БОЛЬШОЙ РАСПЕВ

БОЛЬШОЙ РАСПЕВ

древнерус. церковно-певч. стиль, записи образцов к-рого характеризуются преобладанием сложных мелодических формул (попевок, лиц и фит) особого состава. Одна и та же мелодическая формула могла фиксироваться различными способами: либо «тайнозамкненными» начертаниями, комплексами, «гнездами» сложных знамен с использованием «змийцевых» и фитных начертаний (см. ст. Тайнозамкненность), либо их расшифровками в виде более простых, «дробных» знамен, образующих развод, по к-рому только и можно судить о мелодическом содержании формул. Встречаются списки, включающие и тот и др. вид фиксации, дающие возможность реконструировать недостающие начертания и определить вид развода: попевочный, лицевой или фитный. До появления разводов муз. значение тайнозамкненных начертаний передавалось не письменно, а в устной исполнительской традиции - от учителя к ученику. Тайнозамкненная фиксация песнопений Б. р. появляется в посл. четв. XV в., разводные версии - в посл. четв. XVI в. На рубеже XVI-XVII вв. эти муз. варианты песнопений получают в рукописях обозначения «большой распев», «большой столповой распев», «большое знамя» и т. д. В певч. рукописных книгах ХVI-XVII вв. встречаются указания на Б. р., а также большой демественный и большой путевой распевы. Два последних излагаются либо столповой нотацией, либо соответственно демественной и путевой (см. ст. Мелизматические распевы).

В отечественной лит-ре появление Б. р. связывается с московской школой выдающегося распевщика XVI в. свящ. Феодора Христианина (М. В. Бражников). В «Царственной книге» говорится, что в день кончины вел. кн. Василия Иоанновича 4 дек. 1533 г. велено было «диаком его певчим большой станице стати в дверех у комнаты и начаша пети Святыи Боже большую». Даже с учетом того, что «Царственная книга» написана в 70-х гг. XVI в., это упоминание о Б. р. является древнейшим.

Н. В. Парфентьева


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Смотреть что такое "БОЛЬШОЙ РАСПЕВ" в других словарях:

  • Большой распев —         один из распевов русской православной церкви. Отличается богатством мелодики, обилием в ней протяжённых распеваний отд. слогов. Б. р. вершина развития знаменного распева. Сложился во 2 й пол. 16 в. Большой распев.Из рукописи начала 18 в.… …   Музыкальная энциклопедия

  • РАСПЕВ — (роспев), круг церковных мелодий в православной музыке, постепенно сложившийся в определенной местности, а затем вошедший во всеобщее употребление. Распев обычно охватывает все восемь гласов. Древнейшие распевы: большой знаменный, греческий,… …   Русская история

  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ — [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение], основная певческая традиция Др. Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. Понятие «знаменное пение» впервые встречается в текстах сер …   Православная энциклопедия

  • Знаменный Распев —    система старинных православных церковных напевов. Название происходит от старославянского слова «знамя» – певческий знак. Знамена (или крюки) применялись для записи напевов. Знаменный распев имеет различные варианты, связанные с формами… …   Православие. Словарь-справочник

  • Греческий распев —         один из распевов рус. правосл. церкви. Произведения, обозначенные как Г. р., появляются в рус. певч. книгах только во 2 й пол. 17 в. Мелодика их лаконична, ей свойственны симметрия ритма и большее сравнительно со знаменным распевом… …   Музыкальная энциклопедия

  • Киевский распев —         южнорусская ветвь знаменного распева. Формировался, по видимому, на территории Украины в эпоху феодальной раздробленности Руси. Интонационными основами К. р. являлись нар. муз. язык и традиции песнетворчества. К. р. подчинён системе… …   Музыкальная энциклопедия

  • Знаменный распев —         основной вид др. рус. церк. пения. Назв. происходит от старослав. слова знамя , т.е. знак. Знамёнами или крюками назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. З. р. представлял собой монодию, исполнявшуюся в унисон; лишь …   Музыкальная энциклопедия

  • ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ — совокупность муз. вариантов церковных песнопений, бытовавшая в Валаамском мон ре. Проблемы происхождения распева, его самостоятельности или, напротив, зависимости от др. распевов не нашли в наст. время однозначного решения в совр. музыковедении.… …   Православная энциклопедия

  • Знаменный распев —         основной фонд русских церковных напевов. Название происходит от старославянского слова «знамя». Знаменами, или крюками (См. Крюки), назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. Первоначально название З. р. означало… …   Большая советская энциклопедия

  • БЕЛГРАДСКИЙ РАСПЕВ — [белградский напев], выделяемый нек рыми музыковедами вид традиц. серб. церковного пения, получивший в редакции С. Мокраняца общенациональное распространение. Богослужебное пение Сербской Православной Церкви было и в значительной степени остается …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»