и особенно капелла должны были символизировать возрождение христ. античности и Римской империи. Архитектурные особенности капеллы, воспроизводимые в др. храмах Германии (в Отмарсхайме, в Кёльне ц. св. Марии, в Эссене, в Корвее) в VIII-XI вв., подчеркивали связь этих церквей с имп. властью.Т. н. трон Карла Великого. Кон. VIII — нач. IX в.
Т. н. трон Карла Великого. Кон. VIII — нач. IX в.В XIV в. зап. часть капеллы была изменена пристройкой колокольной башни, где размещались помещения для хранения реликвий, и крытой галереей для их показа. В 1315-1414 гг. капелла была существенно расширена в связи с проведением коронаций и все увеличивавшимся потоком паломников к могиле Карла Великого и ахенским святыням за счет готической алтарной части с огромными стрельчатыми окнами (тип т. н. капеллы-реликвария по образцу ц. Сент-Шапель в Париже, капелл в Руане и в Сен-Жермен-де-Фли). В XIV-XV вв. к капелле и башне с внешней стороны были пристроены 6 готических капелл (почти все двухэтажные), 2 из них использовались при коронации: в капелле св. Матфея проходило облачение короля, в капелле святых Губерта и Карла король проводил ночь перед коронацией. Купол и крыши капеллы и башни, витражи и ажурный орнамент стрельчатых окон были уничтожены городским пожаром 1656 г. и восстановлены во 2-й пол. XVII в. (готический купол был заменен складчатым). В XVIII в. перестроили портал и одну из боковых капелл, остатки средневек. мозаик и фресок заштукатурили и покрыли барочными росписями. Во 2-й пол. XIX в. внешний вид и внутреннее убранство капеллы реставрировали, вернув характерные черты готической постройки. Во время второй мировой войны сильно пострадали витражи и резные оконные переплеты, со 2-й пол. XX в. в капелле проводятся исследовательские и реставрационные работы.В ср. века в капелле было более 10 алтарей, главный - в честь Богородицы. На 2-м ярусе в зап. части находится т. н. трон Карла Великого (его первоначальное местоположение при Каролингах неизвестно), на к-рый восходили герм. правители при их коронации. Долгое время трон датировался 1-й третью X в., исследования доказали, что нек-рые его деревянные части относятся к рубежу VIII-IX вв. Он находится на мраморном возвышении с 6 ступенями, как у трона царя Соломона, состоит из 4 античных мраморных плит, бывших ранее частью напольного покрытия, привезенного предположительно из Иерусалима. Эти плиты сами по себе почитались как реликвии. По традиции паломники должны были проползать под троном на четвереньках.
Кафедра (амвон) Ахенской капеллы. XI в.
Кафедра (амвон) Ахенской капеллы. XI в.Из многочисленных дарений герм. королей и императоров наиболее значительными являются 2 больших романских реликвария, украшенных позолоченными серебряными фигурами, рельефами, эмалями и драгоценными камнями. Один из них был изготовлен для мощей имп. Карла Великого (1165-1215) и подарен имп. Фридрихом II (второй по величине романский реликварий после кёльнского). На боковых сторонах его изображены фигуры 16 королей, особо ревностных покровителей А., на крышке 8 рельефов со сценами из жизни Карла Великого. Реликварий св. Девы Марии, где хранятся 4 «великие» ахенские святыни (1220-1238), украшен фигурами 12 апостолов, Христа, Богоматери, Карла Великого и св. папы Льва III, при к-ром Ахенская капелла была освящена. Также следует отметить светильник в виде короны - дар Фридриха I, символизирующий, как и капелла, Небесный Иерусалим (позолоченная медь, 4, 2 м в диаметре, свисает с купола на 27-метровой железной цепи); золотую панель (Pala d'oro) с 17 рельефами (изображены Христос на троне, символы евангелистов, Богородица и арх. Михаил, цикл Страстей Христовых), подаренную Оттоном III, в наст. время украшает переднюю часть главного алтаря (по преданию, изготовлена из золота, найденного в могиле Карла Великого при ее вскрытии в 1000); подаренную Генрихом II (1002-1024) кафедру (ambo) из позолоченного серебра с инкрустацией из драгоценных античных камей (в центре располагалась самая большая с имперским орлом; сейчас находится в Вене). Первоначально кафедра стояла в центре октагона. Драгоценные камни, камеи и орнамент образуют большой крест (crux gemmata) - символ Небесного Иерусалима. К числу таких cruces gemmatae относится золотой «крест Лотаря», подаренный Оттоном III (оправа из крупных драгоценных камней выполнена в виде колоннад храмов). В его центре - большая камея с профилем рим. имп. Августа в лавровом венце, к-рому на обратной стороне креста соответствует гравированное изображение распятого Христа, принимающего такой же лавровый венец из рук Бога Отца (двойная аллегория: Христос как Господин на земле и как Победитель смерти; император правит на земле как викарий Христа). Такой же символический смысл имеют и изображения в Евангелии Оттона III (юный император на троне во славе, окруженный 4 евангелистами) из сокровищницы Ахенской капеллы.«Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в.
«Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в.Там же хранятся «наперсный крест Карла Великого» (по легенде, из могилы Карла Великого, вскрытой Оттоном III), «охотничий рог Карла Великого» из слоновой кости («Олифант» из «Песни о Роланде»; изготовлен на Сицилии ок. 1000), реликварии для десницы Карла Великого из позолоченного серебра (дар франц. кор. Людовика XI, 1481), для черепа Карла Великого в виде его бюста с коронационной короной Карла IV (дар Карла IV по случаю его коронации в 1349), малоазийский реликварий кон. X в., диптих с рельефами из слоновой кости (IX в.), имп. мантии XII-XIII вв. Из многочисленных изображений Богоматери особым почитанием у паломников пользуется статуя XIV в. «Unsere Liebe Frau von Aachen» (Ахенская Богоматерь), к-рой принесены в дар многочисленные украшения и богатые одежды.Из светской архитектуры А. интерес представляет готическая ратуша с богато украшенным скульптурами фасадом, построенная в XIV в. на месте каролингского дворца, приобретенного городом у мон-ря (от дворца осталась одна башня: Granusturm (башня Гранна)), к-рую Энеа Сильвио Пикколомини (буд. папа Пий II) описывал как «palatium tota Germania nobilissimum» (благороднейший из дворцов во всей Германии). Барочные изменения были устранены при перестройке ратуши в готическом стиле в XIX в., а коронационный зал на 2-м этаже украшен циклом исторических фресок А. Ретеля и Й. Керена (наиболее известные «Оттон III открывает гробницу Карла Великого», «Коронация Карла Великого»). Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 г. были включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния.
Лит.: Krautheimer R. The Carolingian Revival of Early Christian Architecture // Art Bull. N.Y., 1942. T. 24. P. 1-38; Kreusch F. Über Pfalzkapelle und Atrium zur Zeit Karls des Grossen. Aachen, 1958; Messerer W. Zum Kaiserbild des Aachener Ottonencodex. Gött., 1959; Stephany E. Der Dom zu Aachen. Aachen, 19642; De Coo J. «In Josephs Hosen Jesus gewonden wert»: Ein Weihnachtsmotiv in Literatur u. Kunst // Aachener Kunstblätter. 1965. Bd. 30. S. 144-184; 1972. Bd. 43. S. 249-261; Саркисиан Г. А. Архитектура времени Каролингов // Всеобщая история архитектуры. Л.; М., 1966. Т. 4. С. 50-52; Guppers H., Sage W. Aachen // Reallexikon der Germanischen Altertumskunde. B.; N.Y., 1970. Bd. 1. Sp. 1-4; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture 800-1200. Harmondswort, 1973. P. 14-16, 73; Hell V., Hell H. Die grosse Wallfahrt des Mittelalters: Kunst an den romanischen Pilgerstraßen durch Frankreich und Spanien nach Santiago de Compostela. Tüb., 19732; Saunders W. The Aachen Reliquary of Eustatius Malenus, 969-970 // DOP. 1982. Vol. 36. P. 211-219; D'Onofrio M. Roma e Aquisgrana. R., 1983; Schwarz A. Architektur und Gesellschaft von Kaiser Konstantin bis zu Karl dem Grossen. Lpz., 1989. S. 168-176; Lepie H. Die Domschatzkammer zu Aachen. Aachen, 1990; Appuhn H. Einführung in die Ikonographie der mittelalterlichen Kunst in Deutschland. Darmstadt, 1991. S. 104-107, 113-120, 128-129; Hugot D. Der Dom zu Aachen. Aachen, 2000.
Е. В. К., О. С. Воскобойников
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.