ВАЙШЕШИКА

ВАЙШЕШИКА

[санскр.  , от   - особенное, отличное], инд. философская школа, одна из 6 ортодоксальных даршан. Признавая авторитет Вед, В. развивает свои доктрины на независимых основаниях. Наиболее известна своей системой категорий (падартха) и учением об атомах.

Основополагающий текст «Вайшешика-сутры» (ранние части - ок. I в. по Р. Х.) - собрание афоризмов в 10 книгах, приписываемых легендарному мудрецу Канаде (или Канабхудже - санскр. поедающий зерна/атомы), за к-рым следовал ряд комментариев и трактатов. Одно из ранних изложений оригинального учения В. содержится в соч. Чандрамати (V в.) «Даша-пада-артха-шастра» (Наука 10 категорий), сохранившемся в кит. переводе. Систематическое изложение, к-рое в дальнейшем стало считаться классической доктриной В., принадлежит Прашастападе (ок. VI в.), автору «Пада-артха-дхарма-санграхи» (Собрание характеристик категорий).

Согласно учению В., все, что есть во вселенной, можно свести к 6 категориям: субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карман), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (самавая). Позднее к ним добавляется 7-я - небытие (абхава). Категории реально существуют; они познаваемы и именуемы. Видимая вселенная образуется комбинацией 4 типов вечных субстанций-атомов (земли, воды, огня и ветра) и 5 всепроникающих субстанций (эфир (акаша), направление-место (дик), время (кала), индивидуальная духовная субстанция (атман) и внутренний орган, координатор чувственных способностей (манас)). Качества сложных вещей образуются соединением качеств вечных субстанций, видимые движения - дискретными актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространственными точками. Категория саманья («общее») содержит универсалию бытия (сатта) и универсалии «среднего звена», воспринимаемые вместе с вещами (напр., «субстанциальность», «земляность», «горшечность»); категория вишеша («особенное») - конечные различающие факторы (антья-вишеша). Последняя категория - присущность (самавая), устанавливая фундаментальную связь между 5 вышеперечисленными категориями, позволяет воспринимать объект как единое целое. Вводя категорию присущности, В. постулирует инаковость целого по отношению к сумме его частей и тем самым полемизирует с буддийской концепцией нереальности целого.

Особенность онтологии В.- в бесконечном разнообразии первичных субстанций, атомов, отсюда происходит и название школы (вишеша - различие). Помимо атомов материальных стихий (бхуты) в В. выделялись «атомы» пространства (пространственные точки - прадеша), времени (моменты - кшана), движения - соединение и разъединение движущегося тела с точками пространства и др. Однако атомизм В. значительно отличался от буддийской теории абсолютно дискретных элементов - дхарм. В противоположность буддийским дхармам атомы В. неизменны и самотождественны в пространстве и времени, к-рые, хотя делятся в практических целях на точки и мгновения, в действительности представляют собой неизменные субстанции.

Согласно антропологии В., тело человека состоит только из атомов земли, органы чувств - из атомов соответствующих стихий (зрение - из атомов огня, вкус - из атомов воды, обоняние - из атомов земли, осязание - из атомов ветра, слух - из части акаши). Основной действующий орган психики - манас, согласно учению В., является атомом, поэтому психическая жизнь индивида понимается как последовательность атомарных процессов. В отличие от школ веданты сознание в В. является не сущностью атмана, а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, атман становится бессознательным (оппоненты В. уподобляли его куску камня). Разработанная в В. концепция освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось исключительно как избавление от страданий) напоминала буддийскую нирвану.

В. периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. Появление последней у Прашастапады ознаменовано введением Ишвары (Господа) в роли божественного зодчего. Последующие авторы приложили много усилий для развития теистической доктрины В.

С самого раннего периода своего развития В. была близка др. рационалистической философской системе - ньяя, с к-рой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-вайшешика, ставшую главным оппонентом буддизма в философском дискурсе со стороны индуистской ортодоксии.

Ист.: The Vaiseşika Sûtras of Kanâda: With the Comment. of Sankaramisra and Extracts from the Gloss of Jayanarayanna; with Notes from the Comment. of Candrakanta. Allahabad, 1911; Vaiseşika Sûtras: With the Comment. of Candrananda / Ed. Jambuvijaya. Baroda, 1961; Word Index to the Prasastapаdabhаşya: A Compl. Word Index to the Print. Ed. of the Prasastapаda / Ed. by J. Bronkhorst, Y. Ramseier. Delhi, 1994; Прашастапада. Собрание характеристик категорий с коммент. Шридхары «Древо метода» / Изд. подгот. В. Г. Лысенко. М. (в печати).

Лит.: Гостеева Е. И. Философия вайшешика. Ташкент, 1963; Indian Metaphysics and Epistemology: The Tradition of The Nyâa-Vaiseşika up to Gangeşa / Ed. by K. H. Potter. Princeton, 1977. (Encyclopedia of Indian Philosophies); Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: Атомизм школы вайшешика. М., 1986; она же. Универсум вайшешики. М., 2003; Halbfass W. On Being and What There Is: Classical Vaiseşika and the History of Indian Ontology. Albany, 1992.

В. Г. Лысенко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ВАЙШЕШИКА" в других словарях:

  • ВАЙШЕШИКА —         (санскр., от вишеша различие, особенность), др. инд. филос. школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к нъяе, с которой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает,… …   Философская энциклопедия

  • Вайшешика — (санскр. вишеша – ерекшелік, айырмашылық) – үнді философиясының классикалық кезеңіндегі индуистік философиялық мектеп, алты даршаналардың (І мыңжылдықтың ортасына қарай Үндіде қалыптасқан философиялық мектептердің) бірі. Мектептің бұлай аталуына… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ВАЙШЕШИКА — ВАЙШЕШИКА, одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем древнеиндийской философии. Основателем считается Канада (после 3 века до нашей эры). В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. Считала …   Современная энциклопедия

  • ВАЙШЕШИКА — одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В атомистической концепции вайшешики, в отличие от… …   Большой Энциклопедический словарь

  • вайшешика — сущ., кол во синонимов: 1 • школа (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Вайшешика — ВАЙШЕШИКА, одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем древнеиндийской философии. Основателем считается Канада (после 3 века до нашей эры). В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. Считала …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Вайшешика — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Вайшешика — (от санскр. вишеша особенный, отличный)         одна из шести ортодоксальных индуистских систем древнеиндийской философии. По традиции, основоположником В. считается Канада, которому приписывается создание основного произведения этой системы… …   Большая советская энциклопедия

  • ВАЙШЕШИКА —         (от вишеша , т. е. философия различий) одна из ортодоксальных даршан, близко связанная с нъяей. В лит ре школы древние Вайшешика сутры имеют меньшее значение сравнительно с трудом Прашастапады (IV V вв.) Падартхадхармасанграха , т. е.… …   Словарь индуизма

  • вайшешика — одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В атомистической концепции вайшешики, в отличие от… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»