- АШОТ I ВЕЛИКИЙ
Ашот I Великий. Барельеф. 1-я четв. IX в. Мон-рь Опиза
Ашот I Великий. Барельеф. 1-я четв. IX в. Мон-рь Опиза [Груз. აშოტ I დიდი] (Багратиони; † 826 или 829), св. блгв. царь (пам. 29 янв.) Грузинской Православной Церкви, эрисмтавар Картли (кон. VIII в.- ок. 809), куропалат Тао-Кларджети (возможно, с 809) и основатель династии Багратиони в Тао-Кларджети. О происхождении А. В. существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство арм. историка X в. Вардана Великого, по к-рому А. В.- внук Васака и сын кн. Адарнасе из рода Багратидов арм. ветви (Вардан Великий. Всеобщая история / Пер. Н. Эмин. М., 1861. С. 106). По второй, А. В.- прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода груз. Багратидов (Сумбат Давитисдзе. КЦ. Т. 1. С. 376).В кон. VIII - нач. IX в. А. В. находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство (Вардан Великий. С. 106) и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от араб. зависимости. Местом пребывания А. В. были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Однако он был вынужден бежать в Кларджети, на родину груз. Багратидов, находившуюся под властью Византии. А. В. намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали, отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Постепенно власть А. В. распространилась на всю Юго-Зап. Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети. В нач. IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, А. В. захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» (Матиане Картлиса. С. 29). Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави.
А. В. много сделал для духовного просвещения своего края. По его приглашению прп. Григорий Хандзойский был принят с большими почестями во дворце куропалата: приветствуя его, А. В. поднялся с трона и стоя испросил благословение для своего дома и семьи, что святой и исполнил (Георгий Мерчул. Житие. С. 96). Из того же источника известно, что А. В. пожертвовал мон-рю Хандзта «хорошие места», и в т. ч. местность Шатберди с пахотной землей. В надписи в мон-ре Опиза говорится, что А. В. был строителем этого мон-ря. Там же сохранилось его барельефное изображение.
Обстоятельства смерти А. В. источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе пишет, что царь собирал отряд в мест. Долискана, чтобы отразить нападение арабов. Догадавшись, что его собираются убить, царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в ц. святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем (КЦ. Т. 1. С. 377). По др. сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами А. В. были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя. Прп. Григорий Хандзойский, возвратившись из К-поля, с большой скорбью оплакивал А. В., называя его «могущественнейшим из царей», «крепостью Церквей», «оградой христиан» и т. д. (Георгий Мерчул. Житие. С. 98). Похоронен А. В. в придворной ц. святых апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели (Пожертвовательные акты, отданные Светицховели в сер. XVI в. // ЦГАГ. 1449-1588. ИР Hd-8712).
Время и место канонизации А. В. неизвестны. В богослужебных книгах, а также в агиографиях Католикосов-Патриархов Грузии Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) и Антония I (Багратиони) его имя не упоминается вплоть до кон. XVIII в. Возможно, оно было внесено в календарь без канонизации вместе с еще нек-рыми именами в 60-х гг. ХХ в. при Католикосе-Патриархе Грузии Ефреме II (Сидамонидзе).
Ист.: ჟრონიკები და სხვა მასალა საჟართველოს ისტორიისა და მწერლობა / შეკრებილი, ჟრონოლოგიურად დაწყობილი და ახსნილი თ. ჟორდანიას მიერ // წიგნი მეორე. ტფილისი,1897. С. 195-198; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийскаго / Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра // ТРАГФ. Кн. 7. С. 92-100, 128-130; მატიანე ჟართლისა // КЦ. Т. 1. С. 252-253 (рус. яз.: Матиане Картлиса / Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976. С. 28-29); ბატონიშვილი ვახუშტი. აღწერა სამეფოსა საჟართველოსა // Там же. Т. 4. С. 128-129; სუმბატ დავითისმე. ცხოვრება და უწყება ბაგრატინიანთა // Там же. С. 376-377 (рус. яз. Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах / Пер., введ. и примеч. М. Ю. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. С. 30-33); ჟართული წარწერების კორპუსი // ლაპიდარული წარწერები / წიგნი I შეადგინა და გამოსაცემად მოამზადა ნ. შოშიაშვილმა. თბილისი, 1980. С. 285-287.
Лит.: ლომოური თ. სუმბატ დავითის მისა და გიორგი მერჩულეს ცნობები მე-IX-X ს.ს. ჟართველ ბაგრატიონთა შესახებ. არილი, 1925. С. 47-57; თაყაიშვილი ე. სუმბატ დავითის მის ჟრონიკა ტაო-კლარჯეთის ბაგრატიონთა შესახებ // მასალები საჟართველოსა და კავკასიის ისტორიისათვის. თბილისი, 1949. № 27. С. 21-42; ინგოროყვა პ. გიორგი მერჩულე. თბილისი, 1954. С. 39-68; Tumanoff C. Studies in Christian Caucasian History. Georgian Univ. Press, 1963. P. 453; მუსხელიშვილი დ. საჟართველოს ისტორიული გეოგრაფიის მირითადი საკითხები. თბილისი, 1980. С. 61-68; Лордкипанидзе М. Д. Картвелское царство (Тао-Кларджети) // Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1988. Т. 2. С. 306-339.
Н. Гургенидзе, М. Сургуладзе
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.