- ВИФАВАРА
Вифавара́ [греч. Βηθαβαρᾶ, Βηθααβαρά, Βηθαβαρά; евр. - дом, место переправы], вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча (Ин 1. 28); здесь же произошло призвание Иисусом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин 10. 39-42). Большинство ранних греч. рукописей НЗ, в т. ч. папирусы (в т. ч. ¸ 66, до 200 г.), называют место Крещения Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Этому же чтению следует лат. перевод и рус. перевод еп. Кассиана (Безобразова). Вариант В., по-видимому, впервые был предложен Оригеном. Признавая, что «почти все списки» содержат чтение «Вифания», он считал его ошибочным, поскольку города с таким названием в районе Иордана ему обнаружить не удалось, а известное ему предание свидетельствовало, что св. Иоанн крестил в местечке В. «на высоком берегу Иордана» (παρὰ τῇ ὄχθῃ τοῦ ᾿Ιορδάνου). В подтверждение Ориген приводит этимологию названия В.- «дом уготовления» (οἶκον κατασκευῆς), соотнося его с пророчеством Исаии (Ис 40. 3; Мф 3. 3; Мк 1. 3; Лк 3. 3) (Orig. Comm. ad Joh. VI 40). В пользу историчности сообщения о Крещении в В. говорит то, что здесь во времена земной жизни Иисуса Христа находилась переправа через Иордан, к-рой пользовались паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим через Заиорданье, в обход Самарии.
Евсевий Кесарийский пишет, что на месте В. «еще и доныне многие братья считают за честь принять омовение» (Euseb. Onom. 58). В Бурдигальском итинерарии (333 г.) напротив долины Крещения указывается холм, откуда вознесся на небо прор. Илия (Itiner. Burdigal. 598). На карте из Мадабы (VI в.) «Вифавара, [место] Крещения св. Иоанна», изображена в нижнем течении Иордана на зап. берегу реки, что противоречит локализации за Иорданом. В соч. «О расположении Св. земли» лат. паломника архидиак. Феодосия (V-VI вв.) сообщается, что на месте Крещения Господа была воздвигнута мраморная колонна, увенчанная железным крестом; поблизости находилась ц. св. Иоанна Предтечи (см. в ст. Иоанна Предтечи мон-рь), построенная при визант. имп. Анастасии I (491-518); жившие там монахи получали из казны по 6 золотых монет в год (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20). О празднике Богоявления, проходившем на обоих берегах Иордана в 6 милях севернее Мертвого м., рассказывает анонимный паломник VI в. из Пьяченцы (Anonym. Placent. Itiner. 11). Подробное описание места Крещения дает галльский паломник еп. Аркульф, посетивший Св. землю во 2-й пол. VII в. (PL. 88. Col. 800).
В ходе раскопок в окрестностях В. была обнаружена основа колонны, представляющая собой мраморную плиту в виде квадрата со стороной 2 м.
Археологические исследования в 1996 г. в Вади-эль-Харрар (на вост. берегу р. Иордан) выявили визант. монастырский комплекс V-VI вв., состоящий из сев., зап. и т. н. прямоугольной церквей и др. строений. Сев. церковь построена, согласно греч. надписи на мозаичном полу, при пресв. Ротории. Др. выявленный комплекс относится к лавре Сапсас.
Лит.: Lagrange M. J. Origène, la Critique Textuelle et la Tradition Topographique // RB. 1895. T. 4. P. 501-524; Clapp R. G. A Study of the Place-names Gergesa and Bethabara // JBL. 1907. Vol. 26. P. 62-83; Buzy D. Béthanie au delà du Jourdain: Tell el Medesch ou Sapsas? // RechSR. 1931. T. 21. P. 444-462; Kopp C. Die heiligen Stätten der Evangelien. Regensburg, 19642. S. 153-166; Wiefel W. Bethabara jenseits des Jordan (Jon 1, 28) // ZDPV. 1967. Bd. 89. S. 72-81; Aharoni Y. The Land of the Bible. Phil., 19793; Baldi D. Enchiridion locorum sanctorum: Documenta S. Evangelii loca respicientia. Jerusalem, 19823. P. 171-172; Riesner R. Bethany beyond the Jordan (John 1, 28) // Tyndale Bull. Camb., 1987. Vol. 38. P. 29-63; Tabula Imperii Romani: Judaea - Palaestina. Jerusalem, 1994. P. 78-79; Piccirillo M. Aenon Sapsaphas and Bethabara // The Madaba Map Centenary 1897-1997. Jerusalem, 1999. P. 219-220; Bethany beyond the Jordan. Amman, 2003.
Прот. Ростислав Снигирёв
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.