ИОРАМ это:

ИОРАМ

[евр.  ,   вар.:  - «Господь возвышен (высок)»; греч. ᾿Ιωράμ], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства.

Иорам

(ок. 849/848-841 гг. до Р. Х.), 5-й иудейский царь (3 Цар 22. 50, 4 Цар 8. 16-24; 2 Пар 21. 1 - 22. 1), сын царя Иосафата, который еще при жизни ок. 855 (854) г. до Р. Х. назначил И. своим соправителем (ср.: 2 Пар 21. 3-4). После смерти отца в 849(848) г. до Р. Х. И. правил в Иудее единолично (ср.: Thiele. 1983. P. 96 сл., 217). Он женился на дочери (или сестре - 4 Цар 8. 26) израильского царя Ахава Гофолии, тем самым был закреплен мирный договор, заключенный его отцом Иосафатом с царем Израиля (3 Цар 22. 44) и был положен конец продолжительной вражде между Южным и Северным царствами после отделения сев. колен от Иерусалима. При И. от Иудеи отложились Эдом (4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10), над к-рым иудеи установили контроль при Иосафате (3 Цар 22. 47), а также г. Ливна (точное местонахождение города не установлено, отождествлялся с Тель-Цафитом (араб. Телль-эс-Сафи), расположенным в 12 км к северо-западу от Бет-Гуврина или, что более вероятно, с Тель-Бурна (араб. Телль-Борнат) - в 3 км к северо-западу от Бет-Гуврина; Peterson J. L. Libnah // ABD. Vol. 4. P. 323). И. напрасно пытался усмирить эдомитян, направив в мятежный город колесницы с воинами (4 Цар 8. 21). Отпадение Эдома лишало Иудею контроля над важными торговыми путями в Аравию, что должно было негативно сказаться на экономике страны. Во время нашествия на Иудею и Иерусалим филистимлян и аравитян (присутствие арабов в Юж. Палестине в данный период зафиксировано и в ассир. источниках; Eph‘al. 1982. P. 77-78; Ahlström. 1993. P. 598) И. потерял всех сыновей (кроме младшего Охозии - 2 Пар 21. 17), жен и все имущество из царского дворца (2 Пар 21. 16-17 и 22. 1). В царствование И. в Иудее (как и в правление «дома Ахава» в Израиле) начали распространяться языческие культы, прежде всего усилиями его жены Гофолии (4 Цар 8. 18; 2 Пар 21. 6, 11, 13). Вероятно, храм Ваала, упоминаемый в 4 Цар 11. 18, был построен при И.

Во 2-й книге Паралипоменон сообщается ряд сведений о И., отсутствующих в 4-й книге Царств. Согласно 2 Пар 21. 4, И., вступив в возрасте 32 лет на престол (см. также: 2 Пар 21. 20, 4 Цар 8. 17), умертвил шестерых братьев, возможно, по наущению той же Гофолии (см.: Bright. 1981. P. 252). Деятельность И. резко осуждается в приводимом во 2 Пар 21. 12-15 письме прор. Илии, предрекшем обрушившиеся на царя бедствия. Согласно 2 Пар 21. 18-20, И. умер в муках от тяжелой болезни внутренних органов и был погребен в граде Давида без положенных ему по статусу обрядов и вне царских гробниц (ср.: 4 Цар 8. 24).

Лит.: Bright J. A History of Israel. Phil., 1981 3; Eph(?)lsquo;al I. The Ancient Arabs. Jerusalem; Leiden, 1982; Thiele E. R. The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. Grand Rapids, 1983 3; Ahlström G. W. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander's Conquest / Ed. D. Edelman. Sheffield, 1993. P. 598-600. (JSOT. Suppl. ser.; 146); Begg Ch. Joram of Judah according to Josephus (Ant. 9.45, 95-104) // Jewish Studies Quaterly. Tüb., 1994. Vol. 1. N 4. P. 323-339; Etz D. V. The Genealogical Relationships of Jehoram and Ahaziah, and of Ahaz and Hezekiah, Kings of Judah // JSOT. 1996. Vol. 21(71). P. 39-53; Barrick W. B. Another Shaking of Jehoshaphat's Family Tree: Jehoram and Ahaziah Once Again // VT. 2001. Vol. 51. N 1. P. 9-25.

