- «БОЖИЙ МИР»
[лат. pax Dei; франц. paix de Dieu; нем. Gottesfrieden; англ. peace of God], особая форма ограничения открытого насилия, в т. ч. феодальных междоусобий, запрет убивать и причинять к.-л. ущерб определенным категориям населения, как правило не обладавшим правом ношения оружия (inarmes), т. е. клирикам, купцам, крестьянам. Термин получил распространение в ряде регионов Зап. Европы в кон. X-XIII в.; в 40-х гг. XI в. употреблялся др. термин - «Божие перемирие» (treuga Dei), означавший ограничения на ведение военных действий по нек-рым дням и периодам года.
Зарождение «Б. м.» связано с процессом разрушения к кон. X в. социального и политического порядка, унаследованного от каролингского времени. Ничем не контролируемое насилие сделалось инструментом утверждения нового статуса формирующейся военной аристократии - привилегированного слоя рыцарства (milites - воины; теоретики нового феодального режима называли их bellatores - воюющие). В условиях деградации судебной власти элементом объективно сложившегося правового порядка стали сами вооруженные конфликты, в к-рых интересы Церкви оказались особенно уязвимы. Возникновение движения за «Б. м.» связывается обычно с попытками иерархов уберечь Церковь от насилия со стороны мирских властей. Миротворческая деятельность Церкви изначально тесно увязывалась с идеей церковной реформы, к-рая подразумевала придание нового содержания власти епископов в противовес усилившейся власти рыцарского сословия. Вместе с тем «Б. м.» явился формой сотрудничества «царства» и «священства» (regnum et sacerdotium). «Б. м.» стал реальностью в той мере, в какой усилия князей Церкви поддержали светские князья, стремившиеся использовать это движение для укрепления своей территориальной власти, а также в частных интересах политической борьбы.
Тимпан ц. Сент-Фуа в Конке. Франция. После 1107 г. Фрагмент
Тимпан ц. Сент-Фуа в Конке. Франция. После 1107 г. ФрагментПовышение сословного статуса поставило рыцарей над крестьянством, и нередко они путем прямого насилия пытались навязать новые виды сеньориальной зависимости. Крестьяне, лишенные защиты, искали ее у Церкви. Две из 6 сцен наказания грешников в преисподней, изображенных на тимпане ц. Сент-Фуа в Конке (после 1107), отражают направленность «Б. м.» против сеньоров: угнетатель, восседающий на чужой шее; рыцарь, сбрасываемый с коня крестьянскими вилами.
Изначально «Б. м.» провозглашался на представительных ассамблеях свободных людей. Принятые постановления скреплялись клятвой, угрозой наказаний со стороны Церкви и находили выражение в канонах церковных Соборов. Они ставили под защиту «Б. м.» нек-рые категории населения, «безоружных» (клириков, крестьян, купцов и т. д.), их имущество, имущество Церкви и церковные здания. Не отменяя войн вообще, подобная система обязательств имела целью ограничить насилие кругом самих «воюющих». Термин «Б. м.» впервые появляется ок. 1040 г. До этого времени в источниках говорится о «мире» (pax), «мировом соглашении» (pactum pacis), «восстановлении мира и правопорядка» (restauratio pacis et iustitiae). «Б. м.» возник в виде скрепленного угрозой духовных санкций общественного договора, к-рый мыслился как одно из средств к установлению Царства Божия на земле посредством коллективного покаяния. Это первое массовое религ. движение средневековья, и его размах объясняется не только невиданным дотоле разгулом «сеньориального терроризма» (П. Боннасси), но и тем, что едва ли не всеобщим сделалось убеждение в необходимости нерушимого мира повсюду на земле к вящей славе Господа. Движение за «Б. м.», т. о., было направлено против всяких земных невзгод - голода, болезней, смерти тела и погибели души.
