- БЕНЕВЕНТАНСКИЙ ОБРЯД
[лат. ritus beneventanus], зап. богослужебная традиция, бытовавшая в ср. века в г. Беневент (совр. Беневенто, Юж. Италия) и его окрестностях до вытеснения рим. обрядом. Источниками для изучения Б. о. являются литургические рукописи X-XIII вв., отличающиеся от соответствующих памятников рим. традиции по текстам, рубрикам и мелосу песнопений. Характерными признаками богослужебных книг Б. о. являются также особый вид шрифта, выработанный здесь на основе рим. курсива в VIII в., и особая система певч. нотации. Ареал распространения этих книг шире, чем границы Беневентского гос-ва, он простирается на восток до побережья Адриатического м. Значительными культурными центрами этого региона, обладавшими собственными рукописными школами, были бенедиктинское аббатство Монте-Кассино (в XI в. здесь было усовершенствовано беневентанское письмо), мон-ри св. Викентия на Вольтурне и св. Софии в Беневенте, паломнический центр Монте-Сант-Анджело, города Аверса, Бари, Капуя, Неаполь, Салерно и Троя.
Характерные черты богослужения
Благословение пасхальной свечи. Миниатюра. Богослужебный свиток беневентанского обряда (Troia III). XII–XIII вв.
Благословение пасхальной свечи. Миниатюра. Богослужебный свиток беневентанского обряда (Troia III). XII–XIII вв. Во всех литургических памятниках Б. о. использован лат. перевод Псалтири, отличающийся от Вульгаты, т. н. Старая Римская Псалтирь. В воскресные и праздничные дни на мессе полагалось 3 чтения - ветхозаветное (пророческое) и 2 новозаветных (апостольское и евангельское), к первым двум пелись градуалы, к третьему - тракт (аллилуйный стих). Тексты евангельских перикоп также несут на себе следы древнего Доиеронимова перевода. В нек-рые из дней памятей святых полагались чтения из их житий. Перед Причащением звучал призыв к целованию мира: «Offerte vobis pacem» (Давайте друг другу [целование] мира) и ответ: «In nomine Christi» (Во имя Христа). Чин мессы отличался от рим. 5 изменяемыми молитвами - это 2 коллекты перед литургическими чтениями, молитва после Евангелия (oratio post Evangelium; свидетельством о существовании в рим. мессе подобной молитвы, исчезнувшей, по-видимому, до VI в., служит наличие возгласа «Помолимся» в более поздних чинах, вплоть до тридентского), секрета (тайная [молитва]) и заключительная молитва (oratio ad complendum).Евангельские чтения для воскресений Великого поста полагались те же, что и в амвросианском и древнем рим. (догригорианском) обрядах: во 2-е воскресенье - о самарянке, в 3-е - об Аврааме, в 4-е - о слепом, в Страстное воскресенье (Dominica de passione) - о воскрешении Лазаря. Для Пальмового воскресенья имелось 2 формуляра мессы: Missa sicca (Сухая месса) и Missa palmarum (Пальмовая месса), за ней следовала Missa de passione (Страстная месса).
В Страстную пятницу совершались 2 поклонения Кресту. В Великую субботу звучало 6 чтений, между 5-м и 6-м происходило освящение свечи. Это последование записывалось на особом пергаменном свитке, носящем название «Exultet» (incipit пасхального гимна, исполнявшегося диаконом); длина такого свитка могла превышать 6 м, известны образцы: XI в. из Бари (Bari I) и Монте-Кассино (хранится в Ватиканской б-ке; см. в изд.: Le Codex 10673. P. 447), XII-XIII вв. из Трои (Troia III).
Музыкальные особенности
Нотация, используемая в Антифонарии как для мессы, так и для оффиция, соответствует древней рим. и отличается от григорианской. Беневентанское пение в отличие от григорианского не имело системы осмогласия. Мелос беневентанских песнопений характеризуется небольшим амбитусом (4-5 ступеней), частой повторяемостью муз. фраз и каденций, преобладанием поступенного движения, подвижностью и отсутствием жесткой зависимости от словесного текста. Всем песнопениям, независимо от их литургической функции и жанра, свойствен орнаментальный стиль.
