- БЕЛГРАД
[серб. Београд - белый город], cтолица Сербии, престольный город архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого и Патриарха Сербского.
История
В древности на территории Б. было укрепленное поселение кельтов под названием Сингидунум (лат. Singidunum, Singedunum), затем одноименный рим. город (I в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.).
К этой эпохе относятся древнейшие сохранившиеся свидетельства существования первых христ. храмов. Во время гонений здесь приняли мученическую кончину диак. сингидунский Ермил и его друг Стратоник (по нек-рым данным, с ними также Монтан и Донат), утопленные в Дунае в 315 г., при имп. Лицинии.
С разделением Римской империи (395) Сингидунум отошел к вост. части (Византии). В V в. город, являвшийся стратегически важным центром на крайней сев.-зап. границе империи, был захвачен и разорен варварами (гуннами, сарматами, остготами); с 510 г. Сингидунум (греч. Σιγγηδόνον) вновь вошел в состав Византийской империи и при имп. Юстиниане I (с 535) был заново отстроен и обнесен мощными стенами, став «славным и хвалы достойным градом» (Procop. De aedific. IV 5). Однако уже к кон. VI в. город с областью заняли авары, участились вторжения славян из-за Дуная, и Византия потеряла свое влияние в этих землях.
В IV в. в Сингидунуме существовала епископская кафедра; ее предстоятель Урсакий известен как активный участник арианских споров (Соборы в Трире (335), Сердике (343) и Сирмии (351)); сторонником ариан был также еп. Секундиан, смещенный в 381 г. Город был крупным церковным центром, где строились храмы и создавались высокохудожественные произведения раннехрист. прикладного искусства, о чем свидетельствуют археологические находки (напр., Ионин саркофаг IV в., светильник с изображениями святых Константина и Елены VI в., золотое шейное украшение с изображениями креста и неск. нательных крестов VII в.). Епископия в Сингидунуме упоминается в 579 г. в связи с приходом на берег р. Савы под стены города аварских полчищ под предводительством кагана св. Бояна.
Христ. жизнь, укоренившаяся здесь со времен Римской империи, и окончательное заселение этих территорий сербами в нач. VII в. предопределили дальнейшую судьбу и историческую роль города. В соч. «О народах» имп. Константина VII Багрянородного (X в.) сохранились ценные сведения о крещении сербов, к-рое происходило в неск. этапов. В нач. VII в. имп. Ираклий, позволивший славянам заселить опустевшие области Византии («нынешняя Сервлия и Пагания, и земля захлумов, и Тервуния, и земля Канали»), отправил к ним священников, к-рые их окрестили и, «научив правильно совершать дела благочестия, изложили им Христово вероучение». Но поскольку проповедь шла не на родном языке сербов, процесс их христианизации затянулся вплоть до времени св. равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и их учеников (между 867 и 874). Именно к этому времени у сербов оформилась церковная организация и Б. («Белиград», как впервые он упоминается в 878 в письме папы Иоанна VIII болг. кн. Борису-Михаилу) стал центром епископии, престол к-рой занимал еп. Сергий, славянин по происхождению. По всей видимости, кафедра Б. входила в состав более крупной церковной области под юрисдикцией Рима (возможно, Паннонско-Моравской епархии).
В X-XI вв. Сербия попадает под контроль Византии и Белградская епископия (греч. Σιγιδῶν ἤτοι Βελεγράδων) упоминается в составе кафедр К-польского Патриархата (Darrouzès. Notitiae. N 11). Согласно грамоте имп. Василия II, в 1019 г. она являлась частью Охридской архиепископии и охватывала значительную область с городами Градац, Ужице, Глава и Бела-Црква, будучи по числу клириков сравнима с такими крупными епархиями, как Нишская или Средецкая. В IX-XII вв. Б. владели болгары, византийцы, венгры. За обладание этими стратегически важными территориями в XI-XII вв. участились столкновения между Византией и Венгрией, а в сер. XIII в. Венгрия образовала в сев.-зап. Сербии отдельную территориальную единицу - Мачванскую бановину, куда вошел и Б. с окрестностями; в то время он потерял, по-видимому, статус епископии и был подчинен юрисдикции Сирмийской кафедры (Срема).