Иорам

(ок. 852-841 гг. до Р. Х.), 9-й израильский царь, сын Ахава и Иезавели, брат Охозии, последний представитель династии Амврия (4 Цар 1. 17 - 8. 16; 8. 25; 8. 28 - 9. 26; 9. 29; 2 Пар 22. 5-7). Ок. 850 г. до Р. Х. он попытался восстановить власть над Моавом, отложившимся от Израиля по смерти царя Ахава (4 Цар 1. 1, 3. 5; ср. также надпись моавитского царя Меши: ст. 4-9 - ANET. P. 320-321), его поддержали иудейский царь Иосафат и эдомитяне (вероятно, подконтрольные тогда иудеям; см. 3 Цар 22. 47; ср. 4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10). Несмотря на первоначальный успех, эта коалиция потерпела поражение. В 4 Цар 6. 8 - 7. 20 упоминается о военных действиях сирийцев против Израиля и об осаде ими Самарии в период царствования И. Ок. 841 г. до Р. Х. И. попытался воспользоваться моментом смены династий в Арам-Дамаске (Венадад II (см. в ст. Венадад) был убит, а его убийца Азаил провозгласил себя царем), чтобы отнять у сирийцев при поддержке своего племянника, иудейского царя Охозии, Рамоф Галаадский. В ходе сражения И. был ранен и возвратился в Израиль, в г. Изреель; войска же оставались у Рамофа Галаадского под началом Ииуя, к-рый в то время был помазан на царство по повелению прор. Елисея, враждебно относившегося к И. (см.: 4 Цар 3. 13 сл., ср.: 6. 31 сл.). Ииуй поднял восстание против царя, целью к-рого должно было стать полное искоренение культа Ваала, широко распространившегося в Израиле в правление И. (прежде всего благодаря усилиям его матери, финикиянки Иезавели), и против чужеземного влияния в стране. Ииуй и его сторонники убили И., его мать и всю царскую семью, а также иудейского царя Охозию (4 Цар 9. 24-28; 2 Пар 22. 5-9; ср. Ос 1. 4-5; 3 Цар 19. 17; 4 Цар 9. 6-10, 30-37). Тело И. было брошено на поле Навуфея во исполнение пророчества прор. Илии об уничтожении дома Ахава (3 Цар 21. 21-24). О событиях, связанных с умерщвлением И. и Охозии, вероятно, говорится в арам. надписи на стеле из Тель-Дана (араб. Телль-эль-Кади) (2-я пол. IX - нач. VIII в. до Р. Х.), согласно которой виновником их гибели является сир. царь, предположительно Азаил: «[…Я убил Ио]рама ( ), сына [Ахава], царя Израиля, и [я] убил [Охоз]ию ( ), сына [Иорама, ца]ря (из) дома Давида. И я превратил [города их в руины и сделал] землю их [пустыней…]» (ст. 7-10A и 7-8B; такое прочтение см.: Biran, Naveh. 1995. P. 13, 16-17). Можно предположить, что Азаил рассматривал убийство И. и Охозии как прямое следствие своих успешных военных действий против Израиля и Иудеи, подтолкнувших Ииуя к восстанию. А. Биран и Й. Наве допускают также возможность того, что Азаил мог считать Ииуя своим агентом (Ibid. P. 16). Нашествие царя Азаила и его победу предрек Азаилу Елисей, к-рый свободно пророчествовал наряду с др. пророками Господа во времена И. (4 Цар 8. 7-15; ср. также: 3 Цар 19. 17; 4 Цар 10. 32-33).

Согласно 4 Цар 3. 2-3, И. пытался начать борьбу с поклонением Ваалу, особо распространившимся в Израиле в правление его родителей Ахава и Иезавели и его брата Охозии, вероятно, предполагая вернуться на гос. уровне к культу, установленному в Израиле Иеровоамом I после отделения сев. колен от Иерусалима.

