- ВЛАДИСЛАВ IV ВАЗА
Владислав IV Ваза. Гравюра. XVII в.
Владислав IV Ваза. Гравюра. XVII в.(9.06.1595, Краков - 20.05.1648, Мереч, ныне Мяркине, Литва), польск. король (1632-1648). В ходе польско-швед. интервенции часть рус. знати в февр. 1610 г. провозгласила королевича В. царем в Русском гос-ве, по Поляновскому миру 1634 г. В. отказался от претензий на рус. престол.Правление В. в Польше было осложнено множеством внешне- и внутриполитических конфликтов. Последние зачастую имели религ. характер и были следствием религ. политики, проводившейся отцом В. кор. Сигизмундом III Вазой и имевшей главной целью утверждение приоритета католичества на территории Речи Посполитой над Православием и протестантизмом. Сигизмунд III старался не давать важных гос. должностей протестантам и православным, активно содействовал заключению Брестской унии 1596 г., не признавал правосл. иерархов, поставленных в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном IV.
В. имел др. политические цели. После смерти Сигизмунда III весной 1632 г. началась Смоленская война с Россией. Правящие круги Речи Посполитой нуждались в лояльности правосл. населения, прежде всего Запорожского казачьего войска, упорно выступавшего против религ. политики Сигизмунда III. В этих условиях В. был инициатором уступок правосл. населению страны. Он мог опираться на поддержку шляхты Волынского, Киевского и Брацлавского воеводств, выбравших правосл. послов на сейм, к-рый должен был определить порядок и условия выборов на польск. трон. На сейме была создана комиссия во главе с В. для урегулирования положения правосл. Церкви в Речи Посполитой, о чем были срочно уведомлены послы Запорожского казачьего войска. Однако никаких серьезных решений сейм не принял.
На собравшемся 27 сент. 1632 г. элекционном сейме, еще до избрания В. на трон, участники поручили В. разработать документ, к-рый определял бы положение правосл. Церкви в Речи Посполитой. Проект соглашения - «Пункты успокоения»,- созданный В. при участии близкого к нему теолога В. Магни, хотя учитывал далеко не все пожелания православных, тем не менее признавал за ними право свободно совершать богослужение, строить новые церкви, иметь семинарии, школы, типографии, православные получали доступ к должностям в городах. Главой правосл. Церкви «Пункты успокоения» признали правосл. митрополита, к-рому должен быть передан собор Св. Софии в Киеве. Православным возвращались также 3 епископские кафедры - Львовская, Луцкая, Перемышльская, для православных на территории Литовского великого княжества была создана Мстиславская епархия. «Пункты успокоения» предполагали передать православным Киево-Печерский мон-рь, все храмы и мон-ри в Киеве, кроме Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила мон-ря, 3 храма в Вильно и часть храмов на территории Мстиславской епархии. Кроме того, предусматривалась организация комиссий в каждой епархии для раздела храмов между православными и униатами. Важное значение имело установление, что на землях униатской епархии могут жить православные, подчиняющиеся архиерею соседней правосл. епархии. 1 нояб. 1632 г. «Пункты успокоения», скрепленные подписью и печатью В., были внесены в варшавские городские книги. Папскому нунцию, недовольному документом, В. сказал, что лучше униаты сохранят за собой часть владений, чем будут силой лишены имущества казаками. Однако и католич. епископы, и униаты заявили, что согласятся принять «Пункты успокоения», если они будут одобрены папой.
14 нояб. 1632 г. В. был избран на польск. трон. Опираясь на «Пункты успокоения», православные провели выборы кандидата на митрополичий престол, а также на Луцкую и Мстиславскую кафедры. Одновременно Конгрегация пропаганды веры предписала нунцию добиваться, чтобы сейм не утверждал «Пункты успокоения».
