АВЕССАЛОМ это:

АВЕССАЛОМ

Авессалом. Миниатюра из Хлудовской псалтири. IX в. (ГИМ)

Авессалом. Миниатюра из Хлудовской псалтири. IX в. (ГИМ)


Авессалом. Миниатюра из Хлудовской псалтири. IX в. (ГИМ)

[евр.  ,   - отец мира, покоя], 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура (2 Цар 3. 3). В Библии особо отмечена красивая внешность А. (2 Цар 14. 25-26). Когда старший сын Давида Амнон обесчестил сестру А. Фамарь, А. приютил ее у себя в доме (2 Цар 13. 1-20). Давид, узнав об этом, не стал наказывать Амнона, но А. решил отомстить старшему брату. Через 2 года на празднике стрижки овец, устроенном А. в г. Ваал-Гацоре, Амнон был убит по его приказу (2 Цар 13. 23-29). После убийства А. 3 года скрывался в Гессуре у своего деда Фалмая (2 Цар 13. 37-38). По прошествии этого срока военачальник Иоав, видя, что отношение царя к А. изменилось, с помощью одной женщины из Фекои уговорил Давида, чтобы тот позволил А. вернуться из изгнания. Царь согласился, но запретил А. появляться перед ним (2 Цар 14. 1-24). В течение 2 лет А. жил в Иерусалиме, не встречаясь с Давидом (2 Цар 14. 28). Дважды А. безуспешно просил Иоава, чтобы тот посодействовал его личной встрече с отцом. Тогда А. приказал своим слугам сжечь принадлежащий Иоаву участок ячменного поля (2 Цар 14. 29-30). Добившись т. о. встречи с Иоавом, А. наконец предстал перед Давидом (2 Цар 14. 31-33), к-рый простил А. Однако А. задумал овладеть престолом Давида. Он завел себе пышную свиту и настраивал против Давида всякого приходящего к царю за решением судебных тяжб. Своим внешним благоволением и вниманием А. заискивал перед людьми: «...и вкрадывался Авессалом в сердце израильтян» (2 Цар 15. 1-6). Приобретя т. о. многочисленных сторонников из разных колен Израилевых, А. решился на восстание против отца. Я. М. Богородский предполагал, что в число сторонников А. входили опытные воины армии Давида, друзья Урии Хеттеянина, возмущенные тем, как царь поступил с ним, отняв жену Вирсавию (2 Цар 11. 2-17). Через 40 лет после воцарения Давида (согласно Иосифу Флавию, через 4 года после примирения с Давидом (Иуд. древн. VII 9. 1)) А. под предлогом принесения жертвы удалился в Хеврон, взяв с собой из Иерусалима 200 чел. В Хевроне к восстанию присоединился царский советник Ахитофел (2 Цар 15. 7-12). Известие о мятеже А. застало Давида врасплох. Он принял решение покинуть Иерусалим и отправился на восток со своей семьей, слугами и царской гвардией - хелефеями и фелефеями. Согласно надписанию, 3-й псалом был сочинен Давидом в это время. Во дворце остались только наложницы Давида, а также первосвященники Садок и Авиафар, к-рые вместе с другом царя Хусием Архитянином должны были сообщать ему обо всех действиях А., без боя вступившего в Иерусалим. После занятия Иерусалима А. по совету Ахитофела овладел наложницами своего отца (2 Цар 16. 20-22). Затем Ахитофел посоветовал А. отправиться в погоню за Давидом, к-рый еще не успел собрать значительные силы. Хусий убедил А. не следовать этому совету, а собрать большую армию из всех колен Израилевых, чтобы победить Давида (2 Цар 17. 1-14). В результате этого Давид получил необходимое время для того, чтобы перейти на противоположную сторону Иордана, в Маханаим, и там собрать свои силы. Ахитофел, поняв, что А. допустил роковую ошибку, отправился к себе домой и повесился (2 Цар 17. 22-23). А. назначил главнокомандующим своей армией Амессая, племянника Давида (2 Цар 17. 26). Давид разделил свои войска на 3 части: одной командовал Иоав, другой - Авесса, царский племянник, третьей - Еффей Гефянин, филистимлянин, перешедший на сторону Давида. Сам царь не возглавил войско, а остался в Маханаиме. Единственной его просьбой было оставить в живых А. (2 Цар 18. 1-5). Сражение состоялось в Ефремовом лесу. Опытные воины Давида, знакомые с труднопроходимой местностью, нанесли сокрушительное поражение армии А., уничтожив 20 тыс. врагов. А. пытался скрыться верхом на муле, но запутался длинными волосами в ветвях дуба и повис. Иоав, ослушавшись Давида, лично пронзил 3 стрелами А., беспомощно висящего на дубе, а оруженосцы добили его. Оставшиеся в живых люди А. разбежались, а тело его было брошено в глубокую яму, и над ним навалена куча камней (2 Цар 18. 6-17). Давид, узнав о гибели А., горько оплакивал сына (2 Цар 18. 32-33).

