«ВЕРА И РАЗУМ»

«ВЕРА И РАЗУМ»

журнал, издававшийся в 1884–1917 гг. при Харьковской ДС; с 2000 г. журнал Харьковской епархии. В 1884 г. по инициативе Харьковского архиеп. Амвросия (Ключарёва) вместо «Харьковских епархиальных ведомостей» началось издание богословско-философского ж. «В. и р.». В 1884–1915 гг. он издавался 2 раза в месяц, в 1916–1917 гг.— ежемесячно. Состоял из 3 отделов: церковного, философского и епархиального. Каждый из отделов имел собственную пагинацию (1-й и 2-й отделы —полугодовую, 3-й отдел — годовую). В 1907 г. церковный и философский отделы были объединены, епархиальный был расширен, а в окт. 1915 г. преобразован в отдельный ж. «Пастырь и паства». Редакторами «В. и р.» обычно являлись ректоры Харьковской ДС: в 1884–1893 гг.— прот. И. А. Кратиров, в 1893–1894 гг.— прот. А. В. Мартынов, в 1894–1899 гг.— прот. И. П. Знаменский, в 1899–1906 гг.—прот. И. П. Знаменский совместно с инспектором Харьковской ДС К. Е. Истоминым, в 1906–1916 гг.—прот. А. М. Юшков совместно с Истоминым, в 1916–1917 гг.— прот. А. М. Юшков совместно с П. М. Красиным.

Основной задачей издания являлось изучение святоотеческого наследия и истории Церкви, знакомство с развитием богословской и философской мысли. Особенное внимание уделялось осмыслению естественнонаучных открытий, правильное истолкование к-рых, по мнению издателей, должно было привести к подтверждению христ. истин. В церковном отделе журнала, согласно замыслу архиеп. Амвросия, публиковались статьи, в к-рых излагались правосл. догматика, принципы христ. нравственности, разъяснялись церковные каноны и богослужение. В этом отделе также публиковались исследования по истории Церкви, работы о значительных событиях церковной и общественной жизни. В церковном отделе печатались статьи, проповеди и поучения архиеп. Амвросия, затем Харьковского архиеп. Арсения (Брянцева). Среди исследований по апологетическому, нравственному, догматическому и сравнительному богословию следует отметить работы «Православная догматика и религиозно-философское умозрение» П. В. Тихомирова (1897. Т. 2. Ч. 2), «Исторические очерки развития апологетического, или основного, богословия» прот. Т. И. Буткевича (1898. № 22–24), «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении» прот. Н. С. Стеллецкого (1913. № 8–16. 1914. № 9–16, 17–19, 21–23. 1915. № 1–3, 24. 1916. № 1–24) и др. Большое место среди публикаций церковного отдела занимали статьи по истории ВЗ и НЗ. В журнале увидели свет, в частности, исследования «Обращение Савла и «Евангелие» св. ап. Павла» Н. Н. Глубоковского (1896. Т. 1. Ч. 1), «Откровение во пророках и откровение во Христе» Е. А. Воронцова (1908. № 1).

Важным направлением в деятельности журнала (особенно после 1907) была публикация материалов по истории вселенского Православия и РПЦ. В журнале увидели свет исследования И. Н. Корсунского, посвященные свт. Филарету (Дроздову) (1884. Т. 1. Ч. 2; 1885. Т. 1. Ч. 1–2. Т. 2. Ч. 2; 1887. Т. 1. Ч. 2; 1888. Т. 1. Ч. 1–2; 1889. Т. 1. Ч. 1–2; 1890. Т. 1. Ч. 1–2; 1891. Т. 1. Ч. 1–2; 1892. Т. 1. Ч. 2; 1893. Т. 1. Ч. 1–2), свящ. А. Вертеловского о свт. Димитрии Ростовском (1910. № 1–3) и митр. Макарии (Булгакове) (1916. № 10, 11. 1917. № 1–3, 6–8). Ряд работ был посвящен изучению зап. Церкви, взаимоотношениям католичества и Православия (статьи Вертеловского, А. Д. Беляева и др.).

В философском отделе публиковались статьи ведущих российских ученых по истории философии, проблемам философии и психологии, переводы философских сочинений (или отрывки из них) с комментариями. Среди наиболее значительных публикаций данного отдела — «Онтология, или Метафизическое учение о бытии вообще» (1888. Т. 2. Ч. 1–2; 1889. Т. 2. Ч. 1) архим. (впосл. еп.)Бориса (Плотникова) , цикл статей В. Д. Кудрявцева;Платонова о содержании философии как науки (1884. Т. 2. Ч. 1–2), исследования Алексея И. Введенского , сочинения П. И. Линицкого: «Идеализм и реализм» (1884. Т. 2. Ч. 2. 1885. Т. 2. Ч. 1–2. 1886. Т. 2. Ч. 1–2. 1887. Т. 2. Ч. 1–2. 1888. Т. 2. Ч. 2), «О формах и законах мышления» (1894. Т. 2. Ч. 2), «О необходимости метафизики» (1897. Т. 2. Ч. 1). Идея Бога в древнегреч. философии рассматривалась в неск. статьях Корсунского (1884. Т. 2. Ч. 1; 1885. Т. 2. Ч. 1; 1887. Т. 2. Ч. 2; 1888. Т. 2. Ч. 2; 1889. Т. 2. Ч. 1–2; 1890. Т. 2. Ч. 1–2; 1891. Т. 2. Ч. 1). Представляют интерес опубликованные в «В. и р.» статьи С. С. Глаголева «Вера и знание» (1909. № 21), «Логика абсолютного разума» (1909. № 22), а также «Очерки истории философии» (1892. Т. 2. Ч. 1–2) Н. Н. Страхова . В философском отделе журнала увидели свет переводы «Теодицеи» Г. В. Лейбница, «Эппеады» Плотина и др.

