АВВАКУМОВЩИНА

АВВАКУМОВЩИНА

[онуфриевщина], поповское старообрядческое согласие (см. Поповцы) кон. XVII - нач. XVIII в. Возникло в основанном ок. 1678 г. керженском скиту старца Онуфрия Орла, после того как Домница, вдова казненного 14 апр. 1682 г. в Пустозерске попа Лазаря, привезла архив пустозерских узников - протопопа Аввакума, Лазаря, Федора Иванова и Епифания - и когда здесь ок. 1685 г. поселился любимый ученик Аввакума инок Сергий (С. И. Крашенинников), принесший с собой сочинения протопопа, в к-рых содержалось одобрение самосожжений и ошибочные догматические построения Аввакума, изложенные им во время споров с Федором Ивановым (о разделении Св. Троицы, о Воплощении Бога не существом, а благодатью, о восстании Христа из мертвых до Воскресения и сошествии Его в ад душой и телом, о преложении Св. Даров на проскомидии и т. д.). Онуфрий и его последователи стали ревностными сторонниками этих «писаний», почитая их «паче Евангелия». Они также признавали священников только дониконовского поставления и придерживались суждения, что «не бывает опечаток и погрешностей в старых печатных книгах и не подобает их исправляти». С онуфриевским скитом были тесно связаны такие «зельные любители» аввакумовских сочинений, являвшиеся одновременно проповедниками и организаторами массовых самосожжений, как посадский человек из г. Романова Поликарп Петров, приходской свящ. из Пошехонского у. Симеон, крестьянин Пошехонского Корнильева мон-ря Семен Афанасьев, беглый вологодский подьячий Иван Коверин и др.

Учение и деятельность Онуфрия и его единомышленников вызвали осуждение др. старообрядцев, в т. ч. известных обличителей самосожжений - инока Евфросина, Мины и Галактиона Слепого. 19 авг. 1693 г. по инициативе пошехонского дворянина Ф. Я. Токмачева на Керженце, в дер. Зиновьево, состоялся старообрядческий собор, обвинивший последователей аввакумовских писем в ереси. В скиту Онуфрия, куда участники собора были приглашены для прений, между сторонами произошло резкое столкновение, Токмачев и его товарищи едва спаслись бегством. После этого распря на Керженце продолжалась еще 15 лет. В 1702, 1704, 1706 и 1708 гг. здесь по этому поводу проводились новые соборы, однако онуфриевцы не только не отказались от «несогласных писем», но и «паче начаша их любити, и веровати по ним, и за церковною службою прочитати». У них сложился культ Аввакума, стали создаваться его иконные изображения. Один из приятелей Онуфрия, Иерофей Андреев, написал в защиту «спорных писем» особое послание. Противники онуфриевцев группировались на Керженце вокруг скита старца Софонтия. Инок Сергий под напором неопровержимых доказательств признал заблуждения своего учителя. Перед смертью, в 1709 г., под страхом преследования отрекся от еретических писаний Аввакума и проклял их оказавшийся почти в одиночестве Онуфрий. В 1710 г. москвич Т. М. Лысенин написал о спорах на Керженце обширное сочинение.

Лит.: [Лысенин Т. М.] Сказание о распрях, происходивших на Керженце из-за Аввакумовых догматических писем // МДИР. 1887. Т. 8. С. XVII-XIX, 204-353; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. XXVIII-XXXIV, 216-237; он же. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909. С. 311-330; Малышев В. И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 382-401; Шашков А. Т. Пошехонский дворянин-старовер Ф. Я. Токмачев и споры конца XVII в. вокруг еретических писем протопопа Аввакума // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосиб., 1991. С. 105-112.

А.Т. Шашков


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АВВАКУМОВЩИНА" в других словарях:

  • аввакумовщина — абакумовщина, онуфриевщина; раскольники, раскольничий толк поповщины; неистовцы, изуверцы, самосожигатели, сократильщики, детогубцы; мученики, угодники Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • аввакумовщина —    Аввакумовщина раскольничий толк поповской секты, получивший свое начало от старца Онуфрия, одного из настоятелей Керженских скитов (Нижегородской губ.).    Этот старец случайно получил от другого старца Сергия некоторые догматические письма… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • АВВА — муж., церк. отец; | Создатель, Бог; | архимандрит, настоятель, игумен. Амма, духовная мать в монастыре. Аввакумовщина, абакумовщина, онуфриевщина жен., собир. раскольничий толк поповщины, который отличается мелочными кривотолками и обрядами; они… …   Толковый словарь Даля

  • Liste von russischen Glaubensgemeinschaften außerhalb der Russisch-Orthodoxen Kirche — Dies ist eine Liste von russischen Glaubensgemeinschaften außerhalb der Russisch Orthodoxen Kirche, das heißt von christlichen Glaubensgemeinschaften in Russland, die außerhalb offizieller kirchlicher Strukturen existieren, oder, falls… …   Deutsch Wikipedia

  • Рябиновцы — (также рябиновское согласие, рябиновский толк, рябиновщина)  старообрядческая секта (т. н. «согласие») беспоповцев, выделившаяся из течения самокрещенцев и отличающееся от остальных старообрядцев в основном тем, что его сторонники… …   Википедия

  • БАРХАТОВ Иван — Иван (2 я пол. XVII в.), крестьянин Исетского присуда Тюменского у., старообрядец, один из авторов «Сказки» крестьян дер. Мостовки, в к рой содержалось обоснование правомерности самосожжений. Обстоятельства составления «Сказки» были следующие: в… …   Православная энциклопедия

  • БЕГЛОПОПОВЦЫ — Старообрядцы, к рые в отличие от беспоповцев принимали священников, переходивших от правосл. Церкви (беглых попов). Б. во 2 й пол. XVII XVIII в. Старообрядец «поповщинской». Гравюра. XVIII в. (РГБ) Старообрядец «поповщинской». Гравюра. XVIII в.… …   Православная энциклопедия

  • ДОБРОТВОРСКИЙ Иван Михайлович — Иван Михайлович (10.06.1832, Нижегородская губ. 7.09.1883, Казань), церковный историк. Родился в семье священника. В 1852 г. окончил Нижегородскую ДС, в 1856 г. КазДА со званием магистра богословия, 1 м по списку. Среди сокурсников Д. был А. П.… …   Православная энциклопедия

  • ДЬЯКОНОВО СОГЛАСИЕ — [др. названия новокадильники, кадильники, лысеновщина], согласие старообрядцев беглопоповцев, основанное Александром диаконом, перешедшим из Православия в старообрядчество в скитах на Керженце и возглавившим в 1709 г. керженский Лаврентьевский… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»