- БОРИЛА ЦАРЯ СИНОДИК
Борилов Синодик (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. № 289. Л. 26)
Борилов Синодик (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. № 289. Л. 26) [Борилов Синодик], болг. редакция нач. XIII в. перевода на слав. язык к-польского патриаршего Синодика в Неделю Православия 843 г., источник по истории средневек. Болгарии, памятник антиеретической лит-ры эпохи 2-го Болгарского царства. Выполнена в связи с созывом в 1211 г. в Тырнове царем Борилом церковного Собора для осуждения и искоренения широко распространившейся в Болгарии ереси богомильства и существенно дополнена болг. материалами.Начальная часть Б. ц. с. носит догматико-полемический характер, идейно близкий «Беседе на новоявльшуюся ересь Богумилову» Козьмы Пресвитера. В следующем разделе помещены тексты, обличающие иконоборцев, статьи, осуждающие учение богомилов и их обряды, анафематствования ересиарху, его ученикам и последователям, далее - повествование о созыве и ходе Собора 1211 г. Заключительную часть Б. ц. с. составляет поминание болг. архиепископов (позднее Патриархов), митрополитов, князей и царей (начиная с Бориса-Михаила), слав. апостолов св. Кирилла и Мефодия, их учеников (св. седмочисленников) для подтверждения преемственности церковной иерархии и светской власти от 1-го Болгарского царства. В XIII-XIV вв. Б. ц. с. оказал значительное влияние на серб. и рус. редакции Синодика в Неделю Православия.
Оригинал Б. ц. с. не сохранился, текст с позднейшими дополнениями дошел до наст. времени в Палаузовском (София. НБКМ. № 289, нач. 80-х гг. XIV в.) и Дриновском (там же. № 432, кон. XVI в.) списках, получивших названия по фамилиям их владельцев в XIX в. (С. Н. Палаузов и М. С. Дринов). Младший лишен конца, обрывается на рассказе о соборе 1211 г.
Палаузовский список содержит редакцию, созданную при царе Иоанне Асене II (между 1235 и 1241) и дополненную при Тырновском патриархе свт. Евфимии (1375-1393), за текстом Б. ц. с. следуют рассказ о восстановлении Патриаршества в Болгарии в 1235 г., помянники позднейших болг. царей, цариц, Патриархов, митрополитов, бояр и воевод. Далее помещены решения Вселенских соборов в Халкидоне, Никее и К-поле, многолетия царю Иоанну Шишману и его царице, патриарху Евфимию, анафематствования еретикам. На полях кодекса в XV-XVI вв. приписаны помянники валашских и молдав. воевод.
Борилов Синодик (Дриновский список). Кон. XVI в. (НБКМ. № 4329. Л. 200 об. - 201)
Борилов Синодик (Дриновский список). Кон. XVI в. (НБКМ. № 4329. Л. 200 об. - 201)В списке Палаузова также содержатся 4 нотированных песнопения, выписанных по-гречески без диакритических знаков. 1-е (Л. 2 об.: Θερος και εαρ συ επλασας ταυτα μνησθητι ταυτης - Пс 73. 17), судя по списку Дринова, следовало за аналогичным слав. текстом ( ); 2-е (Л. 2 об.-3: Δια σταυρου τε. και προ του σταυρου. και μετα τον σταυρον παθων τε και θαυματων του) вставлено в середину слав. текста ( ) и имеет маргиналию, свидетельствующую о певч. исполнении текста ( ); аналогичная маргиналия ( ) выписана рядом с 3-м песнопением (Л. 4-4 об: αυτη η πιστης την οικουμενην εστηριξεν), также следующим за соответствующим слав. текстом; греч. текст 4-го (Л. 6 об.) сильно поврежден и пока не идентифицирован. Все песнопения имеют одинаковые надписания: 4-го гласа (для 1-го песнопения оно частично утрачено) и «του αυτου» (его же - имеется в виду автор мелоса, вероятно, механически перенесено из греч. источника). Для записи пространного мелоса калофонического стиля используются невмы средневизант. и поздневизант. нотации; всего применено 28 основных знаков. Это единственный известный в наст. время болг. памятник, содержащий элементы средневизант. нотации. В отдельных местах под основной строкой нотации киноварью выписаны дополнительные невмы, обозначающие, возможно, вариант распева. Данные Б. ц. с. свидетельствуют о распространении визант. калофонического пения на Балканах во 2-й пол. XIV в. (об этом см. также ст. Болгария, разд. «Церковная музыка»).
Изд.: Попруженко М. Г. Синодик царя Бориса. Од., 1899; он же. Синодик царя Борила. София, 1928. (Български старини; Кн. 8).
Лит.: Дринов М. Новый церковнославянский памятник с упоминанием о славянских первоучителях // ЖМНП. 1885. № 4. С. 3-18; Радченко К. Ф. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. К., 1898. С. 213-219; Лавров П. А. К вопросу о Синодике царя Бориса. Од., 1899; Цонев Б. Опис на ръкописите и старопечатните книги на Народната б-ка в София. София, 1910. Т. 1. С. 187-198, 438-442; Киселков B. C. Бориловият Синодик като ист. извор // ИП. 1963. № 6. С. 66-73; Tončeva E. Die Neumentexte in der Palausow-Abschrift des Synodiks des Zaren Boril und ihre Stellung in der Geschichte der bulgarischen mittelalterlichen Musik // 1er Congrés international des études balkaniques et Sud-Est européenes. Resumés des communications. Ethnographie et artes. Sofia, 1966. P. 159-174; Петров С., Кодов Х. Старобългарски музикални паметници. София, 1973. С. 156-169; Ангелов Б. Ст. Бориловия синодик // Прослава на Велико Търново. София, 1978. с. 182-186; Dujčev I. Das Synodikon von Boril als Geschichts- und Literaturdenkmal // Palaeobulgarica. 1980. N 2. S. 8-17; KME. T. 1. C. 375; СтБЛ. С. 66; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbian (865-1459). Мünch., 2000. S. 126, 247-250 [Библиогр.].
А. А. Турилов, С. И. Никитин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.