- БЕСТИАРИЙ
Наречение зверей (Быт 2.19). Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 5)
Наречение зверей (Быт 2.19). Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 5) [лат. bestiarium, bestiarius], средневек. жанр лит-ры, трактат о реальных и фантастических животных и их символическом (религ. и морально-нравственном) значении, сформировавшийся в западноевроп. книжности в XII-XIII вв. и ставший одним из наиболее популярных жанров «естественнонаучных» описаний. В наст. время в научный оборот введено ок. 500 списков Б., большинство из к-рых представляют собой иллюминированные рукописи. В средневек. слав. книжности жанр Б. не нашел широкого распространения (исключение составляет близкое по структуре к Б. «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита, XVI в.; рус. списки в переводе с греч. известны с XVII в.).Основным источником Б. является греч. «Физиолог» (II-III вв., Александрия; наиболее ранний сохранившийся список относится к IX в.- Bern. 318) - произведение, сочетающее описание природных объектов с символическим толкованием их свойств в духе христ. вероучения (ок. 50 глав). Лат. версии «Физиолога» со временем были расширены за счет включения материалов из др. источников - сочинений свт. Василия Великого, свт. Амвросия Медиоланского, «Этимологий» св. Исидора Севильского, сведений, почерпнутых у античных авторов Плиния и Солина, т. о., первоначальный объем памятника увеличился почти вдвое. Название «Б.» восходит, вероятно, к «bestiarum vocabulum» (лат. наименования животных) - началу текста 2-й ч. XII кн. «Этимологий» Исидора Севильского, посвященной диким зверям.
Рыбы и морские животные. Миниатюра. Бестиарий. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 72 v)
Рыбы и морские животные. Миниатюра. Бестиарий. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 72 v)В основу структуры Б. положена средневек. классификация животного мира: дикие звери (bestiae), скот (pecora et jumenta), малые животные (minuta animalia), птицы (aves), рыбы (pisces), гады (reptilia), змеи (serpentes). В отличие от «Физиолога», строго придерживающегося двухчастной схемы сказаний о животных (описание и толкование), главы Б. включают этимологические разъяснения названий животных. В трактате нарушается принцип обязательного символического толкования свойств описываемого объекта, во мн. главах скомпилированы различные (порой противоречивые) сведения о животных из разных источников. Из символико-толковательного нравоучительного сочинения Б. постепенно превращается в свод «естественнонаучной» и занимательной информации, в то же время аллегорический и буквальный смыслы рассказов о животных не находятся в противоречии друг с другом. Они ведут к единой цели - восхвалению Творца вселенной и разъяснению красоты и осмысленности творения (в ряде списков тексту Б. предшествуют миниатюры с изображением сотворения мира, животных и человека, а также рассказ о наречении Адамом имен животным).
Орел. Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 47)
Орел. Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 47)Символика Б. продолжает традиции «Физиолога», опираясь на библейский текст, активно разрабатывая метафорику Псалтири, притч и пророческих книг (животные и их свойства как символические образы Христа, Его Воскресения, Воплощения, Крещения и др.). В Б. усиливается морализаторский аспект (животные и их свойства как символические образы зла, грехов, разврата, губительных для человеческой души мирских благ). Дальнейшее развитие получает разработанный «Физиологом» принцип двойственности символических истолкований животных (змея как воплощение зла и как символ мудрости; сова как символ духовной слепоты и как воплощение духа созерцания и т. п.). Особенности поведения мн. животных трактуются как приметы и предсказания.Дидактические и познавательные сказания Б. служили богатым материалом для составителей проповеднической и учительной лит-ры. На основе анонимных рукописей возникают Б., авторство к-рых приписывалось Гуго Сен-Викторскому (XII в.), Петру из Бове (XIII в.). С XII в. в кругу англо-нормандской лит-ры возникают Б. в стихах (Филиппа Танского, между 1121 и 1135; клирика Гервасия, нач. XIII в.; Гильома Нормандского (Леклерка), ок. 1210). С XIII в. во Франции получает распространение новый тип Б., т. н. «Бестиарий любви», в к-ром теологические и морализаторские уподобления уступают место светской куртуазной символике. В западноевроп. традиции жанр Б., объединявший элементы лит-ры, науки, символики, морали, был популярен вплоть до XVII в. К XV-XVI вв. относятся печатные иллюстрированные издания Б. В Новое время традиции изображения животных, восходящие к Б., нашли отражение в низовых сферах культуры, народном искусстве, повлияли на развитие жанра басни.
Лит.: Druce G. C. The Medieval Bestiaries and their Influence on Ecclesiastical Art // J. of the British Archeol. Assoc. 1919. Vol. 25; White T. H. The Bestiary: A Book of Beasts being a Transl. from a Latin Bestiary of the XIIth Cent. N. Y., 1960; Mc Culloch F. Medieval Latin and French Bestiaries. Chapel-Hill (N. Car.), 1960; Средневековый бестиарий / Вступ. cт. и коммент. К. Муратовой. М., 1984; Белова О. В. Славянский бестиарий. М., 2000.
О. В. Белова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.