ВЫШИНЬСКИЙ

ВЫШИНЬСКИЙ

Кард. Стефан Вышиньский. Фотография

Кард. Стефан Вышиньский. Фотография


Кард. Стефан Вышиньский. Фотография

[польск. Wyszyński] Стефан (3.08.1901, с. Зузеля Островского у. Ломжинской губ.- 28.05.1981, Варшава), кард., архиеп. Гнезненский и Варшавский, примас Польши (1948-1981). Род. в семье приходского органиста. Учился в Зузельском (1908) и Анджеевском (1910) уч-щах, затем в частной муж. гимназии в Варшаве (1912-1915) и в частной муж. коммерческой гимназии в Ломже (1915-1917). В 1917-1920 гг. получил начальное духовное образование в лицее им. папы Пия Х в г. Влоцлавеке, с 1920 по 1924 г. продолжал учебу во Влоцлавской высшей ДС. 3 авг. 1924 г. рукоположен во пресвитера. В 1924-1925 гг. служил в кафедральном соборе Влоцлавека, исполнял обязанности префекта вечерних курсов для рабочих, интеллигенции и молодежи. В 1925-1929 гг. учился в Люблинском католич. ун-те, по окончании к-рого получил степень д-ра канонического права за дис. «Права семьи, Церкви и гос-ва в отношении школы». В рамках исследования социальной деятельности Римско-католической Церкви в 1929-1930 гг. В. совершил поездку по странам Европы, по возвращении в Польшу был назначен викарием прихода Св. Семейства в Пшедече. С 1931 г. служил 1-м викарием кафедрального собора Влоцлавека, совмещая служение с преподавательской деятельностью во Влоцлавской высшей ДС и в лицее им. папы Пия Х. В 30-х гг. занимал должности защитника таинства брака и судьи Влоцлавского епархиального суда, с 1933 г. являлся главным редактором ж. «Ateneum Kapłańskie». В рамках социальной деятельности Церкви В. руководил рабочим христ. ун-том, сотрудничал с католич. союзом рабочей молодежи и христ. профсоюзами, с 1938 г. входил в состав социального совета при примасе Польши. В годы второй мировой войны и герм. оккупации Польши В. осуществлял подпольную пастырскую деятельность, с марта 1944 г. служил капелланом Армии Крайовой. С 1945 г. занимал должности зам. генерального викария Влоцлавского еп-ства и каноника Влоцлавского кафедрального капитула. После восстановления Влоцлавской высшей ДС стал ее ректором; организовал издание семейного ж. «Lad Boży», возобновил выпуск ж. «Ateneum Kapłańskie».

4 марта 1946 г. папой Римским Пием ХII В. был назначен епископом Люблинским. Епископское рукоположение В., совершенное 12 мая 1946 г. в часовне Ченстоховского образа Божией Матери на Ясной горе, возглавил примас Польши кард. Август Хлонд. Стараниями В. была нормализована пострадавшая во время войны жизнь Люблинского еп-ства, возрожден Люблинский католич. ун-т, в к-ром по инициативе епископа был создан фак-т христ. философии. После смерти кард. А. Хлонда 12 нояб. 1948 г. папа Пий ХII назначил В. архиепископом-митрополитом Гнезненским и Варшавским, примасом Польши. Интронизация нового примаса состоялась 2 февр. 1949 г. в Гнезно и 6 февр. в Варшаве. Одной из основных задач В. являлась нормализация отношений между католич. Церковью и новым польск. правительством, принявшим в 1949 г. антирелиг. декрет «О защите свободы совести и вероисповеданий». 14 апр. 1950 г. было подписано соглашение между польск. епископатом и гос-вом, юридически оформлявшее положение католич. Церкви в Польше. Со стороны гос-ва предоставлялись гарантии свободной деятельности католич. орг-циям, беспрепятственное социальное служение в армии, больницах, местах заключения, религ. обучение в гос. школах; в ответ католич. иерархи объявляли о признании нового политического строя и призывали духовенство и верующих к участию в общественной жизни. Тем не менее политика властей, направленная на отделение Церкви от гос-ва, зачастую приводила к нарушению достигнутых соглашений и ограничению церковной деятельности, что вызывало неоднократные протесты со стороны В. и польск. епископата.

