АВГУСТИНА УСТАВ это:

АВГУСТИНА УСТАВ

[лат. Regula Sancti Augustini], один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников. Под этим названием известно 4 текста, приписываемых блж. Августину: Praeceptum, или Regula ad servos Dei (Предписание, или Правило для рабов Божиих) - устав для муж. монашеской общины (древнейшая ркп.- Paris. lat. 12634, VI-VII вв.); Regularis Informatio (Изложение правила) - устав для жен. общины, по своему содержанию сходный с Praeceptum; ему предпослано письмо блж. Августина «Obiurgatio» (Порицание - Ep. 211); Ordo monasterii, или Disciplina monasterii (Уложение монастырское, или Дисциплина монастырская), а также Regula secunda (Второе правило) - краткое описание повседневной жизни в мон-ре; Regula consensoria (Согласованное правило), небольшое анонимное произведение, ложно приписываемое блж. Августину, появившееся в Испании во 2-й пол. VII в. Первые 3 текста известны по меньшей мере в 9 вариантах. Самая часто используемая форма А. у.- Regula recepta (Общепризнанное правило - PL. 32. Col. 1377-1384) - представляет собой комбинацию Praeceptum и первого предложения из Ordo monasterii. Еще в 1-й пол. XX в. господствующим оставалось мнение Эразма Роттердамского и Р. Беллармина о том, что Praeceptum являлось версией Regularis Informatio, переработанной для муж. общины. Благодаря фундаментальному исследованию Л. Ферхейена доказаны аутентичность и первенство Praeceptum, предположительно написанного блж. Августином ок. 397 г. для основанной им обители клириков. По поводу датировки и авторства Ordo monasterii и Regularis Informatio ведутся дискуссии.

Хотя состав А. у., по-видимому, не был четко определен, он оказал влияние на древнейшие монашеские уставы Зап. Европы, в т. ч. на Устав св. Венедикта Нурсийского. Особую популярность А. у. обрел лишь в сер. XI-XII в. в движении регулярных каноников, получивших поэтому имя «августинцев». В отличие от Устава св. Венедикта, в к-ром монашеский подвиг был неотделим от пребывания в затворе, А. у., выделявший лишь самые общие и основные нормы монашеской жизни и ориентировавший прежде всего на глубокую внутреннюю работу, позволял соединить монашескую аскезу с активным пастырским служением в миру, что отвечало религ. запросам европ. об-ва в XII-XIII вв. Акцент на христ. понятии любви, важном для развивавшейся с XII в. мистики, немало способствовал успеху А. у., к-рый лег в основу орденов премонстрантов, доминиканцев, августинцев-еремитов, многочисленных жен. общин - августинок и др.

Лит.: Verheijen L. La Règle de saint Augustin. P., 1967. Vol. 1. P. 148-152, 417-437; Vol. 2. P. 221-239; idem. Nouvelle approche de la Règle de saint Augustin. Bégrolles-en-Mauges, 1980. Vol. 1; Louvain, 1988. Vol. 2; Zumkeller A. Das Mönchtum des hl. Augustinus. Würzburg, 19682; Lawless G. Augustine of Hippo and his Monastic Rule. Oxf., 1987.

Н. Ф. Усков


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АВГУСТИНА УСТАВ" в других словарях:

  • АВГУСТИНА СВЯТОГО УСТАВ — АВГУСТИНА СВЯТОГО УСТАВ, монашеский устав, приписываемый отцу Церкви Августину Блаженному (см. АВГУСТИН Блаженный). Самый ранний список датируется 6 7 вв. Монашеское служение в уставе понимается прежде всего как активная пастырская деятельность в …   Энциклопедический словарь

  • Августина святого устав —  ♦ (ENG Augustine, Rule Of St.)    правила религиозной жизни, отчасти приписываемые Августину Гиппонскому (354 430). Они предписывали жить в любви, общинности, послушании и служении. Одобрены как правила церковной жизни на Четвертом Ла теранском… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • АССУМПЦИОНИСТЫ — [От лат. Assumptio Успение], общее название для неск. католич. духовных конгрегаций в честь Успения Пресв. Богородицы. А. традиционно называется муж. орден, жен. ордена входят в т. н. «семью ассумпционистов». Все ордена следуют уставу блж.… …   Православная энциклопедия

  • ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ — [лат. instituta vitae consecratae], в Римско католической Церкви сообщества, канонически утвержденные церковной властью и объединяющие верующих, к рые посредством обетов (или др. «священных уз») добровольно принимают посвященную Богу форму жизни …   Православная энциклопедия

  • АНТОНИТЫ — [aнтониане; лат. antoniani], католич. религ. объединения, названные в честь прп. Антония Великого. Госпитальеры прп. Антония, орден регулярных каноников. Основан как братство мирян в кон. XI в. (в орденской традиции называется 1095) рыцарем… …   Православная энциклопедия

  • БРАТЬЯ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ — [лат. fratres vitae communis], полумонашеские общины, объединявшиеся для ведения совместной благочестивой жизни; появились в кон. XIV в. в Сев. Нидерландах и впосл. получили распространение во мн. городах Германии и юж. части Нидерландов.… …   Православная энциклопедия

  • ИННОКЕНТИЙ IV — (ок. 1195, Генуя– 7.12.1254, Неаполь; до избрания папой Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист. Жизнеописание И. было составлено его духовником францисканцем Никколо да Кальви (де Карбио) предположительно в сер. 50 х гг. XIII …   Православная энциклопедия

  • АМВРОСИАНЦЫ — католич. духовные объединения. «Братья св. Амвросия» (лат. Fratres S. Ambrosii), первоначально сообщество еремитов, основанное в сер. XIV в. знатными жителями Милана Александром Кривелли, Антонием Пьетрасанта и Альбином Безоцци. В 1375 г.… …   Православная энциклопедия

  • АННУНЦИАТЫ — [аннунциатинки; лат. annuntiatio возвещение, благовещение], католич. жен. монашеские ордена в честь Благовещения Девы Марии; неск. католич. духовных объединений, посвященных этому событию. Французские А. Офиц. название жен. монашеского ордена… …   Православная энциклопедия

  • АНГЕЛИКИ — [итал. Angeliche di S. Paolo, англ. Sisters of S. Paul, сестры св. Павла], жен. католич. конгрегация, основана графиней Луизой Торелли Гуасталла (Ɨ 1559) в 1530 1532 гг. в Милане. Покровитель конгрегации А. св. Антоний Дзаккариа, монах ордена… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»