ВЕНЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВЕНЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Тульской и Белёвской епархии), в с. Ве́нев-Монастырь Венёвского р-на Тульской обл., первоначально муж. Впервые «Венев, пустынь, монастырь святаго Николы... в земле Рязанской» упоминается в 13-й гл. «Книги степенной царского родословия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 445), в рассказе о кончине и погребении в мон-ре в 1407 (1408) г. смоленского кн. Юрия - убийцы вяземского кн. св. Симеона Мстиславича и его супруги св. Иулиании. Раскаявшись в совершенном злодеянии, кн. Юрий жил в В. м. в послушании у «игумена христолюбца» Петра, к-рого, по преданию, посещал прп. Сергий Радонежский. По легенде, записанной в сер. XIX в. Д. Г. Гедеоновым, мон-рь был основан в XIII в. на месте, где остановились греч. свящ. Евстафий и его спутники, переносившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск.

Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в.

Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в.


Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в.

В XV в. В. м. вместе с г. Венёвом вошел в состав Московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI в. находился в засечной оборонительной черте, проложенной вдоль юж. границ Московского гос-ва. К 70-м гг. XVI в. в В. м. существовали деревянный шатровый Никольский храм с юж. приделом во имя вмч. Георгия, деревянная теплая на подклетях Успенская ц. с трапезой. В 1570 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сослал «на Веневу к Николе чудотворцу» лишенного сана Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного). Заточенный в «каменном мешке» под Никольским храмом святитель через год скончался, в сент. 1571 г. был погребен в Никольской ц. Согласно тульской писцовой книге 1587-1589 гг., составленной И. Жеребцовым, В. м. владел пожалованными царем Иоанном Грозным 1552 четьями земли, в т. ч. 375 четьями пашенных угодий, с. Бортники на р. Осётр с ц. во имя прп. Пафнутия Боровского, 3 деревнями, 3 «монастырскими дворами».

Предполагаемое место заточения архиеп. Новгородского Пимена в нижнем храме. Справа - ковчег с мощами святителя. Фотография. 2003 г.

Предполагаемое место заточения архиеп. Новгородского Пимена в нижнем храме. Справа - ковчег с мощами святителя. Фотография. 2003 г.


Предполагаемое место заточения архиеп. Новгородского Пимена в нижнем храме. Справа - ковчег с мощами святителя. Фотография. 2003 г.

Настоятелями В. м. до кон. XVII в. являлись игумены, позднее - архимандриты. Царь Василий Иоаннович Шуйский грамотой 20 июля 1606 г. предоставил право суда над монастырскими крестьянами игуменам обители, судебные иски против настоятелей и братии рассматривал царь или его дворецкий. Той же грамотой Василий Шуйский подтвердил права В. м. на пожалованные царем Иоанном IV владения и предоставил новые земли: села Хавки и Страхово, деревни Анишино, Новосёлки, Филатово, Тёплая и др., пустоши Веркуша, Бурдуково, Судаково, Картасенево, Жеребья, Сухотина (Шеметовского поместья), починок Семьянь. Царь Михаил Феодорович грамотами 28 июня 1613 г. и 20 февр. 1624 г. подтвердил пожалования Василия Шуйского. В 1674 г. В. м. владел 2246 крестьянами, 425 дворами, при мон-ре были конский и «скотный» заводы.

Во 2-й четв. XVII в. В. м. был приписан к астраханскому в честь Преображения Господня мон-рю, 30 июля 1651 г.- к Саввину Сторожевскому мон-рю, 22 нояб. 1677 г.- к Патриаршему дому, в 1724 г.- к лебедянскому Яблонову Троицкому мон-рю. По прошению прокурора Военной коллегии Г. Пашкова указом Синода 27 февр. 1727 г. В. м. вновь стал самостоятельным.

Церковь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2003 г.

Церковь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2003 г.


Церковь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2003 г.

В 1696 г. на месте обветшавшей Никольской ц. в В. м. был построен одноименный каменный храм, юж. придел к-рого в 1698 г. был освящен во имя вмч. Георгия. В 1701 г. над храмом была надстроена верхняя церковь, освященная архим. Антонием в честь Успения Пресв. Богородицы; двухэтажный храм, как и мон-рь, стал именоваться Успенским. Нек-рое время в XVIII в. в храме существовал придел святых Космы и Дамиана, но неизвестно, где он находился. С сев.-зап. стороны к храму была пристроена шатровая колокольня, на 3-м этаже к-рой располагалась настоятельская келья. В описи мон-ря 1725 г. помимо храма упомянуты поварня, хлебодарня, деревянные кельи, ограда, в материалах по генеральному межеванию 1777 г. упомянуты каменные «пять кельев» и ограда.

