ВИППЕР Борис Робертович

ВИППЕР Борис Робертович

Борис Робертович (3.04.1888, Москва - 24.01.1967, там же), сын Р. Ю. Виппера, рус. искусствовед, автор статей, монографий по теории и истории мирового искусства, видный педагог, музейный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член-корр. АХ СССР (1962). Круг интересов В. составили античность, итал. Возрождение и барокко, нидерланд. и голл. живопись XV-XVII вв., искусство Англии, рус. архитектура XVII-XVIII вв., рус. живопись XIX в. В. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1911). В 1913-1923 гг. работал в Румянцевском музее хранителем картинной галереи. В 1914-1917 гг. читал лекции в Народном ун-те им. А. Л. Шанявского. С 1915 г. приват-доцент Московского ун-та. Совершал поездки в Италию, Голландию, Вену, Париж для работы в б-ках и музеях. С 1918 г. участвовал в работе музейной секции Наркомпроса. В 1918 г. защитил магист. дис. «Проблема и развитие натюрморта» (Каз., 1922), был утвержден профессором Московского ун-та, где до 1924 г. читал лекции и проводил семинары. В 1922-1923 гг. В.- руководитель Ин-та истории искусств, в 1923-1924 гг.- зав. секцией изобразительных искусств при ГАХН. С 1924 по 1941 г. преподавал в Латвийском гос. ун-те и в Рижской АХ. В 1927 г. защитил докт. диссертацию в Каунасском ун-те. В 1937 г. с исследовательскими целями посетил Италию, Францию, Голландию. С 1941 г. В.- старший научный сотрудник Ин-та истории материальной культуры АН СССР, профессор и зав. кафедрой истории искусства ИФЛИ. В 1943 г. возглавил кафедру общего искусствознания, в 1949-1955 гг. зав. кафедрой западноевроп. искусства в МГУ. В 1944 г. В. вместе с отделом из ИИМК перешел в Ин-т истории искусств АН СССР, созданный под рук. И. Э. Грабаря; тогда же стал зам. директора по научной части ГМИИ.

В 1959 г. В. возглавил межсекторную группу по истории искусствознания, с 1960 г.- комплексный сектор классического искусства Запада Ин-та истории искусств, основной задачей к-рых было комплексное изучение пространственных искусств, музыки, театра, лит-ры. Под рук. В. и при его участии создавался многотомный коллективный труд «История европейского искусствознания» (М., 1963-1969); им была задумана и начата, а впосл. продолжена его учениками и сотрудниками комплексная «История искусств стран Зап. Европы от Возрождения до нач. XX в.: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр» (М., 1980, 1988, 1995).

В своих работах В. исследовал панораму мирового искусства, развивавшегося по историческим этапам и фазам, основываясь на понимании его как средства познания мира. Вкладом ученого в теорию искусства стала концепция исторической логики смены стилей, изучение феномена «борьбы течений» как отражения внутренних противоречий эпохи в переходные исторические моменты, разработка вопросов метода в искусствознании.

В истории рус. искусства XVII-XVIII вв. В. интересовали вопросы формирования стиля, взаимосвязь старых народных традиций с новыми, европ. по происхождению веяниями. Изучая пути сложения рус. барокко, В. доказывал, что в XVII в. этот стиль не коснулся глубоких пластов художественной жизни Руси: в 20-30-х гг. только наметилось сближение с зап. стилистической эволюцией, но не с барокко, а с более ранней архитектурой маньеризма североевроп. гос-в - Голландии, Германии, Дании. С сер. XVII в. к этому процессу присоединилось общеевроп. художественное влияние, проникавшее через Польшу и Украину. В памятниках Соликамска, Каргополя, Мурома, где с сер. XVII в. распространенным стало сочетание широкой глади стены с тончайшей кружевной орнаментикой, В. видел наиболее близкую аналогию сооружениям маньеризма «в его раннем итальянском варианте». Новая для Руси система росписи, известная по памятникам Ярославля и Костромы XVII в., по мнению В., являлась также отражением понимания декоративного ансамбля, к-рое зародилось в кругах рим. и флорентийских маньеристов в сер. XVI в.

Памятники нарышкинского стиля В. также не соотносил со стилем барокко, усматривая противоречие между наружным и внутренним убранством сооружений: мотивы наружных элементов восходили к прототипам маньеризма и традициям рус. деревянного зодчества с его антибарочным принципом распределения декоративных элементов; во внутреннем убранстве сочетались традиции рус. растительного узора с барочными мотивами и пышностью. В 1-й трети XVIII в., по мнению В., благодаря сближению церковного зодчества с гражданским нарышкинский стиль переродился в барокко (ц. Воскресения в Барашах, 1732-1734). В 1-м десятилетии XVIII в. наступил расцвет архитектуры, к-рую В. называл «голицынской» (церкви Знамения Пресв. Богородицы в Дубровицах и в Перове). Объемы этих храмов, замкнутый характер масс сближали их с памятниками Ренессанса. Т. о., национальное своеобразие рус. архитектуры ученый неизменно рассматривал в связи с эволюцией мировой художественной культуры. Концепция формирования стиля в рус. зодчестве XVII - 1-й пол. XVIII в. у В. строилась на сопоставлении архитектуры с театром, музыкой, лит-рой, изобразительным искусством.