Влияние др. обрядов
Исследователи отмечают как воздействия на Б. о. со стороны др. ранних литургических традиций (рим., амвросианского, галликанского, визант. обрядов), так и следы его влияния на часть из них, что свидетельствует об их параллельном развитии.
Диакон с амвона провозглашает пасхальный гимн «Exultet». Миниатюра. Богослужебный свиток беневентанского обряда (Troia III). XII–XIII вв.
Диакон с амвона провозглашает пасхальный гимн «Exultet». Миниатюра. Богослужебный свиток беневентанского обряда (Troia III). XII–XIII вв.Для Б. о. было характерно сохранение архаических рим. литургических особенностей (прежде всего относящихся к предпасхальному периоду церковного года), вышедших из употребления в Риме уже в VII в. Среди таких особенностей можно отметить отсутствие в Градуале мессы «Omnes gentes» (Все народы) в ряду воскресений после Пятидесятницы, а также назначение в нек-рые дни 3 литургических чтений на мессе. В целом чин воскресений после Пятидесятницы соответствует чину, содержащемуся в Лекционарии (Comes) из Вюрцбурга, структура к-рого восходит к догригорианской практике (Hesbert. Les séries d'evangiles). Григорианская традиция церковного пения повлияла на беневентанскую не позднее нач. IX в.: с этого времени встречаются местные службы, мелос песнопений к-рых составлен по рим. образцам. В песнопениях, содержащихся в Миссалах и Градуалах XI-XII вв., пересеклись 3 певч. традиции: старая беневентанская (до IX в.), рим. григорианская и подражающая ей южноиталийская, синхронная этим памятникам.
О взаимовлияниях с галликанским обрядом свидетельствует, напр., сходство молитвы praefatio мессы на Рождество Христово в беневентанском Миссале X в. (Benev. VI. 33) с аналогичной молитвой в галликанской традиции (Missale francorum / Ed. L. K. Mohlberg. R., 1957. P. 171, 174).
Сохранились рукописи (напр., Vat. Ottob. lat. 3), содержащие песнопения с беневентанской нотацией, надписанные как «амвросианские» (cantus ambrosianus). Хотя из сообщения о запрещении папой Стефаном X († 1058) «амвросианского пения» в Монте-Кассино следует, что в этом регионе и в эту эпоху «амвросианским» могли называть всякое пение, отличное от рим. (Chronicon Cassinense. II 94), исследователи находят в этих рукописях амвросианские (а также визант.) элементы. Характерные для миланской традиции обозначения интроита и оффертория - «ingressa» и «offerenda» - засвидетельствованы и в памятниках Б. о. (напр. в Градуалах: Benevento. Archivio di Stato. VI. 40, VI. 38, VI. 35). Схожей с амвросианской является и беневентанская схема воскресных евангельских чтений.
Влияние визант. обряда имело место, вероятно, в VI-VIII вв. (в этот же период визант. песнопения появились и в пасхальной вечерне старого рим. обряда), проявилось в наличии в беневентанских рукописях (напр. Vat. lat. 4470, X в.) антифонов на поклонение Кресту в Великую пятницу на лат. и греч. языках, к-рые являются заимствованиями из визант. обряда, напр. «O quando in cruce confixerant» - «̀λδβλθυοτεΟτε[σε] σταυρῷ προσήλωσαν» ( - тропарь 2-го гласа на 9-м часе Великой пятницы) (Wellesz. P. 72-73).
