АХИЛЛИЙ

АХИЛЛИЙ

[Греч. ̓Αχίλλιος] († ок. 330), прп. (пам. 15 мая), еп. Ларисский. Род. в благочестивой семье, в юности овладел светскими науками, в т. ч. философией. При имп. Константине I Великом за свои добродетели был поставлен епископом г. Ларисса (Фессалия, Греция). Во время своего епископства А. воздвигал церкви и странноприимные дома, разрушал языческие капища. На I Всел. Соборе выступил в числе обличителей Ария и его приверженцев. При жизни А. прославился исцелениями, изгнанием нечистых духов и др. чудесами. Мирно скончался в глубокой старости.

Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в.

Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в.


Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в.

В 986 г. болг. царь Самуил перенес мироточивые мощи А. из Лариссы в столицу Болгарии г. Преспу (совр. Айос-Ахилиос на оз. М. Преспа), где в честь святого была построена базилика. Ок. 1015 г. часть мощей А. была возвращена в Лариссу, др. часть осталась в Преспе до 1072 г. В средневек. период почитание А. было распространено в Фессалии, Македонии, Сербии и Болгарии. Основным центром в Сербии стал Арилье, куда, по преданию, были перенесены мощи святого из Преспы (в наст. время сохранился только гроб). Пустая каменная гробница А. есть в крепости Лариссы. Мощи А. 14 мая 1981 г. были положены Серафимом, митр. Ларисским, в одноименном кафедральном соборе Лариссы. Часть мощей в наст. время находится в мон-ре Б. Метеоры.

Греч. жития А. IX и XIII вв. изданы Д. Софианосом; краткие содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 457) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 686). 15 мая в большинстве греч. календарей отмечается день преставления А. Кроме того, в ряде визант. рукописей под 8 февр. также указывается память А., предположительно это день перенесения его мощей (Kulič J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Minei. R., 1992. P. 89, 150-151).

А. особо почитался у юж. славян. Его память отмечена в месяцесловах Ассеманиева Евангелия XI в. (Л. 146), болг. Тырновского Евангелия 1273 г. (Тиханов. С. 12), Драгиина Евангелия 2-й пол. XIII в.; РНБ. Гильф. 4. (Л. 205об.) и др. Служба А. включена в нек-рые болг. Минеи: Драганову кон. XIII в. (Срезневский. Трефологий. С. 422) и Sin. slav. 25, 1339 г. (Иванова. С. 11-22) и др. Краткое житие А. вошло в состав нестишного Пролога, переведенного на Руси во 2-й пол. XII в. (древнейший рус. список 1-й пол. XIV в.- РГАДА. Тип. № 173. Л. 93об.- 94 и Тип. №174. Л. 67об.), и помещено в ВМЧ. Южнослав. житие в составе Стишного Пролога ошибочно объединяет жития А. и мч. Архилия, «иже в Тривалех убиеннаго».

Гимнография. По греч. рукописям визант. периода известны 3 канона А. Самый ранний, 4-го гласа, датируется X в. и принадлежит гимнографу Арсению, имя к-рого вписано в богородичны (AHG. IX. P. 176-188, 399-400) с акростихом «̓Αχιλλίου με ἡ χάρις φωτιζέτω τὸν ξένον» (Ахиллия благодать да просветит меня странника). В греч. рукописях XI-XV вв. встречается канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «̓Αχιλλίου με τοῖς λίτοις σώτερ σκέπε» (Ахиллия молитвами мя, Спасе, покрой), гимнографа Иосифа, чье имя вписано в тропари 9-й песни (Ταμεῖον. Ν 606. Σ. 200). Следующий из известных греч. канонов датируется XIV в. и принадлежит Антонию, архиеп. Ларисскому. Он был опубликован в 1761 г. в Венеции в майской Минее (переиздана в Афинах в 1952) вместе с упомянутым каноном Иосифа. В XVIII-XIX вв. в Венеции и Лариссе был осуществлен ряд изданий служб А. (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 1-2).

Перенесение мощей А. в южнослав. земли после XIII в. обусловило появление как местной гимнографии А., так и редакций уже имеющихся текстов; так, напр., варианты канонов Иосифа зафиксированы в серб. (САНУ. № 361, сер. XIII в.) и болг. (Крк. № 19, XIV в.) рукописных Минеях. Известно неск. служб А. южнослав. происхождения. Служба, помещенная в праздничной Минее студийского типа (Sinait. slav. 25, XIV в.), имеет, по мнению К. Ивановой, болг. происхождение и написана для храма, где почивали мощи святого, скорее всего на Преспе. Еще одна, полиелейная, служба сохранилась в майской хиландарской Минее № 230 (XV в.) иерусалимского типа и связана с Арилье. Канон этой службы предположительно написан на рубеже XIV-XV вв. книжником Никодимом из Тисманы. В 1962 г. Дж. Радойчичем по майской Минее (Хиландарь. № 665, XV в.) были опубликованы ранее неизвестные тропарь и кондак А. Позднее было доказано, что лист с этими текстами был изъят из др., более поздней, рукописи Хиландарской коллекции - праздничной Минеи (№ 250, 1670 г.), содержащей полную службу А. В древнерус. рукописях XI-XIII вв. служба А. не зафиксирована.

Со сменой Студийского устава Иерусалимским память А. была постепенно вытеснена памятью св. Пахомия. В совр. богослужебной практике РПЦ и греч. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 15 мая, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. Μάϊος. Σ. 135).