Б. перешел в руки сербов в 1284-1315 гг., когда «сремски краль» из династии Неманичей св. блгв. Драгутин (в иночестве прп. Феоктист) получил от шурина, венг. кор. Ладислава, города Мачву и Срем, а также Б., к-рый он наряду с Дебрцем сделал столицей своего гос-ва. Стефан обновил и расширил Б., воздвиг замок в крепости и соборную ц. Успения Пресв. Богородицы. По свидетельству «Цароставника» свт. Даниила II, супруга св. блгв. Милутина, брата Стефана, Симонида посетила святыни «блистательного града» Б. и поклонилась чудотворной Белградской иконе Божией Матери.
Наивысшего расцвета средневек. Б. достиг в нач. XV в., вновь став столицей уже объединенного могущественного серб. гос-ва времен правления св. Стефана Лазаревича, получившего в 1402 г. титул и венец деспота от визант. имп. Иоанна VII Палеолога, а в 1403 г.- Б. с Мачвой от венг. кор. Сигизмунда. Св. Стефан издал грамоту, где говорилось: «Я же, обретши избранное место, древний превеликий Белград, по случаю многих разорений опустевшим, обновил его и поручил Матери Божией, жителям же его даровал многия льготы». По словам его агиографа Константина Философа, «нельзя было найти что-либо подобное как по красоте места, так и по удобству пути водного, на берегу Дуная». Константин описывает широкую и удобную пристань, «красные палаты» с придворной церковью за двойной стеной, мощную крепость верхнего города, перестроенную св. Стефаном ц. Успения в нижнем городе «с общежитием иноческим», где находилась кафедра митрополии, наделенная «обильными землями и селами, чтобы твердо стоял престол митрополии», нововозведенную в качестве усыпальницы архиереев ц. во имя Трех святителей в предместье Периволия, странноприимную больницу у целебного источника «Сладкая вода» с ц. во имя свт. Николая Чудотворца, также одаренную землями и садами, «чтобы имели чем питаться странные и больные». Во всех последующих исторических описаниях и изображениях город на фоне проч. серб. городов всегда выглядел самым величественным и великолепным, «где Рашский (Сербский.- Ред.) владыка имеет свои палаты». Приблизительно в то же время были построены ц. Рождества Богородицы и храм св. Петки (прп. Параскевы), чьи мощи, находившиеся до того в К-поле, «в пленении» у султана Баязита, были испрошены и с честью перенесены в серб. столицу митр. Белградским Исидором и матерью деспота св. блгв. кнг. Милицей (прп. Евгения, в схиме - Евфросиния), согласно сказанию архим. Дечанского и митр. Киевского Григория (Цамблака). По мнению прп. Иустина (Поповича), новая столица деспота явилась для серб. народа средоточием культуры и письменности; сюда стекались самые образованные люди из греч., болг. и серб. краев, захваченных турками. В Б. была создана наилучшая школа слав. и серб. языка и письменности и при ней школа переводчиков и переписчиков богословских, исторических и философских книг.
Собор свт. Саввы на Врачаре. 30-е, 80-е гг. XX в.
Собор свт. Саввы на Врачаре. 30-е, 80-е гг. XX в.После кончины блгв. Стефана в 1427 г. и перехода власти к его племяннику из династии Бранковичей Б. с Мачвой вновь возвратились во владение венгров. И хотя столица Сербского гос-ва была перенесена в Смедерево, Белградская митрополия продолжала оставаться средоточием серб. церковной жизни. В 1458 г. умер последний деспот, поставленный в К-поле, а в 1459 г. под ударами турок пало Сербское гос-во. В юж. областях Венгрии серб. население было столь многочисленным, что кор. Матьяш Хуньяди, признававший Сербскую Церковь в своем гос-ве, смог восстановить и серб. государственность, передав в 1471 г. управление ею Вуку из династии Бранковичей по прозванию Змей огненный. Через год после смерти последнего, в 1486 г., венг. король вызвал вдову св. блгв. Стефана Слепого блгв. Ангелину, чьи сыновья св. Иоанн Новый и Георгий получили титулы деспотов.Со смертью кор. Матьяша дарованные им права и льготы сербам, особенно в церковном отношении, стали предметом нареканий со стороны католиков и светских властей, однако деспот Георгий (принявший между 1497 и 1499 постриг с именем Максим) твердо защищал право сербов исповедовать правосл. веру. После кончины в 1502 г. св. блгв. деспота Иоанна венг. король тщетно предлагал иером. Максиму принять управление серб. деспотовиной, однако он с матерью покинули Венгрию, и в 1505 г. в Валахии Максим был поставлен митрополитом Унгро-Влахийским. Вскоре они возвратились в Срем и основали при содействии рус. вел. кн. Василия Иоанновича и валашского воеводы Нягое Басараба мон-рь Крушедол, где нашли упокоение мощи династии Бранковичей. Свт. Максим провозгласил Крушедол престолом обновленной Сремской епархии, однако до его смерти в 1516 г. строительство мон-ря еще не было завершено, и, будучи с 1513 г. митрополитом Белградским и «во всей Сремской земле» (возможно, и во всей Венгрии), он имел резиденцию в Успенском мон-ре в Б. Следующими правителями Сремско-Белградской деспотовины стали св. блгв. Стефан Штилянович с супругой Еленой (в иночестве - Елисавета).