Среди исследований по психологии, появившихся на страницах «В. и р.», наиболее значительными являются статьи В. А. Снегирёва: «Самосознание и личность» (1891. Т. 2. Ч. 1), «Религиозная идея (психологический очерк)» (1891. Т. 2. Ч. 2), «Обзор главных направлений русской психологии» (1895. Т. 2. Ч. 1–2) и исследование М. О. Верж; боловича «Психологические основания религии» (1898. № 18). В 3-м отделе, к-рый в разные годы имел различные названия (в 1884–1903 — «Листок для Харьковской епархии», в 1904–1906 — «Известия по Харьковской епархии», в 1907–1915 — «Известия и заметки по Харьковской епархии»), публиковались правительственные, общецерковные и епархиальные офиц. документы, епархиальная хроника, известия из др. епархий. В 1905–1907 гг. на страницах «В. и р.», особенно в 3-м отделе, активно обсуждались актуальные проблемы церковной жизни, вопросы реформирования приходской жизни и духовного образования, восстановление Патриаршества и др.

Лит.: Фолте Ю. Указ. статей в алф. порядке, содержащихся в богосл.-филос. журнале «Вера и разум»: С алф. списком авторов, помещенных в нем статей за 1-е 10-летие его издания (1884–1893). Х., 1894; Попов В. М. Указ. статей, помещенных в журнале «Вера и разум» за годы с 1894 по 1917 / ЛДА. Л., 1955; Вера и Разум: Журн. богосл.-филос. 1884–1893 гг.: Сист. указ. статей / МДА. Загорск, 1985. Ркп.; Материалы к «Богословско-церковному словарю» // БТ. 1992. Сб. 31. С. 329–332; Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 33–35.

Т. Л. Бабанина

С 2000 г. по благословению Харьковского митр. Никодима (Руснака) Харьковское епархиальное управление издает ж. «В. и р.» («Вiра i розум») с периодичностью 1 раз в год. Редакционный совет возглавляет митр. Киевский и всей Украины Владимир (Сабодан), главным редактором является правящий Харьковский архиерей. В журнале публикуются послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митр. Владимира, выступления и труды митр. Никодима. Журнал состоит из 5 отделов: отдела, содержащего офиц. материалы, богословского, философского, исторического, хронико-библиографического, и приложения. Материалы публикуются на укр. и рус. языках. Среди авторов журнала — священнослужители, церковные и светские ученые Украины и России. Ряд статей основан на материалах ж. «В. и р.» (1884–1917).


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "«ВЕРА И РАЗУМ»" в других словарях:

  • вера и разум —         ВЕРА И РАЗУМ фундаментальное соотношение двух способностей человека, явившееся важнейшей философско теологической проблемой на протяжении всего средневекового тысячелетия.         В античности вопросы веры исследовались в контексте… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ВЕРА И РАЗУМ — проблема, зародившаяся в средние века, выраженная в формуле: способствует ли разум поиску спасительной истины или, наоборот, отвлекает от него. На этот вопрос существовало два ответа. Во первых, отказ от рационального познания: время жизни… …   Тематический философский словарь

  • ВЕРА И РАЗУМ — противопоставление веры и разума, внутренне присущее всякой религии, наиболее остро проявилось в христианстве. к рое объявило веру в бога высш. духовной способностью человека. Теология, сводя возможности человеч. разума лишь к формальным… …   Атеистический словарь

  • Вера и Разум — философско богословский журнал, издаваемый при Харьковской духовной семинарии с 1884 г., два раза в месяц; он заменил собою Харьковские епархиальные ведомости ; редактирует его И. Кратиров …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вера и разум —  ♦ (ENG faith and reason)    традиционно понимаются как два способа, к рыми можно достичь знания Бога или обосновать его. В истории христианской мысли взаимоотношения веры и разума оценивались по разному. Нек рые рассматривали их как… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • «Вера и разум» — ВЕРА И РАЗУМ богословско филос. журнал, изд. при Харьковской дух. семинарии (1884 1917). Придерживался апологетич. направления. Редакторы: ректоры семинарии прот. Иоанн Кратиров (до 1893), прот. А. Мартынов (до 1894), прот. И. Знаменский (до… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Вера и Разум — – богословско философский журнал, издающийся в Харькове с 1884 года; основан архиепископом Амвросием. Первым редактором был о. Кратиров. Некоторые вопросы получили на страницах этого журнала особенно подробную и обстоятельную разработку.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • РАЗУМ —         см. Рассудок и разум. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. РАЗУМ …   Философская энциклопедия

  • ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ —     ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ не обладающее всеобщей значимостью и не отличающееся смысловой строгостью понятие, призванное подчеркнуть специфику философского (в отличие от научного и теологического) мышления, осуществляющего и оправдывающего выбор… …   Философская энциклопедия

  • ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ – — не обладающее всеобщей значимостью и не отличающееся смысловой строгостью понятие, призванное подчеркнуть специфику философского (в отличие от научного и теологического) мышления, осуществляющего и оправдывающего выбор исходных мировоззренческих… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»