БЕКА ОПИЗАРИ

БЕКА ОПИЗАРИ

[Груз. ბეკა ოპიზარი], груз. мастер чеканки по металлу кон. XII - нач. XIII в. Творчество Б. О. было связано с мон-рем Опиза, в груз. исторической обл. Кларджети, основание к-рого приписывается блгв. царю Картли Вахтангу Горгасали (кон. V - нач. VI в.). С этим же мон-рем было связано творчество старшего современника Б. О., также груз. мастера чеканки по металлу, Бешкена Опизари, автора оклада Бертского Четвероевангелия (2-я пол. XII в.; Гос. музей искусств Грузии). Документально установлено, что Б. О. принадлежат 3 произведения, из к-рых до нас дошли 2.

Оклад иконы Анчийского Спаса был выполнен по заказу еп. Анчийского Иоане Ркинаели (1184-1193; Гос. музей искусств Грузии), о чем сообщает надпись в его нижней части, упоминающая имя мастера: «Окована рукою Бека, Христе, помилуй его» (Амиранашвили. С. 9). Б. О. принадлежит чеканное обрамление средника иконы (ширина 13 см), состоящее из чередующихся пластин с фигуративными (в верхней части «Престол уготованный» (в центре), арх. Михаил и Гавриил; в средней - Богородица и св. Иоанн Креститель; в нижней - ап. Иоанн (в центре), Петр и Павел) и орнаментальными (виноградная лоза) изображениями. Оклад является показательным памятником XII в. и в полной мере отражает тенденцию к декоративности, в т. ч. и в пластике фигур.

Оклад Цкароставского Четвероевангелия, созданного по заказу еп. Тбетского Иоане (1193 или 1195; Кекел. Q. 907), украшен рельефными чеканными композициями «Распятие» (на лицевой стороне) и «Деисус» (на оборотной), вписанными в крест. Сохранилась надпись с именем мастера: «Христос, помилуй златокузнеца Бека Опизари» (между изображениями Спасителя и Богоматери в композиции «Деисус»).

О принадлежности оклада Цалкского Четвероевангелия (1193-1207; не сохранилось) руке Б. О. свидетельствует приписка к рукописи: «И по мере сил своих дал оковать богом благословенному, достойному златоваятелю Бека» (Амиранашвили. С. 8). О внешнем виде памятника сведений не сохранилось.

Произведения Б. О. (как и Бешкена Опизари) отмечены высоким художественным уровнем исполнения, устойчивыми отличительными чертами, позволяющими говорить о них как о работах отдельной, т. н. опизской, художественной школы, оказавшей влияние на др. груз. школы чеканки по металлу.

Лит.: Амиранашвили Ш. Я. Бека Опизари. Тбилиси, 19562; он же. История грузинского искусства. М., 1963. С. 245-256; http://revaz-zhghenti.narod.ru/opizari/ [Электр. ресурс].

А. М. Высоцкий


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "БЕКА ОПИЗАРИ" в других словарях:

  • Опизари —         (вторая половина XII в.), грузинские мастера чеканки по металлу. Работали в Опизе. Произведениям Бешкена Опизари (оклад к Бертскому четвероевангелию , позолоченное серебро, Институт рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси) свойственна… …   Художественная энциклопедия

  • Опизари — (2 я половина 12 в.)         грузинские мастера чеканки по металлу («златоваятели»). Работали в Опизе. Произведения Бешкена О. (оклад к «Бертскому четвероевангелию», позолоченное серебро, институт рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси) отличаются… …   Большая советская энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… …   Православная энциклопедия

  • Орнамент — (от лат. ornamentum украшение)         узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как… …   Большая советская энциклопедия

  • ИОАНН АНЧЕЛИ — [Ркинаели; груз. იოანე ანჩელი], еп. Анчийский (2 я пол. XII в.), гимнограф, современник царицы св. Тамары. Сведения о нем сохранились в надписи на чеканном окладе Нерукотворного образа Спасителя Анчийский Спас, где названо также др. имя И. А.… …   Православная энциклопедия

  • АНЧИЙСКИЙ СПАС — [Анчисхатский Спас; груз. ანჩის ხატი], Нерукотворный образ Спасителя одна из наиболее чтимых груз. святынь. В древности икона находилась в мон ре Анчи в Юго Зап. Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую ц. в честь Рождества Пресв.… …   Православная энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • АМИРАНАШВИЛИ — Шалва Ясонович (р. 26.III.1899) груз. сов. историк искусства, специалист по груз. и иран. искусству. Чл. корр. АН СССР (с 1943), акад. АН Груз. ССР (с 1955). Чл. Коммунистич. партии с 1939. С 1925 преподает в Тбилисском ун те; с 1936 профессор.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Амиранашвили Шалва Ясонович —         (1899 1975), советский историк искусства. Член корреспондент АН СССР (1943), академик АН Грузинской ССР (1955). Учился в Тбилисском университете (1918 22); преподавал там же (с 1925, профессор с 1936). С 1939 директор Музея искусств… …   Художественная энциклопедия

  • Анчисхати — Базилика Анчисхати, восточный фасад, современный вид Анчисхати (груз. ანჩისხატი) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»