Первым примером «Б. м.», вероятно, можно считать соглашение, заключенное ок. 975 г. на ассамблее в Сен-Жермен-Лапраде (В. Луара, Франция); епископ Ле-Пюи Ги Анжуйский взял с рыцарей своей епархии клятву в том, что они будут сохранять мир, не причинят насилий Церкви и бедным. Собор в Шарру (Пуату, Франция, 989) - древнейший, от к-рого сохранились каноны,- грозит отлучением 3 категориям насильников: тем, кто ворвется в церковь и силой возьмет что-либо, тем, кто избивает безоружных клириков, и тем, кто грабит «крестьян и других бедных». Примерно с 20-х гг. XI в. движение оживляется в Аквитании и Бургундии, во главе с аббатством Клюни и связанными с ним епископами. Книги чудес, хроники и проповеди передают новую религ. атмосферу «Б. м.»: череда опустошительных войн и эпидемий, поразивших край, рассматривалась как наказание за людские прегрешения. Мощи святых, к к-рым обращались за заступничеством, отовсюду свозили на «ассамблеи мира», к-рые проходили при огромном стечении народа в чистом поле, где клирики, светские князья и «народ» принуждали членов военной элиты принести клятву о соблюдении мира. Примирение людей позволяло вновь снискать милость Господа, после чего следовали чудесные исцеления, хороший урожай и замирение по всей земле. В 20-30 гг. XI в. движение за «Б. м.» распространилось в Каталонии, Провансе, Шампани, Фландрии, Нормандии. Причем все чаще под Божественной защитой оказывались теперь не группы людей, а определенные отрезки времени,- так появляется «Божие перемирие» (treuga Dei), провозглашенное на Викском (1033) Соборе в Каталонии. Тогда запрет на ведение активных военных действий помимо церковных праздников охватывал время «с девятого часа субботы до первого часа понедельника». Арелатский Собор (1041) устанавливал мир «с вечера среды до утра понедельника». В канонах Собора в Нарбоне (1054) для войны было оставлено ок. 80 дней в году. Запрет, впрочем, не касался тех, кто сражался с нарушителями «Б. м.» (напр., виконт и архиепископ Нарбоны воевали, обвиняя друг друга в попрании мира). Неудачей окончилась первая попытка создания особого войска (militia) блюстителей «Б. м.», когда в 1038 г. беррийские крестьяне по призыву архиепископа Буржского осадили замок сира де Деоль. На содержание специального войска нужны были деньги, так что сам «Б. м.» превратился в источник поборов, очень скоро получивших название «дурных обычаев» (mals usos) - подобно сеньориальным платежам и повинностям.
Примерно с 40-х гг. XI в. можно говорить о новом этапе движения за «Б. м.», к-рый характеризуется возраставшим контролем со стороны светских князей, уменьшением роли народного элемента в движении и более ясными институциональными формами. К этому времени «Б. м.» был известен в Сев. Италии, распространение его в норманнской Сицилии зафиксировали Соборы 1089 и 1093 гг. В Леоно-Кастильском королевстве движение за «Б. м.» фиксируется с 20-х гг. XII в., в Германии оно было воспринято в 1081-1085 гг. имперским епископатом, однако уже вскоре на смену «Б. м.» пришли «земельный» и «имперский мир» (Landsfrieden, Reichsfrieden - Майнц, 1103). Движение за «Б. м.» сохраняло локальное значение до XIII в.
«Б. м.» повлиял на развитие городского права. В Ле-Мане (1070), Сен-Кантене (1081), Нуайоне (1108), Лане (1110) возникают городские коммуны как скрепленные клятвой военные союзы, созданные для защиты мира. Движение за «Б. м.» по-своему способствовало оформлению сословий (ordines) средневек. общества: лиц духовного звания и мирян, рыцарей и крестьян. Ношение оружия и военная деятельность приобрели значение главных признаков принадлежности к сословию господ. «Б. м.» оказало влияние на христианизацию складывавшейся рыцарской этики. С превращением «Б. м.» в соглашение с Богом через всеобщее покаяние «Божие перемирие» (treuga Dei) возникло как род рыцарской аскезы: кающийся рыцарь, оставив на время оружие, соединялся с «бедными». Война, т. о., рассматривалась им как одно из греховных удовольствий, от к-рого следует воздерживаться в пост и по церковным праздникам. В канонах Собора в Нарбоне (1054) пролитие христ. крови приравнивается к пролитию крови Иисуса Христа. Поставленная на службу Господу и католич. Церкви, военная активность рыцарей постепенно выходила за рамки христ. мира. Как Собор «Б. м.» можно рассматривать Клермонский Собор (1095), провозгласивший первый крестовый поход на сарацин в Св. землю.
Лит.: Hoffmann H. Gottesfriede und Treuga Dei. Stuttg., 1964; Duby G. Les laïcs et la paix de Dieu // I laici nella «societas christiana» dei secoli XI e XII. Mil., 1968. P. 448-469; Cowdrey H. E. I. The Peace and the Truce of God in the 11th Cent. // Past and Present. Oxf., 1970. Vol. 46. P. 42-67; Bonnassie P. La Catalogne du milieu du X à la fin du XI siècle: Croissance et mutations d'une société. Toulouse, 1975. P. 652-662; Bisson T. N. The Organized Peace in Southern France and Catalonia (c. 1140-1223) // AHR. 1977. Vol. 82. P. 290-311; Goetz H.-W. Kirchenschutz, Rechtswahrung und Reform: Zu den Zielen und zum Wesen der frühen Gottesfriedenbewegung in Frankreich // Francia. 1983. Bd. 11. S. 193-239; Head T., Landes R. The Peace of God, Social Violance and Religious Response in France around the Year 1000. Ithaca; L., 1992; Barthélemy D. L'An Mil et la Paix de Dieu: La France crétienne et féodale, 980-1060. P., 1999.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.