Образ А. послужил примером гордыни и честолюбия как в христ., так и в иудейской традиции. Свт. Андрей Критский сравнивает греховную душу с А. в его страстных и сластолюбивых стремлениях: «                            » (Великий канон. Вторник, песнь 7, тропарь 2). «Авессалом гордился волосами своими, поэтому он и повис волосами своими... И за то, что он обманул три сердца: отца, судей и всего народа, три стрелы пронзили его собственное сердце» (Мишне-Сота I. 7-8).

Гробница А.

Гробница Авессалома в Кедронской долине. 2-я пол. I в. до Р. Х.

Гробница Авессалома в Кедронской долине. 2-я пол. I в. до Р. Х.


Гробница Авессалома в Кедронской долине. 2-я пол. I в. до Р. Х.

(могила А., мавзолей А.) традиционно называют одну из «царских гробниц» Иосафатовой долины р. Кедрона, за вост. стеной Старого города (см. Иерусалим. Археология), о к-рой упоминает уже Иосиф Флавий (Иуд. древн. X 7), описывая ее как «мраморный столб» в 2 стадиях от Иерусалима. Комплекс датируется не ранее 2-й пол. I в. до Р. Х. Это типичное для раннеэллинистической Палестины сооружение - семейная гробница, состоящая из 8 вырубленных в скале прямоугольных камер (т. н. пещера Иосафата) с локулами для тел. Квадратную площадку перед входом в гробницу почти целиком занимает отдельно стоящий памятник - невысокий монолитный кубический четверик, высеченный прямо из скалы, с ионическими полуколоннами на фасадах, «несущими» дорический фриз и карниз егип. стиля. Куб увенчан глухой ротондой-барабаном, вытянутой в тонкий конус каменной кладки, увенчанной каменным цветком с собранными лепестками. Памятник является замечательным примером применения композитного стиля в евр. искусстве эпохи Второго храма. Его отождествление с именем А.- позднее, фольклорное. Вряд ли эта гробница может быть напрямую связана с построенным А. себе еще при жизни памятником «в царской долине», упоминаемым ВЗ (2 Цар 18. 18). Также она не имеет непосредственного отношения к месту гибели А. (2 Цар 18. 18) в т. н. Ефремовом лесу (вероятно, на Восточном берегу р. Иордан в окрестностях Маханаима в Галааде).

Иконография

На миниатюрах А. предстает молодым человеком с длинными черными волосами, облаченным в воинские доспехи и плащ. Наиболее распространено изображение его гибели, иконографически точно передающее текст 2-й Книги Царств. Впервые оно было представлено на миниатюре рукописи Титули из б-ки Амброзиана в Милане, IV в. Образ А. нередко появляется в обширных циклах, посвященных истории царя Давида, как в монументальных росписях, так и в миниатюрах: в 8 сценах росписи потолка ц. св. Иоанна в Мюстере (Швейцария), 800 г.; в иллюстрациях к псалмам 3 (Давид, удаляющийся от А.) и 143 (смерть А.) в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Син. Греч. № 129. Л. 3, 140об., IX в.) и Псалтири из мон-ря Пантократора на Афоне (Pantokr. 61. Fol. 232, IX в.); на миниатюрах Библии Сан-Исидоро в Леоне (Испания) (Fol. 138v, 139, 960 г. ) и др.