Ист.: Baumstark A., Dold A. Vom Sakramentar Comes und Capitulare zum Missale. Beuron, 1943; Le Codex 10673 de la Bibliothèque Vaticane, Fonds Latin (XIe siècle). S. l., 1931. Berne, 1971r, 1995r (Paléographie musicale; 14); Le codex VI. 34 de la Bibliothèque capitulaire de Bénévent (Xie-XIIe siècles). Tournai, 1937. (Paléographie musicale; 15); Gamber K. Codices liturgici latini antiquiores. Fribourg, 1968. Pars 2. P. 77-78, 217, 253; Loew E. A. A New List of Beneventan Manuscripts // Collectanea vaticana. 1962. T. 2. P. 211-244; Huglo M. Liste complementaire de manuscrits bénéventains // Scriptorium. 1964. T. 8. P. 89ff.; Le Missel de Bénévent VI-33 / Introd. par J. Hourlier, tables par J. Froger. Berne, 1983. (Paléographie musicale; 20); Les Manuscrits en écriture bénéventaine de la Bibliothèque capitulaire de Bénévent. P., 1984. Vol. 1.; Ottawa; P.; Turnhout, 1997. Vol. 2, 3; Beneventanum troporum corpus / Ed. J. Boe and A. E. Planchart. Madison (Wis.), 1989-1994. 2 vols; Benevento, Biblioteca capitolare: [Codex] 40: Graduale / A cura di N. Albarosa e A. Turco. Padova, 1991; Les témoins manuscrits du chant bénéventain / [Sous la dir. de] T. F. Kelly. Solesmes, 1992. (Paléographie musicale; 21).
Лит.: Andoyer R. L'ancienne liturgie de Bénévent // Revue de chant grégorien. 1911/1912-1920/1921. T. 20-24; Hesbert R. J. Les dimanches du carême dans les manuscrits romano-bénéventains // Ephemerides liturgicae. 1934. T. 48. P. 148ff.; idem. L'Antiphonale missarum de l'ancien rit bénéventain // Ibid. 1934. T. 48. P. 198ff.; 1938. T. 52. P. 28-66, 141; 1939. T. 53. P. 168ff.; 1945. T. 59. P. 69ff.; 1946. T. 60. P. 103-141; 1947. T. 61. P. 153-210; idem. Les séries d'évangiles des dimanches après la Pentecôte // Maison-Dieu. 1956. N 46. P. 35ff.; Avery M. The Beneventan Lections for the Vigil of Easter and the Ambrosian Chant banned by Pope Stephen IX at Monte Cassino // Studi gregoriani. 1947. T. 10. P. 433; Wellesz E. Eastern Elements in Western Chant // MMB: Subsidia. Oxf., 1947. Vol. 2. Pt. 1; Gajard J. Les récitacions modales des 3e et 4e modes et les manuscrits bénéventains et aquitains // Études gregoriens. 1954. T. 10. P. 9-45; Gamber K. Väterlesungen innerhalb der Messe in beneventanischen Messbüchern // Ephemerides liturgicae. 1960. P. 163ff.; Eisenhöffer L. Die Feier der Ostervigil in der Benediktiner-Abtei S. Silvestro zu Foligno um das Jahr 1100 // Archiv für Liturgiewissenschaft. 1962. Bd. 2. S. 339-371; Schlager K. Ein beneventanisches Alleluia und seine Prosula // Festschrift B. Stäblein. Kassel, 1967; Levy K. Lux de luce: The Origin of an Italian Sequence // Mus. Quarterly. 1971. Vol. 57. P. 40ff.; Ziino A. Polifonia «primitiva» nella Bibliotheca capitolare di Benevento // Annales musicologiques. 1975. N 15. P. 1ff.; Kelly T. The Beneventan Chant. Camb., 1989; Planchart A. E. The Interaction between Montecassino and Benevento // La tradizione dei tropi liturgici. Spoleto, 1990. P. 395-407; idem. Proses in the Sources of Roman Chant and their Alleluias // The Study of Medieval Chant: In Honour of K. Levy / Ed. By P. Geoffrey. Camb., 2001. P. 313-339.
С. И. Никитин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.