Памяти В. посвящены научные конференции - «Випперовские чтения», проводимые в ГМИИ с 1968 г. и объединяющие исследователей различных областей гуманитарного знания.

Соч.: Проблема сходства в портрете. М., 1917; Джотто. М., 1938; Английское искусство. М., 1945; Тинторетто: 1519-1594. М., 1948; Борьба течений в итал. искусстве XVI в. (1520-1590): К пробл. кризиса итал. гуманизма. М., 1956; Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962; История европ. искусствознания: От античности до кон. XVIII в. М., 1963; Проблемы реализма в итал. живописи XVII-XVIII вв. М., 1966; Ренессанс. Барокко. Классицизм: Пробл. стилей в западноевроп. искусстве XV-XVII в. М., 1966; Ст. об искусстве. М., 1970; Искусство Др. Греции. М., 1972; Итал. Ренессанс XIII-XVI в.: Курс лекций по истории изобразит. искусства и архитектуры: В 2 т. М., 1977; Архитектура рус. барокко. М., 1978; Введение в ист. изучение искусства. М., 1985.

Лит.: Ливанова Т. Н. Б. Р. Виппер и его научное наследие // Виппер Б. Р. Ст. об искусстве. М., 1970; Ротенберг Е. И. Памяти Б. Р. Виппера // Искусство Запада: Живопись. Скульптура. Театр. Музыка: Сб. ст. [Посвящ. памяти Б. Р. Виппера]. М., 1971. С. 7-19; Левитин Е. С. Б. Р. Виппер - музейный работник // Музей - 6: Худож. собр. СССР. М., 1986.

Ю. В. Иванова, Е. Э. Спрингис


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ВИППЕР Борис Робертович" в других словарях:

  • ВИППЕР Борис Робертович — (1888 1967) российский историк искусства, музейный деятель, член корреспондент АХ СССР (1962). Сын Р. Ю. Виппера. Труды содержат анализ и обобщение проблем теории и истории искусства (преимущественно западноевропейского 16 18 вв. и русского 18… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Виппер Борис Робертович — [3(15).4.1888, Москва, ‒ 24.1.1967, там же], советский искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член корреспондент АХ СССР (1962), профессор (1918). Сын Р. Ю. Виппера. Учился в Московском университете (1906‒11), преподавал в… …   Большая советская энциклопедия

  • Виппер Борис Робертович —         (1888 1967), советский искусствовед, музейный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член корреспондент АХ СССР (1962), доктор искусствоведения (1943). Учился в МГУ (1906 11); преподавал там же (с 1915, профессор с 1918) и в… …   Художественная энциклопедия

  • Виппер, Борис Робертович — У этого термина существуют и другие значения, см. Виппер. Борис Робертович Виппер Дата рождения: 3 апреля 1888(1888 04 03) Место рождения: Москва Дата смерти: 24 января 1967 …   Википедия

  • Виппер Борис Робертович — (1888 1967), историк искусства, музейный деятель, член корреспондент АХ СССР (1962). Сын Р. Ю. Виппера. Труды отличаются широтой обобщений, содержат анализ проблем теории и истории искусства, главным образом западноевропейского XVI XVIII вв. и… …   Энциклопедический словарь

  • Виппер, Борис Робертович — [03(15).04.1888 24.01.1967] искусствовед, эстетик; д р искусствоведческих наук, проф. Окончил ист. филол. ф т Моск. ун та (1911). После окончания хранитель картинной галереи Румянцевского музея. С 1916 приват доц., с 1918 проф. Моск. ун та. В… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Виппер Борис Робертович — Борис Робертович Виппер  (3(15) апреля 1888, Москва  24 января 1967, там же)  советский искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член корреспондент АХ СССР (1962), профессор (1918). Сын Р. Ю. Виппера. Учился в Московском… …   Википедия

  • Борис Робертович Виппер — Борис Робертович Виппер  (3(15) апреля 1888, Москва  24 января 1967, там же)  советский искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член корреспондент АХ СССР (1962), профессор (1918). Сын Р. Ю. Виппера. Учился в Московском… …   Википедия

  • Виппер, Борис — Борис Робертович Виппер  (3(15) апреля 1888, Москва  24 января 1967, там же)  советский искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член корреспондент АХ СССР (1962), профессор (1918). Сын Р. Ю. Виппера. Учился в Московском… …   Википедия

  • Виппер — Виппер  фамилия, носителями которой были: Виппер, Оскар Юрьевич (1870 1919) юрист, государственный обвинитель на процессе по убийству А. Ющинского. Виппер, Роберт Юрьевич (1859 1954)  советский историк, академик АН СССР. Виппер, Борис… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»