В 1521 г. турки захватили Б. и переселили множество сербов в Стамбул, куда были также отправлены городские святыни: мощи прп. Параскевы-Петки, царицы Феофаны, Белградская чудотворная икона Божией Матери. Переселенцы построили в Стамбуле Успенскую ц. в память собора в Белградской крепости, разрушенного турками.
В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия. С началом австро-тур. войн у сербов появились надежды на освобождение от тур. ига. Патриарх Иоанн и еп. Вршацкий Феодор были одними из предводителей восстания 1594 г., жестоко подавленного Синан-пашой, к-рый, верно оценив силу «святосавского духа», поручил доставить мощи свт. Саввы из мон-ря Милешева в Б., чтобы сжечь их в городском предместье Врачар и развеять в Сербии. Позже на этом историческом месте Б. была выстроена ц. во имя свт. Саввы. В XVII-XVIII вв. в ходе военных действий, где сербы принимали участие на австр. стороне, Б. неоднократно переходил из рук в руки.
18 июня 1690 г. в Б. состоялся Собор высшего духовенства и предводителей народа, к-рый направил еп. Исаию (Джаковича) к австр. императору для ведения переговоров об условиях существования серб. народа и Церкви в Австрийской империи. Печский Патриарх Арсений III (Черноевич) требовал полной свободы религ. и церковной жизни и признания его власти над всеми сербами, проживавшими не только в старых вотчинах под турками, но и над теми, кто жил в австр. областях, что было равносильно признанию единства серб. нации. Австр. сторона неоднократно нарушала данные обязательства, пытаясь насильственно насаждать унию. Получив в 1718 г. по мирному договору от Турции территорию Белградской митрополии, Австрия не позволила ей войти в Карловацкую митрополию. Однако по смерти Карловацкого митрополита и с окончанием австр. оккупации в 1726 г. Собор в Карловцах объединил обе митрополии под властью Белградского митрополита Моисея (Петровича) в единую Белградско-Карловацкую митрополию, просуществовавшую 13 лет.
В 1737 г. началась русско-тур. война. По белградскому миру 1739 г. город вновь оказался под турками. Др. следствием неудач в этой войне было новое великое переселение сербов в Австрию под предводительством Печского Патриарха Арсения IV (Шакабенты). В Печ К-польская Патриархия стала поставлять греков Патриархов, пока окончательно не упразднила Печскую Патриархию (1766). Духовная власть над серб. землей находилась в руках фанариотских епископов, к-рые старались угодить больше туркам, чем заботились о серб. пастве.
В кон. XVIII в. султан был вынужден сделать нек-рые послабления серб. населению, особенно в Белградском пашалыке, находившемся на границе Османской империи с Австрией. Этим были недовольны тур. феодалы, предпринявшие после убийства белградского везира и разделения власти в пашалыке между собой «великую сечу князей» - убийство в 1801 г. выдающихся людей по всей Сербии.
На Сретение 1804 г. вождем 1-го серб. восстания был избран воевода Карагеоргий. Уже весной повстанцы достигли Б., а в кон. 1806 г. взяли город. Б. оставался центром освобожденной Сербии до 1813 г., когда, согласно русско-тур. миру 1812 г., в серб. города должны были возвратиться тур. гарнизоны, к-рые учинили расправу над жителями. В 1814 г. в белградской крепости Калемегдан за отказ принять мусульманство белградским везиром были посажены на кол св. преподобномученики игум. Паисий (Ристович) и Аввакум Диакон. Вождем 2-го серб. восстания в 1815 г. стал обер-кн. Милош Обренович, установивший почти абсолютистское правление в Сербии. Стараниями России и благодаря дипломатическим способностям князя султан признал за Сербией полную внутреннюю автономию (1830). Вместе со всей страной стремительно развивалась столица: открылись первые типография (1831), почта (1840), Народный музей (1844), телеграф (1855), Народная б-ка и большое число школ, гимназий и фак-тов в ун-те. Временно решен был и церковный вопрос: К-польская Патриархия лишь утверждала предложенные князем кандидатуры епископов. В 1831 г. на Фанаре во белградского митрополита был рукоположен Мелетий (Павлович), через год была признана самоуправлявшаяся Белградская (Сербская) митрополия с кафедрой митрополита в Б. Во время предстоятельства митр. Петра (Йовановича) в Б. была открыта семинария, основан Великий духовный суд.