В 1951 г. В. совершил 1-е посещение Рима ad limina apostolorum, где 18 апр. получил от папы особые полномочия по управлению католич. Церковью в Польше. 12 янв. 1953 г. папа Пий XII возвел В. в сан кардинала, но из-за противодействия со стороны польск. властей он не смог выехать в Рим для получения знаков кардинальского достоинства. 9 февр. того же года правительство Польши приняло декрет о реорганизации церковного управления и установило гос. контроль за назначением епископов и священников на кафедры и приходы. 8 мая польск. епископат во главе с В. направил председателю Совета министров Польши Б. Беруту послание «Non possumus», в к-ром выражался протест против вмешательства властей во внутренние дела католич. Церкви и попыток гос. контроля за назначением на церковные должности. В ответ польск. правительство предприняло ряд репрессивных действий в отношении католич. духовенства и религ. изданий. 14-22 сент. был проведен показательный процесс над Келецким еп. Чеславом Качмареком, обвиненным в сотрудничестве с нацистами, шпионаже и антигос. деятельности и приговоренным к 12 годам заключения. 24 сент. В. направил правительству послание «В защиту папы и иерархии», в к-ром вступился за осужденного епископа. Поздним вечером 25 сент. примас был арестован и вывезен из Варшавы. С 26 сент. В. содержался под арестом в мон-рях в Рывалд-Крулевски, Сточеке, Пруднике и Команьче. После возвращения к власти В. Гомулки (окт. 1956) 26 окт. В. был освобожден и через 2 дня вернулся к исполнению своих обязанностей. 8 дек. 1956 г. было заключено новое соглашение между польск. епископатом и правительством, отменявшее декрет от 9 февр. 1953 г. и ряд ограничений на религ. деятельность. В 1957 г. с разрешения властей примас посетил Ватикан, где 18 мая папа Пий XII вручил ему знаки кардинальского достоинства и присвоил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марии за Тибром (S. Mariae trans Tiberim).

В. участвовал в подготовке и проведении Ватиканского II Собора, являясь членом Центральной подготовительной комиссии (с февр. 1962), комиссии по апостольству мирян и адм. секретариата Собора (с окт. 1962) и Совета президиума Собора (с 24 авг. 1963). На Соборе В. занимал позицию принятия большинства соборных реформ, но выступал против изменения бревиария и подчеркивал важность сохранения лат. языка в богослужении. Во многом благодаря инициативе В. во время закрытия 3-й сессии Собора 21 нояб. 1964 г. папа Римский Павел VI провозгласил Пресв. Деву Марию Матерью Церкви.

В 1966 г. В. возглавил торжества, посвященные 1000-летию крещения Польши, план проведения к-рых он разработал во время нахождения под домашним арестом в 1953-1956 гг. 3 мая 1957 г. примас объявил о начале «Великой Новенны» - 9-летней программы подготовки к торжествам, важным моментом к-рых стало посвящение Польши Пресв. Деве Марии, совершенное В. 3 мая 1966 г. в Ченстохове. По инициативе В. 17 окт. 1971 г. в Риме состоялась беатификация погибшего в Освенциме польск. пресв. Максимилиана Кольбе. В 1975 г. В. подготовил программу празднеств, связанных с 600-летием явления чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери, «6 лет благодарности за 6 веков присутствия», к-рая осуществлялась с 1976 по 1982 г.

С нач. 60-х гг. вновь обострились отношения между польск. католич. Церковью и гос-вом. После отмены в июле 1961 г. преподавания религии в гос. школах В. организовал систему уроков катехизиса на приходах. Одной из наиболее важных проблем в государственно-церковных отношениях оставался вопрос о каноническом утверждении польск. церковной администрации в зап. землях, присоединенных к Польше после второй мировой войны. Негативную реакцию со стороны властей Польши вызвало направленное 18 нояб. 1965 г. польск. епископатом во главе с В. послание к нем. епископату, в к-ром содержалась фраза «прощаем и просим о прощении» и признавалось наличие для Германии проблемы зап. польск. границы. Польск. руководство обвинило В. в «недружественной и нелояльной позиции» по отношению к гос-ву и в 1967 г. отказало ему в возможности выезда в Ватикан на ассамблею Всемирного синода епископов.