В В. м. почитались древняя икона свт. Николая Чудотворца в чеканном окладе, впервые упомянутая в писцовой книге 1628 г., икона Успения Пресв. Богородицы (1695), серебряный напрестольный крест с частицами мощей (1676), схимническая власяница и посох игум. Петра, по преданию подаренный ему прп. Сергием Радонежским. Братия почитала погребенных в Никольской ц. свт. Пимена и кн. Юрия. Каменные надгробия над их захоронениями в XVIII - нач. XIX в. были украшены красными бархатными покровцами, в 1827 г. вместо каменных гробниц были поставлены деревянные.

С сер. XVIII в. материальное положение В. м. ухудшилось, настоятели часто менялись. Назначенный 27 янв. 1749 г. настоятелем архим. Питирим вскоре был уволен и переведен в Высокопетровский мон-рь. Архим. Мардарий, переведенный в В. м. в марте 1750 г. из коломенского Старо-Голутвина мон-ря вместе с частью братии, писал Коломенскому еп. Гавриилу (Кременецкому), что В. м. «весьма обвалился». В 1761 г. настоятелем был назначен ректор Владимирской ДС архим. Товия (Кремповский), вероятно, не вступивший в управление обителью, поскольку в марте того же года Коломенский еп. Порфирий (Крайский) писал в Синод, что в пребывающем «без настоятеля» В. м. «может последовать всякое безпорядочество»; в результате настоятелем был назначен насельник ТСЛ архим. Владимир. Сменивший его архим. Вениамин 15 нояб. 1762 г. сообщал еп. Порфирию, что сосланные в В. м. «на пропитание» отставные унтер-офицеры и солдаты (16 чел. в возрасте от 45 до 76 лет) пьянствуют и это приводит к расстройству жизни обители. Крестьяне нек-рых окрестных сел отказывались обрабатывать монастырские земли, о чем в мае 1763 г. настоятель докладывал в Тульскую провинциальную канцелярию. После увольнения в окт. 1763 г. архим. Вениамина на покой новый настоятель назначен не был. 13 марта 1764 г. Коломенский еп. Феодосий (Михайловский) докладывал о В. м. в Святейший Синод, что «монашествущие, будучи самовластны, пришли в крайнее распутство, и непорядок, и пьянство». В 1765 г. братия писала еп. Феодосию: «Подаяния со стороны никакого ни от кого не имеем, потому что монастырь отстоит от города в дальнем расстоянии, и ныне остались без всякого пропитания, и милостыни просить не у кого... к службе Божией на просвиры муки, вина церковного, ни свеч, ни ладону взять стало неоткуда, и самим питаться нечем». Указом 1765 г. за В. м. было оставлено 90 дес. земли, пустошь с покосами и лес, все остальные земли перешли в Коллегию экономии. В обедневшей и пришедшей в упадок обители в 1775 г. числился только иером.-строитель Иезекииль.

Могила свящ. Афанасия Реутова на монастырском кладбище. Фотография. 2003 г.

Могила свящ. Афанасия Реутова на монастырском кладбище. Фотография. 2003 г.


Могила свящ. Афанасия Реутова на монастырском кладбище. Фотография. 2003 г.

31 мая 1782 г. В. м. был упразднен, Успенский храм обращен в приход расположенного рядом с. Богоявленского. Стоявшая в селе деревянная Богоявленская ц. была сломана и продана, вырученные деньги переданы в Успенский храм. В память об упраздненном храме в 1828 г., после перестройки, в нижней Никольской церкви Успенского храма был освящен сев. придел в честь Богоявления Господня, юж. придел вмч. Георгия упразднен. В 1784 г. разобрали каменную ограду мон-ря, к-рую перевезли в Тулу и использовали для строительства нижней плотины оружейного завода. В 1803 г. бывш. монастырские деревянные постройки при Успенском храме стали сдаваться внаем купцам, приезжавшим в Богоявленское на ярмарку. В 1831 г. настоятель Успенской ц. свящ. Александр Николаев просил Тульскую духовную консисторию содействовать запрету кулачных боев, проходивших близ храма. В 1837 г. храм был отремонтирован, в 1889-1890 гг. мастером Н. И. Степановым в Богоявленском приделе и Никольской ц. подновлены иконостасы.

В 1852-1874 и 1875-1882 гг. в Успенской ц. служил почитаемый в Тульской епархии старец свящ. Афанасий Реутов, в 1904 г. похороненный по завещанию с сев. стороны алтаря Успенского храма. К могиле старца приходили паломники, рядом с могилой горела неугасимая лампада. В 90-х гг. XIX в. настоятелем храма являлся прот. Иоанн Успенский (отец искусствоведа А. И. Успенского).

