- ВОЗДУХ
Спас Нерукотворный с предстоящими. Воздух. 1389 г. (ГИМ)
Спас Нерукотворный с предстоящими. Воздух. 1389 г. (ГИМ)Воздýх [греч. ἀήρ; νεφέλη - облако, ἀναφορά - возношение, καταπέτασμα - завеса], в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией. В совр. практике В. обычно представляет собой вышитый покров, приблизительно 60×80 см; как правило, с изображением креста посередине.Воздух
ВоздухВ визант. эпоху В., однако, мог достигать 2 м в длину; в рус. практике «большие воздухи» сохранялись вплоть до XVI-XVII вв. название «воздух» содержится во вкладных надписях, вышитых на древнерус. больших покровах: «Спас Нерукотворный с предстоящими» (1389, ГИМ. 123×220 см - Маясова. Табл. 5), вышитый «повелением великия княгини М[а]рьи Семеновыя» (вел. кнг. Марии Александровны, вдовы вел. кн. Симеона Гордого); «Причащение апостолов» с житиями Иоакима, Анны и Богоматери на кайме, вложенное «Константиновою Огрофеной» в суздальский собор Рождества Богоматери (1410-1413, ГИМ. 114×210 см - Там же. Табл. 10-11); «Причащение апостолов» с житиями Иоакима, Анны и Богоматери, вложенное в ц. Успения Пресв. Богородицы г. Переяславля Рязанского вел. кнг. Анной Васильевной, матерью кн. Иоанна Васильевича Рязанского (1485, РИАМЗ. 108××181 см - Там же. Табл. 24-25). Однако к XVII в. «большие воздухи» выходят из повседневной практики не только в греч. Церкви, но и в РПЦ; рус. источники XVI-XVII вв. часто упоминают о «малых» или «служебных» В. Тем не менее «большой воздух» сохранился в богослужении правосл. Церкви как плащаница с изображением композиции «Положение во гроб».Архиерейская литургия. Веяние воздухом
Архиерейская литургия. Веяние воздухомПеред Божественной литургией, в конце протесиса (проскомидии), священник после каждения В. возлагает его на уже накрытые покровцами дискос и потир со словами: « » (заключение молитвы литии). Во время великого входа литургии, при принесении дискоса и потира на св. престол, В. возлагается на плечо диакону (при его отсутствии - священнику); в чине рукоположения во иерея ставленник покрывает В. голову и лицо - этот момент связан с древней практикой, когда В. имел значительные размеры и перенесение его на голове было обычным делом. При поставлении дискоса и потира на св. престол малые покровцы снимаются и сосуды покрываются одним В. Наконец, во время чтения Символа веры священник поднимает В. над сосудами и неск. раз возвышает и опускает его; при архиерейском богослужении сослужащие архиерею епископы и священники веют В. над головой архиерея. Эта особенность связана с тем, что в древности В. был больше размером, чем в наст. время, и предстоятелю приходилось наклониться, чтобы сослужащие могли убрать В. По окончании символического веяния над Дарами В. складывают и отлагают на свое место.Большие по размеру В. как украшения праздничной службы могли выносить в процессии великого входа. Эта традиция отражена, напр., в рус. соборных Чиновниках XVI-XVII вв.; перенесение подобного большого В. ангелами на плечах встречается в поздневизант. фресковых росписях, напр. в ц. св. Антония во Вронтисиу (1425-1450, Крит).
Символическую интерпретацию
«Се Агнец Божий». Воздух. 1562–1563 гг. (КОХМ)
«Се Агнец Божий». Воздух. 1562–1563 гг. (КОХМ) В. дает Псевдо-Герман К-польский (кон. VIII в.), сравнивая его с камнем, к-рым Иосиф запечатал гроб Христов, а также с завесой небесного храма, описанного в 10-й гл. Послания к Евреям (что само по себе указывает на большой размер В.- см.: Герман, свт. Сказание. С. 70-71). Согласно блж. Симеону, архиеп. Фессалоникийскому, В. символизирует твердь небесную, а также плащаницу Спасителя (PG. 155. Col. 288; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 131). Понимание В. как плащаницы Спасителя, обусловленное не в последнюю очередь обычным для визант. толкователей VIII-XV вв. осмыслением великого входа как символа погребения Христа, привело к установлению композиции «Положение во гроб» как наиболее распространенного варианта декорации В. Помимо понимания В. как напоминания о Страстях Христовых традиц. является символическое толкование обряда потрясания В. во время произнесения Символа веры как указания на благодать Св. Духа.В. и плащаница
Одно из наиболее ярких священнодействий утрени Великой субботы - шествие с Евангелием и плащаницей после великого славословия - первоначально было простым входом с Евангелием; однако в XIV в. появилась практика заворачивать Евангелие в В.: так, в греч. Типиконе (Vatop. № 320 (931)) 1346 г. сказано, что во время входа на утрене Великой субботы священник «поверх плеча своего несет Евангелие, обернутое воздухом». В XV-XVI вв. во время этого священнодействия В. с вышитой на нем композицией «Положение во гроб» выносится уже как самостоятельный предмет и получает название «плащаница»; Евангелие несет предстоятель, остальные священники - В.; после XVII в. плащаница уже не называется словом «воздух» (см. статьи Великая пятница, Великая суббота, Плащаница). Иногда В. используется при др. священнодействиях: напр., им покрывают блюдо, на к-ром выносится крест в чине Воздвижения креста (Троицкий. 1912).