Волнения горожан в связи с насилием турок вызвали в 1862 г. артобстрел города из крепости, нанесший Б. большой урон. После предпринятых кн. Михаилом дипломатических усилий (заключения военного договора с черногорским кн. Николой, греками, а также с Румынией и болг. революционным комитетом) и благодаря вмешательству великих держав турки вынуждены были передать ему ключи от Б., распустить военные гарнизоны и окончательно освободить Сербию. В результате военных успехов России, Черногории и Сербии в балканской войне Берлинский конгресс 1878 г. признал независимость Сербии и Черногории, расширивших при этом свои территории, Б. стал столицей нового гос-ва, а в 1879 г. Сербская Церковь получила автокефалию.
По окончании первой мировой войны Б. становится столицей Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918) и с 1929 г.- Королевства Югославии; после второй мировой войны - Федеративной Народной Республики Югославии (1945). С провозглашением Союзной Республики Югославии в 1992 г. Б. стал ее столицей.
Храмы и мон-ри Б.
Кафедральный собор во имя св. арх. Михаила разрушен в нач. XVIII в., во время австро-тур. войны. Австр. власти не пожелали восстанавливать правосл. собор, и Белградский митр. Моисей (Петрович) обратился в 1718 г. за помощью к рус. царю Петру I. В 1725-1728 гг. собор был восстановлен на добровольные пожертвования сербов. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. собор вновь сильно пострадал, в июне 1797 г. горел. Собор претерпел неск. обновлений в период с 1806 по 1836 г., пока кн. Милош Обренович 22 июня 1836 г. не приказал снести старый и построить новый. 15 июля 1837 г. состоялась закладка нового здания по проекту Ф. А. Кверфельда (по др. данным, инженера Ф. Янке). Строительство было завершено в 1841 г., собор освящен 21 нояб. 1845 г. митр. Петром (Йовановичем). Собор - прямоугольное в плане строение (54´ 19,6 м) с обширным пространством алтарного полукружия с востока, с притвором и колокольней с запада. Роспись в академическом стиле в 1899 г. осуществил А. Стефанович. Трехъярусный деревянный иконостас был выполнен в 1841-1845 гг. иконописцем Д. Аврамовичем и резчиком Д. Петровичем. Собор реставрировался в 1995 г., к своему 150-летнему юбилею. В 1942-2001 гг. здесь хранились мощи св. мч. царя Стефана Уроша (ныне в мон-ре Язак), в 1942-1989 гг.- мощи св. блгв. кн. Лазаря (ныне в мон-ре Раваница). Внутри собора, у юж. стены, похоронены серб. князья Милош († 1860) и Михаил († 1868) Обреновичи. В наст. время там почивают мощи св. кн. Стефана Штиляновича, перенесенные 14 апр. 1942 г. из мон-ря Шишатовац. У сев. стены находится гробница митр. Михаила (Йовановича; † 1898), у сев. стены притвора - могилы митр. Иннокентия (Павловича; † 1905) и Патриарха Викентия (Проданова; † 1958), у юж.- Патриарха Гавриила (Дожича; † 1950), перед главным входом - могилы Вука Караджича и Досифея Обрадовича. При храме издается бюллетень «Саборник», раз в 2 недели выходит одноименная радиопередача.
Патриаршая резиденция с домовой ц. прп. Симеона Мироточивого построена напротив кафедрального собора в 1934-1935 гг. (архит. В. В. Лукомский при участии инженера В. Заджина). Фасады здания решены в стиле сербско-визант. архитектуры с нек-рым влиянием рус. церковного зодчества. Вост. фасад украшают рельеф с гербом СПЦ и мозаичная икона св. Иоанна Предтечи. Фрески и иконы домового храма выполнил эмигрант из России В. Я. Предоевич. В наст. время в здании помимо резиденции располагаются б-ка и музей СПЦ.