Лит.: Богородский Я. М. Еврейские цари. Каз., 1884; Whybray R. N. The Succession Narrative: Study of II Sam. 9-20 and I Kings 1 and 2. Naperville (Illinois), 1968. (StBTh, 2d Ser.; 9); Rost L. The Succession to Throne of David. Sheffield, 1982; Hachlili R. Ancient Jewish Art and Archaeology in the Land of Israel. Leiden et al., 1988. P. 107-109.

Иконогр.: Wiss R. L. // LCI. Bd. 1. Sp. 35; Merkle S. // Römische Quartalschr. f. Christl. Altertumskunde u. f. Kirchengeschichte. Freiburg i. Br., 1896. Bd. 10. S. 221; Щепкина М. Ф. Миниатюры Хлудовской Псалтири. М., 1977. С. 3, 140 об.; Οἱ Θησαυροὶ τοῦ ῾Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους. ̓Αθῆναι, 1979. Τ. Γ´. Σ. 279 Οικ. 232; Neuss W. Die katalanische Bibelillustration um die Wende des 1. Jahrtausends und die altspanische Buchmalerei. Bonn, 1922. S. 72, 82. (Veroffentl. d. romanischen Auslandsinstituts d. Univ.; Bd. 3); Williams J. W. A Castilian Tradition of Bible Illustration // J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1965. 28. P. 66. Tab. 8c, d; Réau. Vol. 2/1.

свящ. Афанасий Гумеров, Л. А. Беляев, Е. А. Луковникова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АВЕССАЛОМ" в других словарях:

  • Авессалом — (евр. Авшалом, отец это мир отец мира ). В 3Цар 15:2,10 в евр. тексте значится Авишалом . Третий сын Давида, родившийся в Хевроне от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая (2Цар 3:3), т.е. и по материнской линии А. имел цар. происхождение.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Авессалом — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Авессалом — (евр. Авшалом отец мира) (2Цар.3:3 ) третий сын Давида от Маахи дочери Фалмая, царя Гессурского, славившийся своею красотой, особенно своими длинными, густыми волосами, которые, когда он стриг их, что делал ежегодно, весили 200 сиклей по весу… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Авессалом —    третий сын царя Давида, славившийся красотой, в частности густыми и длинными волосами. У него была очень красивая сестра по имени Фамарь, которую обесчестил его брат Аммон. Авессалом ничего не сказал ему, но затаил в сердце обиду. Через два… …   Православная энциклопедия

  • Авессалом — Авшалом Авессалом 1) сын Давида и Маахи (2 Цар. 3:3), отличался красотой, приятностью в обращении и пышными красивыми волосами, которые ежегодно стриг, и которые весили 200 сиклей (2 Цар. 14:26). Когда Амнон, другой из сыновей царя, обесчестил… …   Словарь библейских имен

  • АВЕССАЛОМ — АБСАЛОМ или АВЕССАЛОМ (евр.). Мужское имя Avschalom: «отец мира». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВЕССАЛОМ см. Абсалом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АВЕССАЛОМ — (библ.; сын царя Давида, восставший против отца; спасаясь от преследования, А. запутался волосами в ветвях дуба, был настигнут врагами и убит) Ивы провидицы мои! Березы девственницы! Вяз – яростный Авессалом, На пытке вздыбленная Сосна – ты, уст… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • АВЕССАЛОМ — в Ветхом Завете, любимый сын царя Давида (2 Цар 3:3). Когда его сестру Фамарь обесчестил их единокровный брат Амнон, Авессалом, чтобы смыть позор, приказал слугам убить Амнона. Был изгнан, но спустя три года вернулся в Иерусалим. Возглавил… …   Энциклопедия Кольера

  • Авессалом — Любимый сын царя Давида. Задумал сам стать царем и восстал против отца. Люди Давида разбили войско Авессалома в лесу Ефремовом, а сам Авессалом бежал. Он ехал верхом на муле и запутался волосами в ветвях дуба. Вопреки приказаниям царя,… …   Подробный словарь библейских имен

  • Авессалом — (по евр. Абшалом, т. е. отец мира) третий сын царя Давида от жены его Маахи, дочери гессурского царя Птоломея. А. славился своею красотою и роскошностью волос и был честолюбивого характера. Вступившись за сестру свою Фамарь, над которой Амнон,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «АВЕССАЛОМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»