Чин освящения В.
Положение во гроб. Воздух. 2-я пол. XVII в. (РИАМЗ)
Положение во гроб. Воздух. 2-я пол. XVII в. (РИАМЗ) и покровцов не существовал до XVII в. и появился в опубликованном в 1641 г. в Киеве Требнике митр. Петра (Могилы); образцом для свт. Петра послужили чинопоследования лат. ритуала. В совр. рус. изданиях Требника приводится тот же чин, что и в Требнике митр. Петра, состоящий из одной молитвы и окропления покровцов св. водой (Требник малый. Ч. 2. С. 419-420). В греч., как и в древнерус., практике особый чин освящения В. неизвестен.Изображения на В.
Полагают, что традиция вышитых изображений на В. появляется в Византии в эпоху династии Палеологов, в XIII-XV вв. (Johnstone. P. 10), но к самым ранним из сохранившихся «больших воздухов», вероятнее всего, следует отнести В. «Распятие с предстоящими» из Новгорода (XII в., ГИМ. 128×188 см - Ефимова Л. В. Шитая пелена «Распятие с предстоящими» XII в. в собр. Исторического музея // Рус. искусство XI-XVII вв. М., 1986. С. 128-135) и визант. В. «Положение во гроб» из собора Сан-Марко (XII в., музей собора Сан-Марко, Венеция).
Согласно типологии, предложенной Ю. Бойчевой, относящей к В. также и малые покровцы для покрытия потира или дискоса (Бойчева. С. 13), существуют 2 принципа декорации В.: иллюстративный, указывающий на евхаристическую службу, и символический, обусловленный различными толкованиями В. Иллюстративный принцип представлен в памятниках сюжетами: «Причащение апостолов» (ГИМ; РИАМЗ), «Агнец Божий» и др. Символический поясняет догмат о Воплощении и Искупительной Жертве Христа: «Распятие Христово» (в среднике, 51×52 см. XV в., ГРМ) с поясными фигурами 4 евангелистов и 8 апостолов на каймах; «Распятие» (XVII в., ГММК), «Снятие с креста» - вклад валашского господаря Нягое Басараба и его жены Деспины в монастырский храм Успения Богоматери в Куртя-де-Арджеш (1517-1519, ГММК. 161×207,5 см) и «Положение во гроб». В свою очередь Л. Миркович разделяет иконографию погребаемого Христа в декорации В. на 2 варианта: «гимнографический» (иконография определяется песнопениями Великой субботы) и «литургический» (иконография определяется чином литургии; уместнее было бы определение «литургийный») (Миркович. 2004). Этой типологии следует и О. Дроздова, чья работа является наиболее полным на сегодняшний день исследованием иконографии В. и плащаниц с образом «Положение во гроб» и близкими к нему (Дроздова. 2005).
Самым распространенным типом вышитых изображений на рус. малых В. XVI-XVII вв. является «Положение во гроб» в различных иконографических изводах. Неотъемлемой частью вышитых рус. В., как «больших», так и «малых», стали надписи, традиционно расположенные на каймах. Чаще всего помещали тексты тропарей, связанных со священнодействием великого входа: « ...», « …», « …», установительные слова из анафоры « …». Существует очевидная связь между декорацией В. и антиминсов; возможно, именно с уходом из практики больших вышитых В. связана традиция, распространившаяся в XVI-XVII вв. и доныне остающаяся общепринятой, полагать антиминс не под облачения св. престола (как в древности), а внутрь илитона - тем самым, антиминс с изображением композиции «Положение во гроб», разворачиваемый за каждой литургией, мог усвоить символику, принадлежавшую ранее большому В.
Параллельно с вышитыми изображениями в XV-XVII вв. существовали и В. с изображением креста, к-рый мог быть вышит, низан жемчугом, составлен из драгоценных дробниц либо выложен из тесьмы или галуна. Эта традиция устойчиво сохраняется в XVII-XXI вв. в отличие от традиции создания шитых изображений на В.
В рус. храмовых и соборных описях XVI-XVII вв. В. также называются различные по литургической функции предметы из тканей, в т. ч. малые покровцы для покрывания потира или дискоса, пелены на Евангелие, пелены с различными лицевыми изображениями, плащаницы.
Лит.: Троицкий В. A. История плащаницы // БВ. 1912. № 2. С. 362-396; № 3. С. 505-530;
Papas A. Liturgische Tücher // RbK. Bd. 5. S. 775-817; Johnstone P. The Byzantine Tradition in Church Embroidery. L., 1967; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971; Taft. Great Entrance. P. 216-219; НКС. 1983. Т. 4. С. 97-99; Бойчева Ю. Воздуси и плащаници от XIV-XVII век в Българските църкви и музеи: Функция, иконография, стил: Автореф. София, 2003; Миркович Л. Искусство церковного шитья: II. Плащаницы // Убрус. СПб., 2004. Вып. 2. С. 31-44; Дроздова О. Э. Иконография «Оплакивания и Погребения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» в лицевом шитье // Там же. С. 3-30; 2005. Вып. 3. С. 3-36.
М. В. Вилкова, диак. Михаил Желтов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.