На собравшемся в февр. 1633 г. коронационном сейме вопрос о «Пунктах успокоения» снова стал предметом дискуссии. Отрицательные отзывы дали католич. теологи, католич. епископат выступал против реализации документа. В., к-рому нужна была поддержка православных в условиях военных действий, опираясь на правосл. послов в сейме, представил утвержденный сеймом «Диплом», по к-рому за православными было признано право иметь иерархию, храмы, братства, школы и типографии, а также создавать и строить новые церковные учреждения. «Диплом» сообщал также о передаче митрополичьего стола избранному православными митр. св. Петру (Могиле), Луцкой кафедры - Афанасию (Пузыне), Мстиславской - Иосифу (Бобриковичу). Кроме того, «Диплом» содержал обещание, что «Пункты успокоения» получат подтверждение на следующем сейме. В ряде грамот В. подтвердил права правосл. мон-рей и братств, издал распоряжения о передаче православным неск. храмов. Однако выполнение этих распоряжений натолкнулось на сопротивление униатов.
В 1633 г. В. направил посольство в Рим, в т. ч. с целью получить одобрение сделанных православным уступок. Посольство лишь частично выполнило свою миссию, об одобрении папой «Пунктов успокоения» не могло быть и речи. Польск. послу Е. Оссолиньскому удалось добиться лишь того, что папа не выступил открыто против «Пунктов успокоения» и «Диплома». Когда в янв. 1635 г. собрался следующий сейм, война с Россией была закончена и заинтересованность В. в поддержке со стороны правосл. населения Речи Посполитой сильно уменьшилась. Хотя сейм, как и было обещано, формально подтвердил «Пункты успокоения», в привилеях В. 14 и 18 марта 1635 г., определявших положение униатской и правосл. Церквей в Речи Посполитой, уступок, сделанных православным, оказалось намного меньше, чем в «Пунктах успокоения». Так, в Перемышле наряду с православным должен был находиться и униатский епископ, православным не был передан Спасский мон-рь в Могилёве, к-рый должен был стать резиденцией Мстиславского епископа, им было запрещено иметь храмы в Полоцке, Витебске, Новогрудке и др. Несмотря на это, большая группа католич. и униатских сенаторов и послов продолжала протестовать против принятых решений.
В соответствии с «Пунктами успокоения» в Польском королевстве и в Великом княжестве Литовском были организованы комиссии для раздела храмов и имущества между православными и униатами. Комиссия в Польском королевстве работала с осени 1635 до апр. 1636 г. Ее деятельность натолкнулась на упорное сопротивление униатов, к-рые во мн. случаях, опираясь на поддержку представителей власти на местах - старост, саботировали выполнение решений комиссаров. На сторону униатов стал и В., предписавший в апр. 1636 г. вернуть униатам ряд церквей, переданных ранее православным. На этом деятельность комиссии прервалась, попытки православных добиться возобновления ее работы оказались безрезультатными. В Великом княжестве Литовском комиссия вообще не приступила к работе. В результате бо́льшая часть храмов и имущества, захваченных униатами в первые десятилетия XVII в., так и осталась в их руках.
Особое положение сложилось в Смоленской земле, где действовала выданная по просьбе смоленской шляхты Сигизмундом III в 1623 г. «Прерогатива», согласно к-рой на данной территории разрешалась деятельность только католич. и униатских церковных орг-ций. В янв. 1634 г. В. подтвердил установление отца, дополнив его запретом строить на Смоленщине правосл. храмы и протестант. «зборы». Правда, в мае 1634 г. В. по просьбе местной правосл. шляхты разрешил восстановить в Смоленске храм во имя св. князей Бориса и Глеба, но зимой 1636 г. построенный храм был разрушен по решению сеймика местной шляхты, и это не вызвало никакой реакции со стороны В. В 1641 г. он подтвердил установленный им ранее запрет строить на Смоленской земле правосл. церкви.
После 1635 г. одной из главных задач политики В. по отношению к православным стала организация «новой унии» правосл. и униатской Церквей. В. хотел поддержать разработанный во 2-й пол. 20-х гг. XVII в. проект объединения этих Церквей в рамках особого патриархата, к-рый был бы подчинен Риму, но пользовался широкой автономией. Универсалами в авг. и сент. 1636 г. В. предложил православным и униатам выслать на сейм своих представителей, чтобы совместно выработать соглашение о создании такого патриархата. Одновременно были сделаны шаги в Риме для обеспечения поддержки проекта со стороны Римской курии. Проект вызвал сочувственную реакцию правосл. и униатской иерархии, но курия выступила против него. В 1638 г. В. обратился с письмом к папе Римскому Урбану VIII с просьбой разрешить созыв в Варшаве совместного Собора представителей 2 исповеданий. И хотя эту просьбу поддержал униатский митр. Рафаил Корсак, ответ курии был отрицательным. В. продолжал добиваться своего, но безуспешно: курия не разрешала проведение совместного Собора, утверждая, что условия унии выработаны Ферраро-Флорентийским Собором, а вопрос о возможном сохранении правосл. литургии и др. обрядов должен решаться в Риме, а не на Соборе православных и униатов.
