- ВЫШИНЬСКИЙ
Кард. Стефан Вышиньский. Фотография
Кард. Стефан Вышиньский. Фотография [польск. Wyszyński] Стефан (3.08.1901, с. Зузеля Островского у. Ломжинской губ.- 28.05.1981, Варшава), кард., архиеп. Гнезненский и Варшавский, примас Польши (1948-1981). Род. в семье приходского органиста. Учился в Зузельском (1908) и Анджеевском (1910) уч-щах, затем в частной муж. гимназии в Варшаве (1912-1915) и в частной муж. коммерческой гимназии в Ломже (1915-1917). В 1917-1920 гг. получил начальное духовное образование в лицее им. папы Пия Х в г. Влоцлавеке, с 1920 по 1924 г. продолжал учебу во Влоцлавской высшей ДС. 3 авг. 1924 г. рукоположен во пресвитера. В 1924-1925 гг. служил в кафедральном соборе Влоцлавека, исполнял обязанности префекта вечерних курсов для рабочих, интеллигенции и молодежи. В 1925-1929 гг. учился в Люблинском католич. ун-те, по окончании к-рого получил степень д-ра канонического права за дис. «Права семьи, Церкви и гос-ва в отношении школы». В рамках исследования социальной деятельности Римско-католической Церкви в 1929-1930 гг. В. совершил поездку по странам Европы, по возвращении в Польшу был назначен викарием прихода Св. Семейства в Пшедече. С 1931 г. служил 1-м викарием кафедрального собора Влоцлавека, совмещая служение с преподавательской деятельностью во Влоцлавской высшей ДС и в лицее им. папы Пия Х. В 30-х гг. занимал должности защитника таинства брака и судьи Влоцлавского епархиального суда, с 1933 г. являлся главным редактором ж. «Ateneum Kapłańskie». В рамках социальной деятельности Церкви В. руководил рабочим христ. ун-том, сотрудничал с католич. союзом рабочей молодежи и христ. профсоюзами, с 1938 г. входил в состав социального совета при примасе Польши. В годы второй мировой войны и герм. оккупации Польши В. осуществлял подпольную пастырскую деятельность, с марта 1944 г. служил капелланом Армии Крайовой. С 1945 г. занимал должности зам. генерального викария Влоцлавского еп-ства и каноника Влоцлавского кафедрального капитула. После восстановления Влоцлавской высшей ДС стал ее ректором; организовал издание семейного ж. «Lad Boży», возобновил выпуск ж. «Ateneum Kapłańskie».4 марта 1946 г. папой Римским Пием ХII В. был назначен епископом Люблинским. Епископское рукоположение В., совершенное 12 мая 1946 г. в часовне Ченстоховского образа Божией Матери на Ясной горе, возглавил примас Польши кард. Август Хлонд. Стараниями В. была нормализована пострадавшая во время войны жизнь Люблинского еп-ства, возрожден Люблинский католич. ун-т, в к-ром по инициативе епископа был создан фак-т христ. философии. После смерти кард. А. Хлонда 12 нояб. 1948 г. папа Пий ХII назначил В. архиепископом-митрополитом Гнезненским и Варшавским, примасом Польши. Интронизация нового примаса состоялась 2 февр. 1949 г. в Гнезно и 6 февр. в Варшаве. Одной из основных задач В. являлась нормализация отношений между католич. Церковью и новым польск. правительством, принявшим в 1949 г. антирелиг. декрет «О защите свободы совести и вероисповеданий». 14 апр. 1950 г. было подписано соглашение между польск. епископатом и гос-вом, юридически оформлявшее положение католич. Церкви в Польше. Со стороны гос-ва предоставлялись гарантии свободной деятельности католич. орг-циям, беспрепятственное социальное служение в армии, больницах, местах заключения, религ. обучение в гос. школах; в ответ католич. иерархи объявляли о признании нового политического строя и призывали духовенство и верующих к участию в общественной жизни. Тем не менее политика властей, направленная на отделение Церкви от гос-ва, зачастую приводила к нарушению достигнутых соглашений и ограничению церковной деятельности, что вызывало неоднократные протесты со стороны В. и польск. епископата.
