- БРАХМАН
[санскр. ], в большинстве направлений инд. религиозно-философской мысли обозначает высший принцип мироздания, безличную абсолютную реальность.
По своему происхождению слово «Б.» (ср. рода, образованное от корня брих - расти, расширяться) связано, по-видимому, с мифологемой Мирового древа и его обрядовой структурой. Древнейшие значения - сакральная формула, священное слово и магическая сила - отражены в текстах Вед. Как высший космический принцип Б. впервые выступает в Атхарваведе. Детальную разработку получает в Упанишадах, где Б. характеризуется как высшее объективное и запредельное начало, произведшее мир со всеми его формами и явлениями, включая богов, в результате «оплотнения» или «огрубления» нек-рой своей части. Б. недоступен рациональному постижению и потому в Упанишадах определяется только апофатически как «невидимое, непроявленное, непознаваемое, невоплощенное», т. е., согласно одному из «великих речений» Упанишад, как «не то, не то». Приобщение к Б., божественной основе вселенной, является преодолением смерти, выходом в вечность из мира мучительных перерождений. Это становится возможным благодаря связи между Б. и Атманом - глубинным, трансцендентным «Я» индивидуума. Путь освобождения (мокша) понимается как выявление человеком в себе Атмана, затем происходит реализация в сознании еще одного из «великих речений» Упанишад: «Всё есть Брахман и Брахман есть Атман». В теистической концепции Бхагавадгиты Б. ассоциируется с богом Кришной, но в большинстве случаев речь идет о его тождестве с низшей природой Кришны (пракрити). В шиваитской Шветашватара-упанишаде Б. тоже оказывается подчинен божественной личности (в данном случае Рудре-Шиве). В систематизированном философом Шанкарой учении монистической веданты (адвайта-веданты) безличный и бескачественный Абсолют (ниргуна-Б.) занимает высшее положение по отношению к богу, понимаемому как «окачествленный» Б. (сагуна Б.). В адвайта-веданте, к-рая является наиболее распространенной из систем индуистской религ. философии, Б. выступает в качестве единственной подлинной реальности, видимый же мир рассматривается как иллюзия.
Лит.: Топоров В. Н. О брахмане: К истокам концепции // Проблемы истории языков и культуры народов Индии. М., 1974. С. 20-74.
Я. В. Васильков
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.