- БАР САУМА
Бар Сáума [сир. , букв.- Постник; греч. Βαρσοῦμας] (415/20, Бет-Кардо, Сев. Иран - 492/95), митр. Нисибинский, видный несторианский церковный деятель, один из лидеров радикального направления в богословии Церкви Востока, реформатор канонов. Б. С. был одной из самых противоречивых фигур истории христ. Востока: для армян он остался «про́клятым» (պիղ(?)), а для восточносир. историка Мари он - «свет Востока» ( ).
Б. С. род. в бедной семье. Монофизитский писатель Симеон Бет-Аршамский указывал, что Б. С. был рабом некоего Мари из Бет-Кардо. Юношей поступил в эдесскую школу, к-рую в те годы возглавлял еп. Ива (Ихива) Эдесский; Б. C. занимался переводом творений Феодора Мопсуестийского на сир. язык. В 449 г. II Эфесский (разбойничий) Собор осудил еп. Иву и приговорил его к изгнанию за крайнее дифизитство, но после восстановления Ивы в епископском сане Халкид. Собором Б. С. продолжал жить в Эдессе. После смерти Ивы в 457 г. Б. C. вернулся в Персию, где католикос Бабуй назначил его на Нисибинскую митрополичью кафедру. В 457 г. Б. С. пригласил знаменитого несторианского преподавателя Нарсая в Нисибин для создания там богословской школы, после того как эдесская школа стала монофизитской. В Персии Б. С. попытался провести в жизнь канонические реформы. Главной тенденцией их был пересмотр норм в отношении брака. Б. С. считал возможным заключение брака после рукоположения для диаконов и был сторонником женатого духовенства, включая епископат. Он женился на расстригшейся монахине по имени Мамоэ. В 484 г. Б. С. резко выступил против католикоса Бабуя, к-рый был не согласен с его каноническими взглядами. В апр. того же года Б. С. собрал в Бет-Лапате (Гундишапур) Собор из своих бывш. соучеников по эдесской школе. Собор известен 3 решениями: формулировкой, закрепившей определения Феодора Мопсуестийского в качестве офиц. положений несторианской догматики, разрешением брака епископам и низложением католикоса Бабуя. Тот немедленно созвал Собор в Селевкии-Ктесифоне, на к-ром низложил Б. С. Бет-Лапатский Собор был признан шаханшахом Перозом, Бабуй арестован и умерщвлен. Симеон Бет-Аршамский утверждает, что смерть Бабуя была результатом интриги Б. С., к-рый информировал шаха о неосторожных выражениях католикоса. На его место избрали Акакия. В авг. 485 г. Б. С. удалось в Бет-Адрае заключить с ним соглашение о преодолении схизмы. Б. С. в письме Акакию признал Бет-Лапатский Собор своей ошибкой.
Согласно его предложению, шах Пероз, а потом и шах Балаш повелели изгнать монофизитов из пределов Ирана, за исключением Тагрита, к-рый стал их основным центром. Симеон и Михаил (Сириец) сообщают о зверских убийствах монофизитских клириков, к-рые якобы совершал Б. С., однако нет надежных оснований считать эти сведения достоверными. Цель Б. С. заключалась в освобождении Католикосата от давления светской власти с одной стороны и в сопротивлении распространению монофизитства - с другой. Изгнание монофизитов из Персии было результатом интриги марзпана Кардага Нахвергана, считавшего монофизитство разновидностью «ромейской веры». Именно в контексте борьбы с монофизитской экспансией надо рассматривать попытку Б. С. подчинить влиянию Церкви Востока арм. земли, находившиеся под персид. контролем. Как сообщает арм. историк Товма Арцруни, Б. С. отправился в Арзан и в Мокк, но под давлением кн. Мершапуха Арцруни вынужден был оттуда удалиться. Деятельность Б. С. вызвала сопротивление армян и в определенном смысле способствовала росту среди них антидифизитских настроений. На Валаршапатском Соборе 491 г. Б. С. вместе с «нечестивым Собором Халкидонским» и «скверными хужиками» (т. е. хузистанцами) был предан анафеме.
На Соборе 486 г. под председательством католикоса Акакия, несмотря на отсутствие самого Б. С., к-рому пришел указ шаха не покидать Нисибин, состоялась фактическая победа его линии как в области канонического права, так и в богословии. В Церкви Востока были приняты нек-рые дифизитские формулы (две природы Христа, каждая со своими свойствами без смешения или сложения (Synodicon Orientale. P. 301-303). Какие-то антимонашеские настроения отразились в др. определении Собора, запрещающем монахам проникать в города, где уже есть женатое духовенство, под предлогом того, что «эти монахи проповедуют гнушение браком». Третьим определением было запрещено безбрачие клирикам и разрешена женитьба диаконов после рукоположения. Мирянам благословлялось вступать во второй брак. Решения этого Собора были окончательно подтверждены Собором 497 г., созванным католикосом Бабаем. Было окончательно утверждено главенство Селевкии-Ктесифона и решено предать забвению взаимные хулы Б. С. и Акакия.
От многочисленных сочинений Б. С. почти ничего не осталось. 5 его писем вошли в «Ктава Сунхадос» (Synodicon Orientale) - книгу Деяний Соборов Церкви Востока. У несториан Б. С. почитается святым, именуется «наизнаменитейшим и первым среди учителей веры».
Ист.: Synodicon Orientale / Publ. par J. Chabot. P., 1902. P. 301-305, 528-536.
Лит.: Labourt. Le christianisme dans l'Empire perse. P. 131-152; Ortiz de Urbina. PS. P. 118-120; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 201-203; Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the 5th Cent. Louvain, 1981. (CSCO; T. 426. Subs. 63); idem. Die Kirche des «Ostens»: Zum Christentum in Persien in der Spatantike // ÖS. Bd. 30/1. S. 2-27; Le Coz R. Histoire de l'Église d'Orient. P., 1995. P. 51-55.
А. В. Муравьёв
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.