- ВАНАПРАСТХА
[араньяваси, ванаваси, ванастхайи; санскр. - ушедший в лес], в инд. социально-религ. системе 4 ступеней биографического цикла (варнашрамадхарма) наименование человека, живущего в лесном отшельничестве (3-я ступень). Система разделения жизни на 4 ступени начала складываться в поздневедический период в текстах Упанишад (Чхандогья-упанишада. II 23.1; Джабала-упанишада. IV) и получила окончательное оформление в индуизме в лит-ре смрити.
Человек, достигший пожилого возраста, создавший семью и дождавшийся появления внуков - т. е. полностью реализовавший себя как домохозяин (грихастха - 2-я ступень),- должен был перейти к стадии В.: отрешиться от активной мирской жизни и удалиться в лес, чтобы предаваться религ. размышлениям и вести аскетический образ жизни. Инд. дидактическая лит-ра (дхармасутры Апастамбы, Васиштхи, Артхашастра Каутильи и законы Ману (VI 1-32)) строго регламентирует жизнь лесных подвижников: им предписывается употреблять в пищу лишь дикорастущие плоды, коренья и листья и не делать запасов продовольствия; они должны одеваться в грубую одежду - шкуры животных или древесную кору. Им не разрешается согреваться теплом очага в непогоду - они возжигают огонь только в ритуальных целях. Иные подвижники-В., уходя в лес, передают священный огонь на хранение сыновьям и становятся нирагнис (не имеющими огня), так что их ритуальная практика ограничивается омовениями и принесением бескровных растительных жертв (бали). Пребывание в стадии В. может длиться от 1 года до 12 лет. После завершения этой стадии человек, уже полностью отрекшись от мира, переходит в последнюю жизненную стадию - санньясу. Предпочтительным чтением для отшельнической стадии жизни считаются араньяки. Ряд авторитетных текстов индуизма допускает прохождение стадии В. только для брахманов; др. считают, что находиться в этой ашраме могут представители всех варн, кроме шудр. Большинством текстов не приветствуется участие женщин в ашраме В., однако в эпосе и литературе пуран часто упоминаются случаи, когда жены уходили в лесное отшельничество вслед за мужьями. Как правило, отшельники жили уединенно, но иногда они создавали объединения - ванапрастха-ганы.
Варнашрамадхарма, система 4 стадий биографического цикла, являлась идеальной моделью, и далеко не все воплощали ее в своей жизни до конца, но совсем немногие отваживались расстаться с мирской жизнью, удалившись в лес после принятия суровых обетов. Такие люди воспринимались местными жителями как религ. учителя и почитались как святые. Ин-т В. зафиксирован античными историками: Мегасфен в описании Индии времен походов Александра Македонского рассказывает об отшельниках-аскетах, называя их «лесными жителями» (῾υλόβιοι; Fragm. XLI).
Ист.: Законы Ману (Манавадхармашастра) / Пер. С. Д. Эльмановича, испр. Г. Ф. Ильиным. М., 19922; Упанишады / Пер. с санскр., исслед. и коммент. А. Я. Сыркина. М., 20002. С. 299-300, 663.
Лит.: Ancient India as Described by Megasthenaes and Arrian / Transl. and ed. by J. W. McCrindle. Calcutta, 1877, 19602; Winternitz M. Zur Lehre von den Asramas // Beitr. z. Literaturwissenschaft und Geistgeschichte Indiens: Festgabe H. Jacobi. Bonn, 1926. S. 215-227; Skurzak L. Études sur l'origine de l'ascetisme indien. Wrocław, 1948; Altekar A. S. The Asrama system // Prof. Ghurye Felicitation: Vol. Iss. under the Auspices of Ghurye 60th Birthday Celebr. Com. / Comp. K. Kapadia. Bombay, 1954. P. 183-194; Bhagat M. G. Ancient Indian Asceticism. New Delhi, 1976; Olivelle P. The Asrama system: the history and hermeneutics of a Religious institution. N. Y.; Oxf., 1993.
А. А. Сорокина
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.