Возвращение к планам «новой унии» произошло в сер. 40-х гг. XVII в., когда под воздействием В., нуждавшегося в субсидиях католич. Церкви для осуществления планов войны с Османской империей, Киевский митр. Петр (Могила) и лидер правосл. шляхты А. Г. Кисель изложили свои предложения о возможных условиях «соединения» с Римом. Эти предложения доставил в Рим в нач. 1645 г. Магни. Ответа на них не последовало, но в инструкциях новому нунцию в Польше Дж. ди Торресу курия, подчеркивая, что объединение Церквей возможно только на условиях, выработанных во Флоренции, все же дала согласие на созыв совместного Собора. Вскоре после приезда Торреса в Польшу скончался свт. Петр (Могила). Нунций стал добиваться передачи Киевской митрополичьей кафедры униату, но В. в мае 1647 г. передал кафедру кандидату, выдвинутому православными,- близкому к Петру (Могиле) Мстиславскому еп. Сильвестру (Коссову). В. и его ближайший советник Оссолиньский заверяли нунция, что в вопросе о соединении Церквей новый митрополит будет следовать указаниям короля.
На съезде православных, созванном в связи с избранием нового митрополита, были выработаны условия соединения Церквей, воспроизводившие в основном предложения, направленные в Рим митр. Петром (Могилой). Одновременно на сейме, во время работы к-рого король пожаловал Киевскую кафедру Сильвестру (Коссову), было принято постановление, дававшее королю полномочия для реализации «Пунктов успокоения» и предусматривавшее создание комиссии для рассмотрения претензий православных. Таким путем рассчитывали ослабить сопротивление православных планам унии. Во время поездки на Украину в авг. 1647 г. Оссолиньский вел переговоры о возможных условиях унии с лидерами местной правосл. шляхты Киселем и М. Бжозовским. В нач. 1648 г. той же теме был посвящен ряд встреч В. и Оссолиньского с Киселем и митр. Сильвестром. На Пасху 1648 г. В. выступил с речью перед представителями православных в Вильно, призывая их к заключению унии. 15 июня 1648 г. в Варшаве должен был собраться совместный Собор православных и униатов, но эти планы были сорваны начавшимся восстанием Б. Хмельницкого.
Как представитель старшей ветви швед. династии Ваза, В. выдвигал претензии на швед. трон, к-рый после гибели на войне кор. Густава Адольфа занимала его малолетняя дочь Кристина. В этих условиях В. был заинтересован в создании себе репутации толерантного политического деятеля и в отличие от отца стремился поддерживать хорошие отношения с влиятельными протестант. политиками (напр., с гетманом К. Радзивиллом), давал им высокие должности и земельные пожалования. Вместе с тем В. был далек от того, чтобы ради улучшения правового статуса протестантов вступать в конфликт с католич. епископами, магнатами и шляхтой. Поэтому он не оказал поддержки требованиям протестантов дополнить текст соглашения о религ. мире - Варшавской конфедерации 1573 г.- постановлениями о наказаниях организаторов погромов протестант. «зборов». Однако В. принял ряд мер против организаторов таких погромов (в частности, в Люблине).
Когда расчеты на приобретение швед. трона мирным путем не оправдались и В. женился на дочери имп. Фердинанда II, рассчитывая с его помощью завоевать Швецию, польск. король перестал препятствовать действиям, направленным против протестантов. После столкновений, происшедших в Вильно осенью 1639 г., король приказал вынести кальвинистский «збор» за пределы Вильно, запретив на территории города протестант. богослужения даже в частных домах. На сейме 1638 г. при активном участии В. были приняты суровые меры против представителей наиболее радикального направления среди протестантов - социниан. Были закрыты «збор», школа и типографии в одном из главных их центров - Ракове, оттуда были изгнаны социнианские учителя и проповедники.
