- АБСОЛЮТНОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ
[греч. ἀπολύτως χειροτονεῖν, лат. ordinatio absoluta], рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица. Древнее церковное право соединяло акт посвящения с юридическим актом определения на должность. Χειροτονία или προχείρησις подчеркивали прежде всего момент юридический, слово же χειροθεσία означало собственно посвящение через возложение рук, в дальнейшем оно стало употребляться применительно к посвящению в низшие степени (подробнее см. Хиротесия и Хиротония). Халкид. Собор в 6-м прав. признал недействительным А. р.: «Решительно никого, ни в пресвитера, ни во диакона, нижè в какую степень церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму. О рукополагаемых же без точного назначения святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившего их». Это запрещение основывается на том, что духовная власть, получаемая через рукоположение, должна постоянно проявляться в активном служении рукоположенного в той церкви, в к-рую он назначен. Однако 6-е прав. Халкид. Собора не упоминает об абсолютных епископских хиротониях, запрещая А. р. членам клира от пресвитера и ниже; объясняется это тем, что еще ранее Анкир. Собор 18-м прав. и Антиох. Собор 17-м и 18-м прав. дали установления относительно А. р. епископов: «Аще которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступати, и поставленных тамо утесняти, и воздвигати противу их возмущения: таковых отлучати от общения церковного. Аще же восхотят с пресвитерами сидети, где прежде были пресвитерами: не отъимати от них сея чести. Аще же будут воздвигати смятения противу поставленных тамо епископов: лишати их и пресвитерския чести, и быти им отрешенным» (Анкир. 18, см. также I Всел. 8). Правило не лишает епископа достоинства, оно предоставляет ему возможность пользоваться честью, равною с пресвитерами, за неимением более высокой должности (ср. Халкид. 29). Если не по своей вине, а по причине, «от него не зависящей», окажется епископ без места служения, «таковый да участвует и в чести, и служении епископом, токмо нимало не вмешиваяся в дела церкви, где пребывает, и да ожидает, что определит о нем совершенный Собор тоя области, по представлении в оный дела» (Антиох. 18). Нарушения этого установления на Востоке фиксируются в новелле Алексея I Комнина 1107 г.: при софийской церкви было много клириков, не получавших никакого содержания и ожидавших должности. Иоанн Зонара в толковании на 6-е халкид. прав. говорит, что в древности не только архиереи рукополагались во епископа определенного города, но и проч. клирики прямо были наименованы как священники, диаконы и проч. такой-то церкви, а «ныне [XII в.] это совсем оставлено» (...).
Поставление епископов без назначения явно противоречит самому понятию епископского служения, но тем не менее в Византии были епископы, к-рые по разным причинам не занимали кафедр и не попадали под действие 6-го прав. Халкид. Собора; они получили название «праздных епископов». Их количество увеличилось после Трул. Собора, к-рый 37-м прав. узаконил практику назначения епископов в места, занятые неприятелем. Собор признал за этими епископами права действительных епископов, включая право поставления клириков: «...да тако рукоположенные и, по вышеизложенной причине, на свои престолы не вступившие, не подлежат за сие предосуждению: почему и рукоположения в разные степени клира, по правилам, да совершают, и преимуществом председания, сообразно своему пределу, да пользуются, и всякое происходящее от них начальственное действие да будет признаваемо твердым и законным. Ибо нуждою времени и препятствиями в соблюдении точности не должны стесняемы быти пределы управления». По мере того как уменьшались пределы Византийской империи, количество «праздных епископов» все более возрастало. К примеру, известный визант. канонист Ф. Вальсамон, будучи поставлен Антиохийским Патриархом, проживал в К-поле.
В рус. правосл. церковном праве необходимо различались два момента: сообщение рукополагаемому духовной способности и юридическое определение его на должность. В церковной практике бывало, что между этими моментами проходило неск. лет. Так, в России в допетровские времена практика посвящения «сверх меры» нередко приводила к тому, что, «хотя не ставятся священницы и диаконы просто, однако ж многия ставятся к единой церкви свыше потребы и многия, оставив свою церковь, к которой поставлены были, волочатся семо и овамо, что тоеж есть с первым». Посвящаемый назначался на определенную должность, но мог уйти сам или быть уволенным прихожанами, поэтому Регламент утверждает: «Такового безчиния дабы впредь не было, должни суть мирския лица не принимать таковых попов и диаконов ни к которому церковному служению, а епископи долженствуют не ставить свыше потребы» (Духовный регламент. Ч. 3. [Гл.] Приб. о правилах причта... 23).
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, «епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси» (Х, 7); «епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения...» (Х, 2). Определение на должность и посвящение в духовный сан в наст. время отстоят друг от друга на неск. дней (но, бывает, и месяцев). Сложившаяся практика такова: хиротонии во епископа предшествует определение Свящ. Синода, а затем «наречение», т. е. объявление во время богослужения воли священноначалия об определении ставленника на епископскую кафедру. Остальным степеням священства предшествует выдаваемый указ об определении на должность клирика, так что посвящение совершается над лицом, к-рому указано определенное место служения (это правило существовало даже в годы гонений в советское время).
А. р. пресвитеров, диаконов и епископов распространилось в Римско-католической Церкви в ср. века. Ординация (ordinatio) и консекрация (consecratio - посвящение во епископа) в католич. праве представлены как акт чисто сакраментальный, сообщающий лишь духовную способность (причем эта способность неизгладима - character indelebilis), должность же предоставляется посвященному юридическим актом - законным поручением (missio legitima). А. р. епископов допускалось с фикцией in partibus infidelium - в еп-ства, к-рые со временем образуются в странах нехрист. Действующее в католич. Церкви каноническое право утверждает, что «каждый клирик должен быть инкардинирован [приписан] в одну из отдельных Церквей или персональных Прелатур, либо в один из институтов посвященной жизни или в общество, наделенное теми же полномочиями, чтобы ни в коем случае не допускалось существования неподначальных или бродячих клириков» (CIC can. 265), и вместе с тем ординация по устоявшейся традиции рассматривается в католич. каноническом праве как акт, сообщающий духовную способность и правомочие рукополагаемому без связи для него с определенным местом служения или должностью (CIC can. 967. § 1).
Лит.: Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1; Суворов Н. Учебник церковного права. М., 19125. С. 333-337; Устав РПЦ, 2000.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.