- АХИРАМА САРКОФАГ
Один из важнейших памятников финик. искусства и эпиграфики библейского периода. Найден в Библе (совр. Джубайль, Ливан) в 1923 г., в наст. время хранится в Национальном музее в Бейруте. По верхнему краю торца саркофага и по нижнему краю продольной стороны крышки выбита одна из древнейших надписей на древнебиблском диалекте финик. языка, выполненная финик. алфавитным письмом: «Саркофаг, который Иттобаал, сын Ахирама, царя Библа, сделал для Ахирама, своего отца, когда поместил его в «дом вечности». Если царь среди царей, или правитель среди правителей, или военачальник вступит в Библ и откроет этот саркофаг, да будет скипетр правления его сокрушен, да будет трон его правления низвергнут, и да уйдет мир из Библа, и да будет изглажена надпись его в Библе». На рельефные изображения ритуальных сцен, к-рыми украшены стенки А. с., оказало заметное влияние искусство Египта. Подножия в виде львов восходят к хеттским прототипам.
Саркофаг Ахирама (Национальный музей. Бейрут). Фрагмент
Саркофаг Ахирама (Национальный музей. Бейрут). ФрагментНа основании эпиграфических и лингвистических признаков большинство исследователей датируют эту надпись ок. 1000 г. до Р. Х. Очевидно, что она сделана раньше точно датированных надписей царей г. Библа Абибаала (ок. 930 г. до Р. Х.) и Элибаала (ок. 920 г. до Р. Х.). Нек-рые археологические данные (найденные в гробнице обломки сосуда Рамсеса II (1304-1237 гг. до Р. Х.), микенская и кипрская керамика) и лингвистические особенности памятника дают основание отдельным исследователям отстаивать более раннюю датировку - XIII или XII в. до Р. Х. (Г. Гарбини). Отмечая явное несоответствие расположения надписи художественному замыслу А. с., E. Липиньский предполагает, что надпись была сделана в X в. до Р. Х. на саркофаге, изготовленном значительно раньше. Согласно предположению М. Мартена, к моменту создания алфавитной надписи на саркофаге уже имелась надпись библским псевдоиероглифическим письмом, использовавшимся в сер. II тыс. до Р. Х.В тексте надписи отмечается поэтический параллелизм, характерный для ВЗ. И. Н. Винников убедительно продемонстрировал строгую согласованность отдельных частей надписи, напр. текста проклятия, построенного по принципу хиазма, что дает основание говорить о существовании в Финикии лит. традиции, близкой ВЗ. Надпись уникальна тем, что в ней отсутствует характерное для древневост. проклятий упоминание божества, а перечень наказаний передан пассивной конструкцией. По замечанию Х. Доннера, эти черты соответствуют канонам древневост. правовых формулировок, представленных в Законах Хаммурапи, отчасти в Законах Эшнунны и в ВЗ (напр., Исх 21-23. 19; cр. Исх 27. 15-26). Упоминаемые в надписи имена финик. царей: Ахирам (сокращенный вариант имени Хирам) и Иттобаал (библ. Ефваал) - встречаются в ВЗ (2 Цар 5. 11; 3 Цар 9. 11; 3 Цар 16. 31 и др.).
Лит.: Dussaud R. Les inscriptions phéniciennes du tombeau d'Ahiram, roi de Byblos // Syria. 1924. Vol. 5. P. 135-142; Винников И. Н. Эпитафия Ахирама Библского в новом освещении // ВДИ. 1952. № 4. C. 141-152; Donner H. Zur Formgeschichte der Ahiram-Inschrift // Wiss. Z. d. K.-Marx-Univ. Leipzig, gesellsch.- und sprachwiss. Reihe. 1953/4. Heft 2/3. S. 283-287; Martin M. A Preliminary Report after Re-examination of the Byblian inscriptions // Orientalia. 1961. Vol. 30. P. 46-78; Chéhab M. H. Observations au sujet du sarcophage d'Ahiram. Beyrouth, 1970; Garbini G. Sulla datazione dell' iscrizione di Ahiram// Annali dell'Istituto Universitario Orientale di Napoli. 1977. Vol. 37. P. 81-89; Lipiński E. Ahiram/Ahirom // Dictionnaire de la civilisation phénicienne et punique. Brux.; P., 1992. P. 10-11; Teixidor J. Ahiram Inscriptions // OEANE. Vol. 1. 1997. P. 31.
А. К. Лявданский
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.