БУДНЫЙ

БУДНЫЙ

Катехизис. Несвиж, 1562 (РГБ. Л. 1)

Катехизис. Несвиж, 1562 (РГБ. Л. 1)


Катехизис. Несвиж, 1562 (РГБ. Л. 1)

[польск. Budny] Симон [белорус. Сымон; польск. Шимон] (ок. 1530, дер. Буды, Мазовия - 13.01.1593, мест. Вишнев (Вишнево), близ Молодечно), западнорус. протестант. проповедник, переводчик и комментатор Библии; публицист, поэт.

В 1544 г. поступил на фак-т свободных искусств Краковского ун-та, затем продолжил образование на богословском фак-те Базельского протестантского ун-та. В 1558 г. по приглашению кн. Николая Радзивилла Чёрного приехал в Вильно и занял должность вероучителя с обязательством 3 раза в неделю преподавать основы кальвинизма. В 1560 г. назначен пастором евангелическо-реформатской церкви в Клецке. При финансовой поддержке единоверца канцлера Великого княжества Литовского Евстафия Воловича совместно с М. Кавечинским и Л. Крышковским основал в Несвиже типографию, в к-рой в 1562 г. был напечатан на старобелорус. языке протестант. Катехизис. Из этой же типографии вышло не сохранившееся до наст. времени соч. «Об оправдании грешного человека перед Богом». В 1563-1564 гг. Б. вел переписку со старцем Артемием, в 1554-1555 гг. бежавшим из Соловецкого мон-ря и проживавшим в Слуцке у правосл. кн. Юрия II Олельковича, был лично знаком с московскими первопечатниками Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем, о чем писал в предисловии к изданию НЗ (1574).

В письме протестант. теологу Г. Буллингеру от 14(18) апр. 1563 г. впервые подверг рационалистической критике католич. и протестант. учение о Св. Троице, одобряя при этом неприятие правосл. Церковью filioque. В результате раскола в польск. и белорусско-литов. евангелическо-реформатском движении примкнул к антитринитариям (литов. братьям), став одним из их лидеров и богословских авторитетов. Б. активно участвовал в работе «арианских» синодов, религиозно-богословских и социально-политических дискуссиях. Живя в Холхло и Заславле (под Минском), большую часть времени он уделял переводу на польск. язык и критическому исследованию Библии. В поисках аутентичного текста изучал и сравнивал между собой варианты библейских книг на евр., греч., лат., церковнослав., чеш., нем., франц., белорус. (Библия Скорины) языках. Полный текст Библии, подготовленный Б., был напечатан в 1572 г., но он отказался его признать, поскольку издатели не поместили его предисловия и комментариев к НЗ, а также существенно изменили его перевод. В 1573 г. Б. получил предложение от магната-социнианина Я. Кишки занять должность пастора в Лоске. В его полное распоряжение была отдана местная типография, где в 1574 г. был напечатан НЗ с предисловием и комментариями Б. С целью пропаганды своего взгляда на Св. Троицу и природу Иисуса Христа в Зап. Европе Б. издал в лосской типографии книги на лат. языке «О двух природах Христа», «По поводу аргументов Зимлера», «Краткое доказательство того, что Иисус Христос не является таким же Богом как Отец» и др. В 1576 г. там же вышло его основное соч. «О важнейших положениях христианской веры», написанное на польск. языке, в к-ром отвергалось учение о Св. Троице и о сверхъестественном происхождении Иисуса Христа. В том же году в переводе Б. вышла книга франц. публициста Ф. Готмана, осуждавшего события Варфоломеевской ночи, «О фуриях, или Французских безумствах». В трактате «О светской власти» (Лоск, 1583) Б. защищал от нападок радикальных реформаторов-анархистов (М. Чеховица и др.) принципы государственности, собственности, сословного общества, настаивал на необходимости конфессиональной терпимости. В 1584 г. Б. был исключен из общины литов. братьев за несогласие с тяготевшим к радикализму руководством, однако вскоре вынужден был пойти на компромисс, о чем свидетельствует подготовленная им в 1589 г. 2-я редакция НЗ.

Последние годы жизни он провел в Вишневе, где умер и похоронен. Б. являлся одним из предшественников протестант. рационализма, его взгляды критиковал Н. А. Бердяев в работе «Философия свободы».

