- АБДИШО
Абдишó [арм. Աբդիսռյյ՛ Աբդիջռյյ, греч. ̓Απτισώ из сир. ] (VI в.), арм. еп., настоятель Сарептского [Սարեբա/Սարեբտա, Σαρεπά] мон-ря в обл. Тарон (возможно, мон-рь Сарбат на севере Арзана, в 50 км восточнее Мартирополя, ныне Сев.-Вост. Турция). Сириец А. сыграл важную роль во взаимоотношениях Армянской и Сирийской Церквей, приняв активное участие в созыве Двинского Собора (554-55), о чем упоминается в письме Патриарха Иоанна IV Иерусалимского албан. католикосу Абасу (ок. 575). Правосл. армянин, автор «Повествования о делах армянских» (см. Аноним церковный VII в.), отводит ему значительное место в организации Собора и даже предполагает, что именно «по наущению Абдишо», доставившего в Армению антихалкидонитские произведения Тимофея II Элура и Филика, в Двине предали анафеме Халкид. Собор и утвердили монофизитскую догму, а самого А. рукоположили во епископа. Нек-рые исследователи (Ж. Гаритт) полагают, что А. был рукоположен еще до Собора. В «Книге посланий» имя А. фигурирует в списке епископов, приведенном в синодальном послании католикоса Нерсеса II (548-567); он назван также «иереем из монастыря Сареба» и «святым епископом». В послании К-польского Патриарха Фотия говорится о вмешательстве в дела Собора «сирийца Абдишо из Сасуна» и его спутника, «которые были рукоположены». Греч. список арм. католикосов рассказывает, что Двинский Собор был связан с А., «сирийцем и яковитом». Сохранились два письма А., «епископа сирийских православных», адресованные епископату, клиру и народу арм. Более поздние арм. историки неточны в хронологии: по Вардану, А. был рукоположен во епископа католикосом Мовсесом (кон. VI в.), а по Киракосу Гандзакеци,- католикосом Нерсесом III Строителем (ок. 641-661). Груз. католикос Арсен I Сапарели (860-887) в 4-м разделе своего труда противопоставляет А. самому св. Григорию Просветителю: «...и стал спор большой между Сомхити и Картли [т. е. Арменией и Вост. Грузией]. Грузины говорили: святой Григорий из Греции дал нам веру. Вы оставили его святое исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982. с. 18). В сир. источниках А. совсем неизвестен.
Ист.: Գիրղ թղթռց· ԹիՖլիս, 1901 [Книга посланий. Тифлис, 1901]. Էջ 54, 57-58, 73; Narratio de rebus Armeniae / Éd. crit. et comment. par G. Garitte. Louvain, 1952. P. 36, 147-149.
Лит.: Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказ и Византия. Ереван, 1982. Вып. 3. С. 18; Esbroeck M. van. Les trois formes de l'antichalcedonisme de 451 à 553 et ses repercussions dans le Caucase // Традиции и наследие христианского Востока. М., 1996. С. 383-388; Brock S. The Christology of the Church of the East // Там же. С. 159-179.
В. А. Арутюнова-Фиданян
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.