ВЕЧЕРЯ это:

ВЕЧЕРЯ

Вéчеря [греч. δεῖπνον], слав. название вечерней трапезы. Кроме собственно слова «В.» (обозначающего просто ужин) в богословской лит-ре употребительны сочетания «Тайная вечеря» и «Вечеря любви».

Тайная вечеря

(Мф 26. 17-30; Мк 14. 12-31; Лк 22. 7-38; Ин 13; 1 Кор 11. 18-34) является одним из важнейших событий в истории совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения. Будучи тесно связанной с ветхозаветной Пасхой, она вместе с тем предначинала собой Страсти Христовы и была установлением таинства Евхаристии, главного таинства Церкви (подробнее см. ст. Тайная вечеря).

Вечери любви

или агапы,- это, по распространенному в лит-ре мнению, особые трапезы христиан первых веков, отделенные от Евхаристии (или отделившиеся от нее со временем) и проходившие по особому чину. Любые упоминания о неевхаристической вечерней трапезе ранних христиан (напр., описание «вечери общины» в «Апостольском предании» III в.) мн. исследователи отождествляют с агапой. Однако, как показывает анализ источников, все разнообразие типов общинных трапез у первых христиан не может быть сведено к противопоставлению агапы и Евхаристии; более того, сам термин «агапа» у мн. авторов является просто синонимом Евхаристии или же употребляется в неопределенном значении. Единственный ранний автор, недвусмысленно описывающий неевхаристическую вечернюю трапезу христиан и при этом называющий ее агапой,- это Тертуллиан (Apol. 39). Трапеза, о к-рой он говорит, представляет собой христианизированный вариант античного симпосия (см.: Leyerle B. Meal Customs in the Greco-Roman World // Passover and Easter: Origin and History to Modern Times / Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre-Dame (Ind.), 1999. P. 29-61). Поэтому безошибочно можно утверждать только то, что центром церковной жизни ранних христиан (так же как и во все последующие эпохи) всегда была лишь Евхаристия, в то время как в тех или иных общинах существовали также и различные формы общинных трапез, вовсе не обязательно называвшиеся «Вечерями любви» и не имевшие единой традиции их проведения (см.: McGowan A. Naming the Feast: The Agape and the Diversity of Early Christian Meals // StPatr. 1997. Vol. 30. P. 314-318).

Ежедневная В.

В., т. е. ужин, является с т. зр. принятого ныне в правосл. Церкви богослужебного устава важнейшей дневной трапезой: будучи рассчитанным на монастырские условия, устав указывает каждый день только 1 (В.) или 2 (обед и В.) трапезы, при этом обед отменяется в дни усиленного поста (в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста, во все дни Страстной седмицы с понедельника по субботу, в среду и пятницу Сырной седмицы). В. же отменяется только в дни особо строгого поста - в понедельник и вторник 1-й седмицы Великого поста и в Великую пятницу. Тем самым В. имеет даже большее значение, чем обеденная трапеза, поскольку есть немало дней в году, когда по уставу В.- это единственная монастырская трапеза за целый день.

В. должна происходить сразу после вечерни. В Часослове (С. 168-169) содержатся специальные молитвы до и после В. (древние иерусалимские и палестинские молитвы В. см. в кн.: Frøyshov S. R. L'Horologe «Georgien» du Sin. Iber. 34: Diss. P., 2003. Mscr. P. 47-54, 621-627). До трапезы читается текст «  » (Пс 21. 27), далее - «   », «  » (трижды), « », и священник благословляет пищу. После трапезы следует читать: «   », «     », « », «    » (Пс 91. 5 + 4. 7b - 9), далее - «   », «  » (трижды), « », и священник произносит: «   ». Тем самым цикл молитв до и после ужина по структуре соответствует циклу молитв до и после обеда: до трапезы читается один текст («Отче наш» перед обедом, Пс 21. 27 перед ужином), а после трапезы следует более продолжительное благодарение (обычай молиться в первую очередь не до, а после еды восходит к ВЗ), содержащее в своем составе богородичен («Достойно есть» после обеда, «     » после ужина), благодарственную молитву («     » после обеда, «    » после ужина) и священническое благословение. Молитвы В., хотя и печатаются в общепринятом Часослове, имеют в РПЦ меньшее распространение, чем обеденные, что связано с тем, что они редко помещаются в рус. Молитвословы для келейного чтения (в отличие от греч.).

По уставу после В. братия исходит из монастырской трапезы и возвращается в храм, где должно петься повечерие (ἀπόδειπνον), являющееся службой перед сном и названное так именно по той причине, что оно следует за В. Определенный аналог В.- чин благословения хлебов на праздничной всенощной, первоначально возникший в среде палестинского монашества как особый тип В., происходящий непосредственно во время ночной службы. По совр. уставу чин благословения хлебов является не заменой В., а скорее дополнением к ней, поскольку В. должна происходить после малой вечерни и перед началом всенощной (повечерие тогда отменяется) (Типикон. Гл. 1-2).

М . С . Желтов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Синонимы:

Смотреть что такое "ВЕЧЕРЯ" в других словарях:

  • вечеря — тайная вечеря.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вечеря пир, ужин Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • вечеря — вечеря. Тайная вечеря (неправильно вечеря) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ВЕЧЕРЯ — ВЕЧЕРЯ, вечери, жен. (церк. книжн. устар.). Ужин. Тайная вечеря (по евангельскому рассказу последний перед смертью ужин Христа с учениками, во время которого, по христианскому учению, установлено т.н. таинство причащения). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • ВЕЧЕРЯ — ВЕЧЕРЯ, и, жен. (стар. высок.). То же, что ужин (в 1 знач.). • Тайная вечеря (высок.) по евангельской притче: последний ужин Иисуса Христа с учениками, на котором Иисус Христос установил таинство причащения и сказал, что один из учеников предаст… …   Толковый словарь Ожегова

  • вечеря — Вечеря, ах уж эти ударения, как часто они выдают наше незнание, нашу необразованность. Уверен: семь человек из десяти поставят в этом слове ударение на втором слоге, тогда как правильно будет на первом – ве/черя. Тайная ве/черя – так называют… …   Словарь ошибок русского языка

  • вечеря —   вечеря; пир …   Църковнославянски речник

  • Вечеря —    славянское название вечерней трапезы. Кроме собственно слова «вечеря» (обозначающего просто ужин) в богословской литературе употребительны сочетания «Тайная вечеря» и «Вечеря любви».    Тайная вечеря (см. Мф. 26, 17 30; Мк. 14, 12 31; Лк. 22,… …   Православие. Словарь-справочник

  • Вечеря — – 1) ужин, угощенье, вечеряти – пиршествовать, ужинать; 2) Вечеря Тайная – совершена была накануне дня смерти Господа, где Христос вкусил в последний раз пасхального агнца, установил таинство причащения, умыл ноги ученикам своим,… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Вечеря — ж. Последняя трапеза Иисуса Христа с учениками накануне его гибели, во время которой он по христианскому преданию установил таинство причащения, предсказал предательство Иуды и отречение апостола Павла; тайная вечеря. Толковый словарь Ефремовой.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Вечеря — Ужин (устаревшее: вечеря) последний прием пищи в день, как правило вечером или ночью. Ужин является одним из основных приёмов пищи. Также ужином называют саму пищу, приготовленную для вечернего приёма еды. В отелях ужин является частью… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ВЕЧЕРЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»