В 1951 г. В. совершил 1-е посещение Рима ad limina apostolorum, где 18 апр. получил от папы особые полномочия по управлению католич. Церковью в Польше. 12 янв. 1953 г. папа Пий XII возвел В. в сан кардинала, но из-за противодействия со стороны польск. властей он не смог выехать в Рим для получения знаков кардинальского достоинства. 9 февр. того же года правительство Польши приняло декрет о реорганизации церковного управления и установило гос. контроль за назначением епископов и священников на кафедры и приходы. 8 мая польск. епископат во главе с В. направил председателю Совета министров Польши Б. Беруту послание «Non possumus», в к-ром выражался протест против вмешательства властей во внутренние дела католич. Церкви и попыток гос. контроля за назначением на церковные должности. В ответ польск. правительство предприняло ряд репрессивных действий в отношении католич. духовенства и религ. изданий. 14-22 сент. был проведен показательный процесс над Келецким еп. Чеславом Качмареком, обвиненным в сотрудничестве с нацистами, шпионаже и антигос. деятельности и приговоренным к 12 годам заключения. 24 сент. В. направил правительству послание «В защиту папы и иерархии», в к-ром вступился за осужденного епископа. Поздним вечером 25 сент. примас был арестован и вывезен из Варшавы. С 26 сент. В. содержался под арестом в мон-рях в Рывалд-Крулевски, Сточеке, Пруднике и Команьче. После возвращения к власти В. Гомулки (окт. 1956) 26 окт. В. был освобожден и через 2 дня вернулся к исполнению своих обязанностей. 8 дек. 1956 г. было заключено новое соглашение между польск. епископатом и правительством, отменявшее декрет от 9 февр. 1953 г. и ряд ограничений на религ. деятельность. В 1957 г. с разрешения властей примас посетил Ватикан, где 18 мая папа Пий XII вручил ему знаки кардинальского достоинства и присвоил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марии за Тибром (S. Mariae trans Tiberim).
В. участвовал в подготовке и проведении Ватиканского II Собора, являясь членом Центральной подготовительной комиссии (с февр. 1962), комиссии по апостольству мирян и адм. секретариата Собора (с окт. 1962) и Совета президиума Собора (с 24 авг. 1963). На Соборе В. занимал позицию принятия большинства соборных реформ, но выступал против изменения бревиария и подчеркивал важность сохранения лат. языка в богослужении. Во многом благодаря инициативе В. во время закрытия 3-й сессии Собора 21 нояб. 1964 г. папа Римский Павел VI провозгласил Пресв. Деву Марию Матерью Церкви.
В 1966 г. В. возглавил торжества, посвященные 1000-летию крещения Польши, план проведения к-рых он разработал во время нахождения под домашним арестом в 1953-1956 гг. 3 мая 1957 г. примас объявил о начале «Великой Новенны» - 9-летней программы подготовки к торжествам, важным моментом к-рых стало посвящение Польши Пресв. Деве Марии, совершенное В. 3 мая 1966 г. в Ченстохове. По инициативе В. 17 окт. 1971 г. в Риме состоялась беатификация погибшего в Освенциме польск. пресв. Максимилиана Кольбе. В 1975 г. В. подготовил программу празднеств, связанных с 600-летием явления чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери, «6 лет благодарности за 6 веков присутствия», к-рая осуществлялась с 1976 по 1982 г.
С нач. 60-х гг. вновь обострились отношения между польск. католич. Церковью и гос-вом. После отмены в июле 1961 г. преподавания религии в гос. школах В. организовал систему уроков катехизиса на приходах. Одной из наиболее важных проблем в государственно-церковных отношениях оставался вопрос о каноническом утверждении польск. церковной администрации в зап. землях, присоединенных к Польше после второй мировой войны. Негативную реакцию со стороны властей Польши вызвало направленное 18 нояб. 1965 г. польск. епископатом во главе с В. послание к нем. епископату, в к-ром содержалась фраза «прощаем и просим о прощении» и признавалось наличие для Германии проблемы зап. польск. границы. Польск. руководство обвинило В. в «недружественной и нелояльной позиции» по отношению к гос-ву и в 1967 г. отказало ему в возможности выезда в Ватикан на ассамблею Всемирного синода епископов.