Ц. и храм-памятник во имя свт. Саввы на холме Врачаре (Савинце). Церковь построена в 1935 г. (архитекторы В. В. Лукомский и Ж. Николич, инженер В. Заджин) в стиле сербо-визант. архитектуры и посвящена памяти сожжения турками на этом месте мощей святителя 27 апр. 1594 г. Здесь же находится могила Патриарха Варнавы. Иконы для иконостаса написали рус. живописцы В. Предоевич (1935), Н. Майендорф, Б. Обрасков и А. Дикий (1937). Храм-памятник - один из самых крупных правосл. храмов в мире, рассчитан на 12 тыс. молящихся. Подготовка к строительству началась в 1894 г. (архитекторы Б. Нестрович и А. Дероко). 15 сент. 1935 г. Патриарх Варнава совершил закладку храма, 27 мая 1939 г. Патриарх Гавриил освятил алтарь. Строительство было прервано второй мировой войной и тяжелым положением СПЦ в СФРЮ. Новая закладка храма и освящение фундамента состоялись 12 мая 1985 г., освящение центрального купола - 26 июня 1989 г. Строительными работами руководит архит. Б. Пешич. В наст. время храм не освящен, богослужения не совершаются.
Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (Ружица) в Калемегдане. 1867–1869 гг.
Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (Ружица) в Калемегдане. 1867–1869 гг.Ц. Рождества Пресв. Богородицы (Ружица) и часовня св. Петки в Калемегдане находятся в сев.-вост. части белградской крепости Калемегдан, под воротами Зиндан. Ружица воздвигнута в нач. XV в., во времена серб. деспота св. Стефана Лазаревича, но была разрушена турками при захвате Белграда в 1521 г. Совр. здание переделано в 1867-1869 гг. из тур. порохового магазина XVIII в. После повреждений, полученных в ходе первой мировой войны, реставрирована по проекту рус. архит. Н. П. Краснова (1925). Резной иконостас выполнил К. Тодорович, иконы - сщмч. иером. Рафаил (Момчилович) и рус. худож. А. В. Биценко.Часовня прп. Параскевы (Петки) в Калемегдане. 1937 г.
Часовня прп. Параскевы (Петки) в Калемегдане. 1937 г.Часовня св. Петки была построена над св. источником, разрушена турками в нач. XV в. Совр. здание сооружено в 1937 г. на месте часовен нач. XV в. и 2-й пол. XIX в. (архит. М. Корунович), роспись выполнена рус. худож. В. Предоевичем, мозаики сделаны в 1980-1983 гг. худож. Дж. Радуловичем.Ц. Вознесения Христова построена на пожертвования белградцев в 1863 г. (архитекторы П. Станишич и Й. Ристич) в стиле романтизма и древних серб. мон-рей, прежде всего Раваницы. Стены расписали художники Н. Маркович (1864) и С. Тодорович (1881). В 1937 г. работы Марковича были заменены композициями рус. худож. А. В. Биценко.
Церковь в честь Вознесения Христова. 1863 г.
Церковь в честь Вознесения Христова. 1863 г.Реставрировалась в 1967, 1969, 1971 гг. Имеет богатую ризницу. К церкви приписана часовня св. ап. Луки при больнице «Свети Сава» (освящена в мае 1992).Церкви в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца и в честь Рождества Пресв. Богородицы в Земуне расположены под средневек. крепостью Гардош. Никольская ц. (однонефная, одноапсидная, с колокольней с зап. стороны) построена в 1745 г. в барочном стиле, типичном для сремских церквей XVIII в. Иконы принадлежат кисти Д. Бачевича (1762). Нижний ряд иконостаса переписан в сер. XIX в. Настенные росписи выполнил в 1848 г. Ж. Павлович. Церковь горела в 1868 г., после чего была реставрирована (1870). В церкви хранится частица мощей ап. Андрея Первозванного. Рождественская ц. (однонефная, одноапсидная, с трехчастным приделом с зап. стороны) построена в 1776-1780 гг., трехэтажная колокольня- в кон. XVIII в. Резной иконостас работы А. Марковича, иконы написаны в 1815 г. А. Теодоровичем.
Ц. ап. Петра и Павла возведена как придворная часовня кн. Милоша Обреновича в 1832-1834 гг. (архитекторы Й. Михайлович и Н. Джорджевич). Небольшой однонефный храм с двухъярусной звонницей с традиц. для серб. архитектуры основанием и фасадом необарочного стиля. Живописные работы выполнены художниками К. Лекичем (1834), Й. Стергевичем (1836), Д. Якшичем (1837). В 1874 г. иконостас был заменен новым (художники С. Тодорович и Н. Маркович).