Лит.: Miller J. M. The Fall of the House of Ahab // VT. 1967. Vol. 17. N 3. P. 307-324; Strange J. Joram, King of Israel and Judah // VT. 1975. Vol. 25. N 2. P. 191-201; Thiele E. R. An Additional Chronological Note on «Yaw, Son of ‘Omri» // BASOR. 1976. Vol. 222. P. 19-23; Weippert M. Jau(a) mar Humri-Joram oder Jehu von Israel? // VT. 1978. Vol. 28. P. 113-118; Bartlett J. R. The «United»Campaign Against Moab in 2 Kings 3: 4-27 // Midian, Moab and Edom / Ed. J. F. A. Sawyer, D. J. A. Clines. Sheffield, 1983. P. 135-146; Puech É. La Stèle de Mesha: Un roi de Moab proclame ses victoires sur Joram d'Israёl // MdB. 1986. Vol. 46. P. 28-29; Cogan M., Tadmor H. II Kings: A New Transl. with Introd. and Comm. Garden City (N. Y.), 1988. P. 98-100; Mulzer M. Jehu schlägt Joram: Text-, literar- und strukturkritische Untersuchungen zu 2 Kön 8, 25-10, 36. St. Ottilien, 1992; Ahlström G. W. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander's Conquest / Ed. D. Edelman. Sheffield, 1993. P. 587-590, 592-595; Biran A., Naveh J. An Aramaic Stele Fragment from Tel Dan // IEJ. 1993. Vol. 43. P. 81-98; iidem. The Tel Dan Inscription: A New Fragment // Ibid. 1995. Vol. 45. P. 1-18; Lasine S. The Ups and Downs of Monarchical Justice: Solomon and Jehoram in an Intertexual World // JSOT. 1993. Vol. 18(59). P. 37-53; Feldman L. H. Josephus' Portrait of Jehoram, King of Israel // BJRL. 1994. Vol. 76. P. 3-20; Knauf E. A. Filling in Historical Gaps: How Did Joram Really Die?, or, The Invention of Militarism // Biblical Interpretation. 2000. Vol. 8. P. 59-60; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2007 2. C. 291-294.

И. Р. Тантлевский


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "ИОРАМ" в других словарях:

  • Иорам — ( Яхве высок ): 1) сын емафского царя Фоя (2Цар 8:10); в 1Пар 18:10 он назван Хадорамом (в Синод. пер. Иорам см. Хадорам, 2); 2) левит из рода Елиезера, сына Моисея (1Пар 26:25); 3) священник, живший во времена царя Иосафата (2Пар 17:8); 4) сын… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Иорам — Иорам: Иорам (царь Иудеи) Иорам (царь Израиля) …   Википедия

  • Иорам — (Бог высок) имя следующих лиц: а) (2Цар.8:10 ) сын Фоя, царя Емафского, отправленный сим последним приветствовать Давида от его имени с победою над Адраазором, царем Сувским. В (1Пар.18:10 ) на Еврейском читается: Хадорам. б) (4Цар. 8 и след.)… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иорам — 1. Сын царя Ахава. Иорам правил Израилем в 852 841 гг. до н.э., после смерти своего брата, царя Охозии. Боролся с культом Ваала, но полностью его не искоренил. Иорама убил Ииуй, уничтоживший весь род Ахава. 4Цар.3; 8 9 2. Царь Иудеи в 848 841 гг …   Подробный словарь библейских имен

  • Иорам — Иор’ам (Иегова высок) а) (2Цар.8:10 ; 1Пар.18:10 ) сын Фоя, царя Имафского, посланный отцом приветствовать Давида; б) (3Цар.22:50 ; 4Цар.1:17 ; 4Цар.8:16 ,21,23 25; 4Цар.11:2 ; 1Пар.3:11 ; 2Пар.21:1 ,3 5,9,16; 2Пар.22:1 ,6; Мат.1:8 ) сын и… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иорам — Иор’ам (Иегова высок) а) (2Цар.8:10 ; 1Пар.18:10 ) сын Фоя, царя Имафского, посланный отцом приветствовать Давида; б) (3Цар.22:50 ; 4Цар.1:17 ; 4Цар.8:16 ,21,23 25; 4Цар.11:2 ; 1Пар.3:11 ; 2Пар.21:1 ,3 5,9,16; 2Пар.22:1 ,6; Мат.1:8 ) сын и… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Иорам — 1) Сын царя Фоя, см. Фой 2) Сын Ахава, который воцарился над Израилем после своего старшего брата Охозии 896 884 до Р.Хр. Он уничтожил служение Ваалу, но все же подражал «греху Иеровоама». После чудесной Божией помощи при недостатке воды он… …   Словарь библейских имен

  • Иорам — (евр. Бог высок ) имя двух царей еврейских: 1) И., 5 й царь Иудейский, сын Иосафата, известен своими жестокостями и нечестием; царство его терпело всевозможные невзгоды, от внешних нашествий и внутренних настроений. Пораженный неизлечимою… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иорам — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (евр. Бог высок)=1) второй сын Ахаава, царь израильский, брать и… …   Словарь церковнославянского языка

  • Иорам — А. Сын Иосафата, царь Иудеи: 4Цар 8:16–19; 2Пар 21:4 7 воевал с Едомом: 4Цар 8:20 22 пророчество Илии против него: 2Пар 21:12 15 воевал против Филистимлян: 2Пар 21:16,17 поражен Господом: 2Пар 21:18,19 Б. Сын Ахава, царь Израиля: 4Цар 1:17; 4Цар… …   Библия: Тематический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»