Соч.: Катихисис то ест наука стародавная христианьская от светого писма для простых людей языка руского в пытаниях и отказех собрана. Несвиж, 1562; Из предисловия к переводу Нового Завета. Приписки к переводу Нового Завета. Приписки к переводу некоторых мест Нового Завета. Из письма к Фоксу // Из истории филос. и общественно-полит. мысли Белоруссии: Избр. произв. XVI - нач. XIX в. Минск, 1962; Цукерман А. Я., Падокшын С. А. Помнiк эпохi i Рэфармацыi i Адраджэння: [Письма С. Будного к Г. Буллингеру] // Becцi АН БССР, Сер. грамад. навук. 1978. № 5; Simon Budny an Heinrich Bullinger // Der Briefwechsel der Schweizer mit den Polen / Von T. Wotschke. Lpz., 1908; Dedykacya, przedmowa i przypiski do przekładu Nowego Testamentu z v. 1574 // Merczyny H. Szymon Budny jako krytyk tekstówe biblijnych. Kraków, 1913; O wzędzie miecza używającym / Wyd. S. Kot. Warsz., 1932; O przedniejszych wiary chrystyjańskiej artykulech. Warsz.; Łodz, 1989.

Лит.: Kot S. Szymon Budny: Der grösste Häretiker Litauens im 16. Jh. // Festschr. f. H. F. Schmid. Graz; Köln, 1956; Порецкий Я. И. Симон Будный - передовой белорус. мыслитель XVI в. Минск, 1961; Парэцкi Я. I. Сымон Будны. Минск, 1975; Подокшин С. А. Реформация и обществ. мысль Белоруссии и Литвы (2-я пол. XVI-XVII в.). Минск, 1970; он же. Скорина и Будный: Очерк филос. взглядов. Минск, 1974; он же. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларуси: Ад Францыска Скарыны да Сiмяона Полацкага. Минск, 1990; Саверчанка I. B. Сымон Будны: Гуманicт i рэфарматар. Минск, 1993.

С. А. Подокшин


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БУДНЫЙ" в других словарях:

  • Будный — Будный, Симон Симон Будный Сымон Будны Дата рождения: январь 1530 Дата смерти: 13&# …   Википедия

  • БУДНЫЙ — • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 нач. 17 вв.) белорусский гуманист, писатель, переводчик античных авторов. Окончил Кенигсбергский протестантский университет. Жил при дворах белорусских магнатов (Ф. Скумина, А. Хрептовича), служил экономом у Николая… …   Новейший философский словарь

  • БУДНЫЙ — Симон (р. в сер. 30 х гг. 16 в. – ум. ок. 1593) – идеолог реформации и гуманизма в Польше, Белоруссии и Литве. Образование получил в Краковской академии. Примыкая к кальвинизму, издал в 1562 в Несвиже Катехизис для простых людей языка русского и… …   Философская энциклопедия

  • будный — прил., кол во синонимов: 2 • поташный (2) • селитряный (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • БУДНЫЙ — Симон [1530(?), дер. Буды в Мазовии, Польша, 13.1.1593, с. Вишнёвое, ныне в Минской обл.], белорус, просветитель, идеолог реформац. движения в Вел. княжестве Литовском (кальвинизма, позднее социнианства). Образование получил в Ягеллонском… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • БУДНЫЙ — Симон (30 е гг. 16 в. 13.I.1593) видный деятель польск. и белорус. культуры 16 в., активный участник реформац. гуманистич. движения в Белоруссии, Польше и Литве. Происходил, видимо, из среды мазовских или зап. рус. мелких дворян. Окончил… …   Советская историческая энциклопедия

  • Будный —         Симон (1530, деревня Буды в Мазовии, Польша, 13.1.1593), деятель белорусской культуры, гуманист, активный деятель религиозно национального движения в Литве и Белоруссии, попавших под власть Польши. Происходил, видимо, из среды мазовских… …   Большая советская энциклопедия

  • БУДНЫЙ — Ян Андреевичь Будный, писарь пинский. 1678. Арх. Сб. VI, 353 …   Биографический словарь

  • Будный Симон — (1530, деревня Буды в Мазовии, Польша, ≈ 13.1.1593), деятель белорусской культуры, гуманист, активный деятель религиозно национального движения в Литве и Белоруссии, попавших под власть Польши. Происходил, видимо, из среды мазовских или… …   Большая советская энциклопедия

  • БУДНЫЙ Симон — (ок. 1530 93) один из руководителей реформационного движения в Белоруссии и Литве. Организатор типографии в Несвиже, где издал на белорусском языке Катехизис (1562) и другие книги …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»