- БРАХМАНЫ
[санскр. ], высшая варна (сословие) древнеинд. общества, куда входят духовенство и жрецы. Существовали также варны кшатриев (знатных воинов) и вайшья - рядовых общинников (скотоводы, земледельцы, торговцы). К трехчленной структуре, унаследованной от индоевроп. прошлого, в Индии добавилось 4-е, низшее сословие - шудры, к-рые не допускались к ведийскому знанию и участию в обрядах, т. е. находились за пределами общества ариев («благородных»).
В областях распространения ведийской культуры Б. реформировали древнюю систему архаического ритуала и добились монополии на совершение общественных обрядов, оказывая ритуальные услуги 2 арийским варнам, прежде всего совершая сложные «торжественные» обряды - шраута для царей и др. богатых заказчиков. За исполнение обрядов Б. получали богатые дары и считались единственной варной, члены к-рой могли принимать приношения, не оскверняясь передаваемым с ними грехом. Б. не пользовались влиянием в тех раннеинд. гос-вах, где власть принадлежала союзам воинской знати (ганы и сангхи), но играли большую роль во владениях наследственных царей-кшатриев. Деятельность царя обычно направлял его родовой жрец-брахман (пурохита), в его обязанность входило умение применить к политике и общественным делам закон (дхарма). Однако мн. придворные Б.- министры и советники - были не слишком разборчивы в средствах к достижению гос. и личных целей (см., напр., трактат о «науке политики» «Артхашастру»).
Первоначально важным занятием Б. было распространение ведийского знания и передача его ученикам. Со временем именно члены этого сословия стали специалистами по развившимся на основе ведийского знания различным областям традиц. науки (в их числе были даже учителя военного дела). В ср. века Б., подобно др. варнам, разделились на большое количество каст (джати) - эндогамных групп, объединенных общностью происхождения, религ. практикой, традиц. занятиями и обычаями. К тому времени определенная часть Б. обосновалась в индуистских «святых местах», где они добывали средства к существованию, совершая обряды для многочисленных паломников, нек-рые, еще в древности получив от царей в дар земли и деревни, превратились в землевладельцев. При брит. колониальном правлении доля Б. на адм. должностях неск. сократилась за счет др. каст (в частности, касты писцов - каястха), но за годы независимости представители этого сословия вновь заняли большую часть постов. В наст. время в варну Б. входит не более 6% населения Индии, тем не менее они повсеместно действуют как жрецы и составляют подавляющее большинство в рядах политических деятелей, интеллигенции и чиновников.
Лит.: Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С. 147-151; Upadhyay G. P. Brahmanas in Ancient India: A Study in the role of the Brahmana class from c. 200 BC to c. AD 500. New Delhi, 1979; Gupta C. The Brahmanas in India: A Study based on Inscriptions. Delhi, 1983; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М.,1985. С. 165-171; Алаев Л. Брахманы // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 82-83.
Я. В. Васильков
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.