- БУЛГАКОВ
А. И. Булгаков. Фотография. Нач. ХХ в.
А. И. Булгаков. Фотография. Нач. ХХ в. Афанасий Иванович (17.04.1859, Орёл - 14.03.1907, Киев), богослов, церковный историк. Отец писателя М. А. Булгакова. Из семьи священника. Окончил Орловское ДУ (1876), затем Орловскую ДС (1881), в 1881-1885 гг. учился в КДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия. С 1885 г. преподавал греч. язык в Новочеркасском ДУ. В 1887 г. в КДА защитил магист. дис. «Очерки истории методизма», затем преподавал в академии в звании доцента, с янв. 1889 г. заведующий кафедрой истории и разбора зап. исповеданий, с марта 1902 г. экстраординарный профессор, с февр. 1907 г. ординарный профессор. С 1892 г. одновременно исполнял обязанности цензора в Киевском духовном цензурном комитете. В дек. 1906 г. Б. был удостоен степени д-ра богословия за сочинения «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви». Б. являлся активным деятелем Киевского религиозно-просветительского об-ва. Похоронен на киевском Байковом кладбище.Большинство исследований Б. посвящено истории зап. христианства. «Очерки истории методизма» являются первым в России подробным исследованием этой разновидности протестантизма, рассмотренной в ее англ. (уэслианском) и амер. (епископальном) вариантах. Особое внимание Б. уделял религ. направлениям, склонным, по его мнению, к восстановлению церковного единства. В кн. «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» ученый, проанализировав богослужебную практику старокатоликов и христиано-католиков (Христиано-католическая Церковь - разновидность старокатоличества в Швейцарии с 1875), сделал вывод о том, что, несмотря на нек-рые изменения (в частности, использование национального языка вместо лат.), старокатолики и христианокатолики все же остались в рамках католич. богослужебной традиции и не сумели приблизиться к древнецерковной практике. В работах, посвященных Англиканской Церкви, ученый преимущественно исследовал проблему каноничности ее иерархии, однако окончательного решения этого вопроса не нашел. На основе Свящ. Писания и раннехрист. лит-ры Б. подробно описал церковное учение о священноначалии и благодатном даре священства, сближающее правосл. и англикан. Церкви.
Ряд трудов Б. посвятил совр. состоянию католицизма. В статьях «К вопросу о папской непогрешимости» и «Предположение о принятии еще одного нового догмата в римско-католическую догматику» ученый выступил с критикой католич. догматических нововведений, к-рые еще больше отдалили католич. Церковь от правосл. Статьи Б. «Католичество в Англии» (1893) и «Римский католицизм во Франции в последнее время» (1905) посвящены истории XIX в., когда католицизм в борьбе с протестантизмом и гос. властью утрачивал свое влияние в Англии и Франции. Др. исследования Б., публиковавшиеся преимущественно в «Трудах Киевской духовной академии», были связаны с актуальными и малоизученными богословскими вопросами.
Соч.: Очерки истории методизма. К., 1886-1887. 2 вып.; Общее собр. англиканских епископов в 1888 г. в июле месяце // ТКДА. 1889. № 1; Страница из истории совр. ритуализма // Там же. 1890. № 6; И. фон Деллингер, глава старокатолического движения // Там же. 1890. № 7; Баптизм // Там же. 1890. № 10-11; Безбрачие духовенства: Ист.-полемич. очерк. К., 1891; О молоканстве. К., 1891; К вопросу о папской непогрешимости // ТКДА. 1892. № 3; Католичество в Англии // Там же. 1893. № 2; Когда нужно креститься (против перекрещенцев). К., 1893; Четырехсотлетие Новой истории. К., 1893; Стремления англикан к восстановлению древневселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет. К., 1894; Мормонство // ТКДА. 1896. № 2; Новые религиозные преобразования в Англии в XIX в. К., 1897; К вопросу об англиканской иерархии. К., 1898; Значение Церкви Христовой в жизни человечества: Речь в Религ.-просветительском обществе. К., 1899; О религ. образовании в Северо-Американских Соединенных Штатах. К., 1900; Старокатолическое и христианско-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению. К., 1901; Церковь и ее отношение к прогрессу. К., 1903; Предположение о принятии еще одного нового догмата в римско-католическую догматику // ТКДА. 1903. № 10; Современное франк-масонство в его отношении к Церкви и государству // Там же. 1903. № 12; О просвещении народов. К., 1904; О свободе человека христианина. К., 1905; Римский католицизм во Франции в последнее время // ХЧ. 1905. № 1, 10-11; Французское духовенство во Франции в конце XVIII в. во время революции // ТКДА. 1905. № 5; О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви. К., 1906. Вып. 1.
Лит.: ПБЭ. Т. 2. Стб. 1183-1184; Рыбинский В. П. А. И. Булгаков: [Некролог] // ТКДА. 1907. Кн. 5. С. 132.
О. Т. Ермишин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.