Церковь во имя ап. Марка на Ташмайдане. 1931–1940 гг.
Церковь во имя ап. Марка на Ташмайдане. 1931–1940 гг.Ц. ап. Марка на Ташмайдане построена в 1931-1940 гг. на месте старой (1835) в сербско-визант. стиле (архитекторы П. и Б. Крстич). Облик церкви напоминает собор мон-ря Грачаница. В юж. части храма расположен саркофаг с останками серб. царя Душана Сильного, перенесенными из мон-ря св. Архангелов под Призреном, в сев. части - беломраморная гробница серб. Патриарха Германа (Джорича).Ц. арх. Гавриила с приделом во имя вмч. Пантелеимона воздвигнута в 1937-1939 гг. в память о серб. воинах, павших во время первой мировой войны (архит. Г. Самойлов). Иконостас вырезан мастером С. Атанасовским, иконы - серб. худож. Д. Глишичем, царские врата, апостольский ряд иконостаса и храмовую икону арх. Гавриила выполнил А. Дикий. В 1983-1985 гг. был расписан худож. Д. Маруничем.
Ц. св. Александра Невского - см. Александра Невского собор в Белграде.
В Б. и его окрестностях также находятся церкви во имя вмч. Георгия (ул. Зрманьска), св. Лазаря (ул. XXI дивизии), Собора Сербских Святителей (р-н Карабурма), Рождества Иоанна Крестителя (ул. Запланьска), свт. Николая (Новое кладбище), вмч. Георгия (Бежания), Св. Троицы (ул. Господара Вучича), святых ап. Варфоломея и Варнавы (Раковица), прор. Илии (Мириево), Вознесения Господня (Жарково), Св. Троицы (Кумодраж), Вознесения Господня (Железник), Покровская (ул. Каймакчаланска), Харишева часовня (Земунское кладбище); мон-ри Введения во храм Пресв. Богородицы (Топчидер), арх. Михаила (Раковица), Рождества Пресв. Богородицы (Раиновац), арх. Гавриила (Земун), св. архидиак. Стефана (Сланци), в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (Грабовац), прп. Параскевы (св. Петки) (Фенек), прп. Параскевы (Сибниц), арх. Гавриила (Тресие), свт. Николая Чудотворца (Павловац).
В юрисдикции РПЦ находятся ц. Св. Троицы рядом с храмом св. Марка и Иверская часовня на Новом кладбище, построенная в 1930-1931 гг. на пожертвования рус. эмигрантов в память о снесенной в 1929 г. большевиками Иверской часовне в Москве.
Румынской Православной Церкви принадлежит ц. святых равноап. Константина и Елены (в микрорайоне Овча). Маленькая церковь 1911 г., возведенная на Вождоваце, в 1969-1971 гг. была перестроена и расширена архит. Д. Тодичем. Старая деревянная звонница была заменена каменной. Иконы для иконостаса написал в 1972-1974 гг. белградский худож. М. Младенович, живопись на сводах выполнил в 1982-1986 гг. серб. худож. М. Станкович.
Кроме правосл. храмов в Б. расположено 10 костелов и 6 мон-рей Белградской надбискупии Римско-католической Церкви, мечеть Байраклы (1690), синагога 1929 г., построенная евреями-ашкенази.
Лит.: Марков Е. Путешествие по Сербии и Черногории. СПб., 1903. С. 178-246; Трифунович Л. Югославия: Памятники искусства. Белград, 1989. С. 69, 143, 144; Српске цркве и манастири Београда. Београд, 1995; Календар Српске Православне Патриjаршиjе: Црква, 1996. Београд, 1996. С. 45-55, 275-277; Файфрић Ж. Фрушкогорска Света гора. Шид, 1997; Паjовић М. Владари српских земаља. Подгорица, 1999; Микић Г. Преглед историjе Хришћанске цркве. Српска Црква. Београд, 2000; Календар Српске Православне Патриаршиjе. Београд, 2000; Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX в.). М., 2000. С. 90-92; http://www. saborna-bgd.spc.yu; www.spc.org.yu/anevski/index.html; www.karaburma.co.yu/Sabor SrpskihSvetitelja.htm; www.crkvasvvasilije. org.yu; www.crkva-bezanijska.org.yu/index.htm; www.beograd.org.yu/srpski/upoznaj/religija/index.htm; www.mokranjac.org.yu/; www.spc. org.yu/pbpd/index.html [Электр. ресурс].
М. И. Мелькова, О. А. Кузеванов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.