- БУДНЫЙ
Катехизис. Несвиж, 1562 (РГБ. Л. 1)
Катехизис. Несвиж, 1562 (РГБ. Л. 1) [польск. Budny] Симон [белорус. Сымон; польск. Шимон] (ок. 1530, дер. Буды, Мазовия - 13.01.1593, мест. Вишнев (Вишнево), близ Молодечно), западнорус. протестант. проповедник, переводчик и комментатор Библии; публицист, поэт.В 1544 г. поступил на фак-т свободных искусств Краковского ун-та, затем продолжил образование на богословском фак-те Базельского протестантского ун-та. В 1558 г. по приглашению кн. Николая Радзивилла Чёрного приехал в Вильно и занял должность вероучителя с обязательством 3 раза в неделю преподавать основы кальвинизма. В 1560 г. назначен пастором евангелическо-реформатской церкви в Клецке. При финансовой поддержке единоверца канцлера Великого княжества Литовского Евстафия Воловича совместно с М. Кавечинским и Л. Крышковским основал в Несвиже типографию, в к-рой в 1562 г. был напечатан на старобелорус. языке протестант. Катехизис. Из этой же типографии вышло не сохранившееся до наст. времени соч. «Об оправдании грешного человека перед Богом». В 1563-1564 гг. Б. вел переписку со старцем Артемием, в 1554-1555 гг. бежавшим из Соловецкого мон-ря и проживавшим в Слуцке у правосл. кн. Юрия II Олельковича, был лично знаком с московскими первопечатниками Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем, о чем писал в предисловии к изданию НЗ (1574).
В письме протестант. теологу Г. Буллингеру от 14(18) апр. 1563 г. впервые подверг рационалистической критике католич. и протестант. учение о Св. Троице, одобряя при этом неприятие правосл. Церковью filioque. В результате раскола в польск. и белорусско-литов. евангелическо-реформатском движении примкнул к антитринитариям (литов. братьям), став одним из их лидеров и богословских авторитетов. Б. активно участвовал в работе «арианских» синодов, религиозно-богословских и социально-политических дискуссиях. Живя в Холхло и Заславле (под Минском), большую часть времени он уделял переводу на польск. язык и критическому исследованию Библии. В поисках аутентичного текста изучал и сравнивал между собой варианты библейских книг на евр., греч., лат., церковнослав., чеш., нем., франц., белорус. (Библия Скорины) языках. Полный текст Библии, подготовленный Б., был напечатан в 1572 г., но он отказался его признать, поскольку издатели не поместили его предисловия и комментариев к НЗ, а также существенно изменили его перевод. В 1573 г. Б. получил предложение от магната-социнианина Я. Кишки занять должность пастора в Лоске. В его полное распоряжение была отдана местная типография, где в 1574 г. был напечатан НЗ с предисловием и комментариями Б. С целью пропаганды своего взгляда на Св. Троицу и природу Иисуса Христа в Зап. Европе Б. издал в лосской типографии книги на лат. языке «О двух природах Христа», «По поводу аргументов Зимлера», «Краткое доказательство того, что Иисус Христос не является таким же Богом как Отец» и др. В 1576 г. там же вышло его основное соч. «О важнейших положениях христианской веры», написанное на польск. языке, в к-ром отвергалось учение о Св. Троице и о сверхъестественном происхождении Иисуса Христа. В том же году в переводе Б. вышла книга франц. публициста Ф. Готмана, осуждавшего события Варфоломеевской ночи, «О фуриях, или Французских безумствах». В трактате «О светской власти» (Лоск, 1583) Б. защищал от нападок радикальных реформаторов-анархистов (М. Чеховица и др.) принципы государственности, собственности, сословного общества, настаивал на необходимости конфессиональной терпимости. В 1584 г. Б. был исключен из общины литов. братьев за несогласие с тяготевшим к радикализму руководством, однако вскоре вынужден был пойти на компромисс, о чем свидетельствует подготовленная им в 1589 г. 2-я редакция НЗ.
Последние годы жизни он провел в Вишневе, где умер и похоронен. Б. являлся одним из предшественников протестант. рационализма, его взгляды критиковал Н. А. Бердяев в работе «Философия свободы».
Соч.: Катихисис то ест наука стародавная христианьская от светого писма для простых людей языка руского в пытаниях и отказех собрана. Несвиж, 1562; Из предисловия к переводу Нового Завета. Приписки к переводу Нового Завета. Приписки к переводу некоторых мест Нового Завета. Из письма к Фоксу // Из истории филос. и общественно-полит. мысли Белоруссии: Избр. произв. XVI - нач. XIX в. Минск, 1962; Цукерман А. Я., Падокшын С. А. Помнiк эпохi i Рэфармацыi i Адраджэння: [Письма С. Будного к Г. Буллингеру] // Becцi АН БССР, Сер. грамад. навук. 1978. № 5; Simon Budny an Heinrich Bullinger // Der Briefwechsel der Schweizer mit den Polen / Von T. Wotschke. Lpz., 1908; Dedykacya, przedmowa i przypiski do przekładu Nowego Testamentu z v. 1574 // Merczyny H. Szymon Budny jako krytyk tekstówe biblijnych. Kraków, 1913; O wzędzie miecza używającym / Wyd. S. Kot. Warsz., 1932; O przedniejszych wiary chrystyjańskiej artykulech. Warsz.; Łodz, 1989.
Лит.: Kot S. Szymon Budny: Der grösste Häretiker Litauens im 16. Jh. // Festschr. f. H. F. Schmid. Graz; Köln, 1956; Порецкий Я. И. Симон Будный - передовой белорус. мыслитель XVI в. Минск, 1961; Парэцкi Я. I. Сымон Будны. Минск, 1975; Подокшин С. А. Реформация и обществ. мысль Белоруссии и Литвы (2-я пол. XVI-XVII в.). Минск, 1970; он же. Скорина и Будный: Очерк филос. взглядов. Минск, 1974; он же. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларуси: Ад Францыска Скарыны да Сiмяона Полацкага. Минск, 1990; Саверчанка I. B. Сымон Будны: Гуманicт i рэфарматар. Минск, 1993.
С. А. Подокшин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.