Нижний храм во имя свт. Николая Мирликийского Успенской ц. Фотография. 2003 г.

Нижний храм во имя свт. Николая Мирликийского Успенской ц. Фотография. 2003 г.


Нижний храм во имя свт. Николая Мирликийского Успенской ц. Фотография. 2003 г.

К 1918 г. к приходу Успенской ц. помимо с. Венев-Монастырь были приписаны деревни Дедиловские Выселки, Богоявленское, Анишино, Филатово, общая численность прихожан составляла 4228 чел. С 1920 г. настоятелем храма служил свящ. Сергий Гасев, с 1925 г. свящ. Иоанн Преображенский, с 1930 г. свящ. Димитрий Мерцалов. Осенью 1941 г., после оккупации Венёва нем. войсками, Успенский храм был закрыт, в 1943 г. вновь открыт, настоятелем назначен свящ. Алексий Гасев. В кон. 50-х гг. при храме были построены дома для причта. В 1986 г. из-под пола Никольского храма были изъяты и положены в особый ковчежец в нижней церкви частицы мощей свт. Пимена Новгородского.

В нач. 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому мон-рю для организации подворья, 1 нояб. того же года обращенного в сестричество. Указом Свящ. Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Алексия (Бажина). В 1999-2004 гг. в В. м. был отремонтирован храм, в нижней церкви освящен сев. придел во имя прп. Пафнутия Боровского, построены 3 келейных корпуса, хозяйственные помещения. К марту 2004 г. в В. м. живут 9 сестер. В особой каменной нише Никольской ц. в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пимена, над ними находится икона с изображением святителя. В обители чтится память прот. Афанасия Реутова, рядом с могилой к-рого в 1996 г. был погребен др. почитаемый тульский старец схиархим. Христофор (Никольский), инициатор подготовки канонизации о. Афанасия.

Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 463 [Описание Венева мон-ря]; Ф. 3 [Тульская духовная консистория]. Оп. 10. Д. 5452; Оп. 17. Д. 1047. Л. 576; Ф. 55 [Тульская провинц. канцелярия]. Оп. 2. Д. 3098; Ф. 291. Оп. 14/58. Д. 3; Ф. 562. Оп. 5. Д. 51. Л. 11; Ф. 1735. 1 ед. хр. 1749-1764. Оп. 1; Ф. 2139 [Успенская ц. с. Богоявленское, Венев мон-рь (1809-1907)].

Ист.: Калачов Н. Писцовые кн. Московского гос-ва. СПб., 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 1209-1210; ПСПиР. 1888. Т. 5. № 1919; ОДДС. 1885. Т. 7. С. 63-64;Базилевич В. М. Несколько док-тов к истории веневских засек в XVII в. // Тр. Тульской губ. учен. арх. комис. 1915. Кн. 2. С. 157-161; Белоцерковский Г. М. Из тульской старины // Там же. С. 163-173; Тульский край: Док-ты и мат-лы. Тула, 1966. Ч. 1, № 44; Яковлев В. В. Новгородско-Псковская летопись 1630 г. // Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 436, 442.

Лит.: Русский временник, сиречь Летописец, содерж. Российскую историю от лета 862 до лета 1681. М., 1790. Ч. 1. С. 220; Сахаров И. П. Достопамятности Венева мон-ря. М., 1831; Снегирёв И. Достопамятства Венев-монастыря. М., 1834; Гедеонов Д. Г. Венев мон-рь и княжия ворота // Изв. имп. археол. об-ва. 1861. Т. 3. Вып. 4. С. 271-273; Шумов В. И. Муж. Николаевский Венев мон-рь // Тульские ЕВ. 1862. № 21, 23, 24; Олсуфьев Ю. Памятники церк. искусства Тульской епархии // Тульские ЕВ. 1914. № 7. 15 февр.; Памятники искусства Тульской губ.: Мат-лы. М., 1914; Богуславский В. В. Тульские древности. Тула, 1995. С. 37-38, 90, 115; Захарова Л. М. Свящ. А. Д. Реутов (старец о. Афанасий): 1829-1904 // Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1996. С. 58-60; Красное знамя: Газ. Веневского р-на. 1999. 10 февр.; Юркин И. Н. Развитие форм благотворительности в предпринимательской среде рус. города XVIII в. // Благотворительность в России: Ист. и соц.-экон. исслед. СПб., 2003. С. 64-77.

Д. Б. Кочетов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»