Отношение В. к протестантам неск. улучшилось в последние годы его правления, когда король хотел выступить в роли посредника на мирных переговорах, к-рыми должна была завершиться многолетняя война между Габсбургами и антигабсбургской коалицией. В. был заинтересован в приобретении репутации веротерпимого политика и не мог и не хотел идти на серьезный конфликт с католиками. Этим целям должна была служить «приятельская беседа» (colloqium charitativum) между католиками и протестантами, целью к-рой было рассмотрение «того, что их объединяет, выяснение того, что вызывает сомнения, и обсуждение того, что противоречит Священному Писанию и свидетельствам древней Церкви». В. лично пригласил участвовать в «беседе» представителей разных протестант. конфессий. Состоявшаяся осенью 1645 г. «приятельская беседа», как В. и ожидал, никаких конкретных результатов не принесла, но факт мирных переговоров между представителями разных конфессий в условиях, когда Европу терзали религ. войны, произвел впечатление и цель, к к-рой стремился В., была достигнута. Однако в Речи Посполитой происходило нарастание нетерпимости по отношению к протестантам. Социнианский публицист И. Шлихтинг за сочинение, в к-ром он выражал сомнения в «божественности Христа», на сейме 1647 г. был приговорен к смертной казни.
Важное место в религ. политике В. первых лет его правления занимало урегулирование отношений между католич. духовенством и шляхтой, в частности вопрос об отказе католич. Церкви от приобретения новых земельных владений (compositio inter status). Шляхта была недовольна переходом земли в руки Церкви и не хотела отвечать в суде за неуплату десятины. На конвокационном сейме 1632 г. шляхтичи предлагали, не считаясь с мнением духовенства, принять решение, запрещающее духовным людям и учреждениям приобретать землю. Требования осуществить compositio inter status выдвигали на мн. сеймиках и перед выборами на польск. трон. После активных выступлений шляхты (и протестант., и католич.) католич. духовенство было вынуждено дать письменное обещание в том, что на коронационном сейме в первую очередь будет рассмотрен вопрос о праве мон-рей приобретать земли.
На коронационном сейме 14 марта 1633 г. был принят ряд конституций, регулировавших отношения духовенства и шляхты в интересах последней. Так, шляхта получила право сохранить за собой земли, ранее принадлежавшие Церкви, если они 60 лет находились в ее владении. Др. конституция запрещала поручать судебное расследование духовным лицам, если одной из сторон в споре является духовенство. Решение наиболее важных вопросов было отложено до переговоров с папой.
В 1633 г., направляя Оссолиньского в Рим, В. поручил ему урегулировать вопросы об отмене права посылать в Рим апелляции на решения духовных судов относительно десятин и о возможности духовенства приобретать землю. Оссолиньский сумел добиться того, что папа запретил польск. мон-рям приобретать земли, суд нунция стал высшей апелляционной инстанцией по уголовным делам между светскими и духовными лицами. Папа также разрешил заменять десятину от урожая выплатой денежной суммы. На сейме 1635 г. эти договоренности с папой были оформлены как гос. законы. Их принятие на длительное время предотвратило возникновение конфликтов между шляхтой и католич. духовенством.
Лит.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1883-1898. 2 т.; Kubala L. Jerzy Ossoliński. Warsz., 19242; Andrusiak M. Sprawa Patriarchatu kijowskiego za Władysława IV // Prace historyczne w 30-lecie działalności profesorskiej Stanisława Zakrewskiego. Lwów, 1934; Krajcar J. The Ruthenian Partiarchate: Some Remarks on the Project for its Establishment in 17 Cent. // OCP. 1964. № 1-2; Dzięgelewski J. O tolerancję dla zdominowanych: Polityka wyznaniowa Rzeczypospolitei w latach panowania Władysława IV. Warsz., 1986; Плохий С. Н. Папство и Украина: Политика рим. курии на укр. землях в XVI-XVII вв. К., 1989; Макарий. История РЦ. Кн. 6; Флоря Б. Н. Положение правосл. населения Смоленщины в составе Речи Посполитой (20-40-е гг. XVII в.) // RES. 1998. № 2.
Б. Н. Флоря
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.