В кон. 70-х гг. с развитием нового политического кризиса в Польше и приходом к власти Э. Герека стала меняться политика правительства в отношении католич. Церкви. 3 марта 1971 г. состоялась встреча В. с председателем Совета министров Польши П. Ярошевичем, положившая начало процессу нормализации государственно-церковных отношений. В апр. того же года в Риме прошли первые офиц. переговоры между Ватиканом и представителями польск. властей, 23 июня сейм Польской Народной Республики принял закон о возвращении религ. орг-циям конфискованной гос-вом после второй мировой войны собственности на зап. и сев. польск. землях. В 1972 г. стараниями В. была окончательно решена проблема церковной юрисдикции в зап. землях, на территории к-рых буллой папы Павла VI «Episcoporum Poloniae coetus» (28 июня 1972) офиц. утверждалась польск. церковная администрация. С 1973 г. установились постоянные рабочие контакты руководства Польши с Ватиканом.
22 окт. 1978 г. В. принимал участие в интронизации новоизбранного папы Иоанна Павла II, к-рый в 1964 г. по непосредственному представлению В. был назначен архиепископом Краковским. Польск. власти были вынуждены прибегнуть к помощи В. при организации первого визита папы Иоанна Павла II в Польшу, состоявшегося 2-10 июня 1979 г. С развитием кризисной ситуации в стране на рубеже 70-80-х гг. руководители Польши неоднократно обращались к В. с просьбой содействовать нормализации общественной и политической жизни страны. Во время массовых забастовок в авг. 1980 г. через офиц. польск. СМИ В. обратился к рабочим с призывом вернуться на свои производственные места, прекратить конфронтацию в обществе и начать переговоры с гос. властью.
В. похоронен в кафедральном соборе св. Иоанна в Варшаве. В 1987 г. останки В. были перенесены в часовню, сооруженную в том же соборе. В 1989 г. начался процесс его беатификации. Имя В. присвоено учрежденному Польским сеймом в 1999 г. новому ун-ту в Варшаве.
Соч.: Głowne typy Akcji Katolickiej za granicą. Lublin, 1931; Katolicki program walki z kommunizmem. Włocławek, 1937; Christus Społecznik. Poznań, 1947; Listy Pasterskie Prymasa Polski: 1946-1974. P., 1975; Kościół w służbie narodu. Warsz., 1981, 1983; Zapiski więzienne. P., 1982. Warsz., 19954; Listy Pasterskie Prymasa Polski: 1975-1981. P., 1988; Dzieła zebrane. Warsz., 1991-2002. T. 1-4; Czas to miłość: Myśli kard. S. Wyszyńskiego. Gniezno, 2001. T. 1-8.
Лит.: Wojtyła K. Znaczenie Stefana kard. Wyszyńskiego dla współczesnego Kościoła // Zesz. nauk. Katolickiego Uniw. Lubielskiego. 1971. N 3. S. 19-31; Micewski A. Kard. Wyszyński, prymas i mąż stanu. P., 1982. Warsz., 1983. 2 t.; Швецова Л. Ф. Социализм и католицизм. М., 1982; Мянович Т. К истории вост. политики Ватикана: «польск. модель» // Континент. 1988. № 57. С. 271-304; Życie, twórczość i posługa S. Wyszyńskiego, Prymasa Tysiąclecia. Warsz., 1994-2002. T. [1]-4; Raina P. Kard. Wyszyński: Droga na Stolicę Prymasowską. Warsz., 1993-1995. T. 1-6; Пономарёв В. П. Архиепископы и администраторы Варшавские // Покров: Альм. рос. католиков. 2000. № 8. С. 76-91; Sługa Boży Stefan kard. Wyszyński: Praca zbiorowa. Warsz., 2000; Яжборовская И. С. Польская католич. Церковь и гос-во в 40-90-е гг. ХХ в. // Религии мира: История и современность. М., 2003. С. 19-47.
В. П. Пономарёв
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.