Ист.: BHG, N 2012, 2013; ЖСв. Май. С. 525; Суботин-Голубовић Т. Нова служба св. Ахилиjу Лариском // ЗРВИ. 1989. № 27-28. С. 149-175; Sophianos D. Z. ῾Ο ῾Αγιος ̓Αχίλλιος Λαρίσης̇ ῾Ο ἀρχικὸς ἀνέκδοτος βίος (Θ´ αἰ.) καὶ ἡ μεταγενέστερη διασκευή του (ΙΓ´ αἰ.): ̓Ανέκδοτα ὑμνογραφικὰ κείμενα (̓Ιωσὴφ ῾Υμνογράφου, Μανουὴλ Κορινθίου, ̓Αναστασίου Γορδίου) // ΜΝΕλλ. 1990. N 3. Σ. 97-213; Иванова К. Неизвестна сръбска служба за св. Ахил Лариски (Преспански) // Старобългарска литература. 1999. № 31. С. 24-40.

Лит.: Тиханов П. Н. Терновский календарь. 1275 г. по списку Франца Миклошича. СПб., 1896. (ПДП; Т. 118); Лопарев Хр. Описание некоторых греческих житий святых. Житие св. Ахиллия Ларисского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 363-364; Радоjичић Ђ. Развоjни лук старе српске књжевности. Нови Сад, 1962. С. 231-234; Васильев. Ариљски прописивачки центар и култ светога Ахилиjа код Срба // Научни састанак слависта у Вукове дане. Реферати и саопштеньа. Београд, 1985. 14/1; Суботин-Голубовић Т. Култ светог Ахилиjа Лариског // ЗРВИ. 1987. № 26. С. 21-33; она же. Ахилиjе - Ахилиjе или о мешању култова // Зборник радова «Богородица Градачка у историjи српског народа». Чачак, 1993. С. 37-46; Иванова К. Служба на св. Ахил Лариски (Преспански) от синайския праздничен Миней № 25 // Palaeobulgarica. 1991. Т. 15. Вып. 4. С. 11-22.

О. В. Л., А. Ю. Никифорова

Иконография. А. обычно изображается как седовласый старец, с седой раздвоенной бородой средней длины, в традиц. для епископов облачении: в стихаре, фелони и омофоре; в руках Евангелие или развернутый свиток. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., он описан как «старец с закрученной бородой» (§ 8. № 36). Изображения его находятся в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 1150-1160 гг.; в ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, 1296 г.; в ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; в ц. св. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359 г.; в ц. свт. Николая в Псаче, ок. 1354 г. (Македония); в пещерной церкви мон-ря Сретения в Метеорах (Греция), 1366-1367 гг.; в церкви Кремиковского мон-ря (Болгария), XV в. и др. Образ А. встречается также среди отцов Церкви в изображении Никейского Собора.

Лит.: Ерминия ДФ. С. 161; Chatzidakis M., Pelekanidis S. Mosaics Wall Painting. Kastoria. Kastoria, 1985. P. 68. Pl. 25.

Н. В. Герасименко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "АХИЛЛИЙ" в других словарях:

  • Ахиллий — я, муж. Стар. форма имени (см. Ахилл).Отч.: Ахиллиевич, Ахиллиевна. Словарь личных имён. Ахиллий См. Ахилий. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 …   Словарь личных имен

  • Ахиллий — – св. епископ, участник 1 го всел. собора († 348 г.) Память 15 мая …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • АРИЛЬЕ — Церковь св. Ахиллия. Ок. 1295 г. Церковь св. Ахиллия. Ок. 1295 г. [Ариле, серб. Ариље], сел. у впадения р. Велики Рзав в р. Моравица близ Пожеги (Жичская епархия Сербской Православной Церкви), с ц. в честь прп. Ахиллия, еп. Лариссы, воздвигнутой… …   Православная энциклопедия

  • Хилков — ХРИПУНОВ 1) Хилкой, хилок слабый, хилый; 2) Хилко производная форма христианского имени Ахилл или Ахиллий, по герою Троянской войны , 3) Хилко производная форма имен Филимон, Филипп, Филон (с заменой ф на х). (Ф) В Ономастиконе Веселовского:… …   Русские фамилии

  • Хрипунов — ХИЛКОВ ХРИПУНОВ 1) Хилкой, хилок слабый, хилый; 2) Хилко производная форма христианского имени Ахилл или Ахиллий, по герою Троянской войны , 3) Хилко производная форма имен Филимон, Филипп, Филон (с заменой ф на х). (Ф) В Ономастиконе… …   Русские фамилии

  • Ахилл — а, муж. Редк.; разг. Ахила, ы; стар. Ахиллий, я.Отч: Ахиллович, Ахилловна.Производные: Ахилка.Происхождение: (Греч. Achilleus имя героя Троянской войны.)Именины: 30 янв., 28 мая, 16 июня, 2 сент. Словарь личных имён. Ахилл См. Ахилий …   Словарь личных имен

  • Северное Причерноморье — Кр …   Википедия

  • Культура Каппадокии — «Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме Культура исторической области Каппадокия ведет свою историю с древнейших времен. Основными параметрами, влиявшими на её развитие, являлось географическое положение на перекр …   Википедия

  • Список православных имён — …   Википедия

  • Ахилл (имя) — Ахилл François Léon Benouville Ахилл (имя) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»