В кон. 70-х гг. с развитием нового политического кризиса в Польше и приходом к власти Э. Герека стала меняться политика правительства в отношении католич. Церкви. 3 марта 1971 г. состоялась встреча В. с председателем Совета министров Польши П. Ярошевичем, положившая начало процессу нормализации государственно-церковных отношений. В апр. того же года в Риме прошли первые офиц. переговоры между Ватиканом и представителями польск. властей, 23 июня сейм Польской Народной Республики принял закон о возвращении религ. орг-циям конфискованной гос-вом после второй мировой войны собственности на зап. и сев. польск. землях. В 1972 г. стараниями В. была окончательно решена проблема церковной юрисдикции в зап. землях, на территории к-рых буллой папы Павла VI «Episcoporum Poloniae coetus» (28 июня 1972) офиц. утверждалась польск. церковная администрация. С 1973 г. установились постоянные рабочие контакты руководства Польши с Ватиканом.

22 окт. 1978 г. В. принимал участие в интронизации новоизбранного папы Иоанна Павла II, к-рый в 1964 г. по непосредственному представлению В. был назначен архиепископом Краковским. Польск. власти были вынуждены прибегнуть к помощи В. при организации первого визита папы Иоанна Павла II в Польшу, состоявшегося 2-10 июня 1979 г. С развитием кризисной ситуации в стране на рубеже 70-80-х гг. руководители Польши неоднократно обращались к В. с просьбой содействовать нормализации общественной и политической жизни страны. Во время массовых забастовок в авг. 1980 г. через офиц. польск. СМИ В. обратился к рабочим с призывом вернуться на свои производственные места, прекратить конфронтацию в обществе и начать переговоры с гос. властью.

В. похоронен в кафедральном соборе св. Иоанна в Варшаве. В 1987 г. останки В. были перенесены в часовню, сооруженную в том же соборе. В 1989 г. начался процесс его беатификации. Имя В. присвоено учрежденному Польским сеймом в 1999 г. новому ун-ту в Варшаве.

Соч.: Głowne typy Akcji Katolickiej za granicą. Lublin, 1931; Katolicki program walki z kommunizmem. Włocławek, 1937; Christus Społecznik. Poznań, 1947; Listy Pasterskie Prymasa Polski: 1946-1974. P., 1975; Kościół w służbie narodu. Warsz., 1981, 1983; Zapiski więzienne. P., 1982. Warsz., 19954; Listy Pasterskie Prymasa Polski: 1975-1981. P., 1988; Dzieła zebrane. Warsz., 1991-2002. T. 1-4; Czas to miłość: Myśli kard. S. Wyszyńskiego. Gniezno, 2001. T. 1-8.

Лит.: Wojtyła K. Znaczenie Stefana kard. Wyszyńskiego dla współczesnego Kościoła // Zesz. nauk. Katolickiego Uniw. Lubielskiego. 1971. N 3. S. 19-31; Micewski A. Kard. Wyszyński, prymas i mąż stanu. P., 1982. Warsz., 1983. 2 t.; Швецова Л. Ф. Социализм и католицизм. М., 1982; Мянович Т. К истории вост. политики Ватикана: «польск. модель» // Континент. 1988. № 57. С. 271-304; Życie, twórczość i posługa S. Wyszyńskiego, Prymasa Tysiąclecia. Warsz., 1994-2002. T. [1]-4; Raina P. Kard. Wyszyński: Droga na Stolicę Prymasowską. Warsz., 1993-1995. T. 1-6; Пономарёв В. П. Архиепископы и администраторы Варшавские // Покров: Альм. рос. католиков. 2000. № 8. С. 76-91; Sługa Boży Stefan kard. Wyszyński: Praca zbiorowa. Warsz., 2000; Яжборовская И. С. Польская католич. Церковь и гос-во в 40-90-е гг. ХХ в. // Религии мира: История и современность. М., 2003. С. 19-47.

В. П. Пономарёв


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ВЫШИНЬСКИЙ" в других словарях:

  • Вышиньский, барон Иосиф — (Jósef Wyszyński) депутат первого сейма Ц. Польского 1818 г., автор брошюры об эмансипации евреев "О reformie ludu Izraela" (Варшава, 1818 г.). B. считал необходимою реформу евр. быта ввиду отсталости и фанатизма широких евр.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Польша — Польская Республика, гос во на В. Европы. Название Польша (Polska) от этнического наименования народа поляки (polacy). См. также Украина, Хмельницкий. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М …   Географическая энциклопедия

  • БОГ — Если Бог за вас, кто против вас? Апостол Павел Послание к римлянам, 8, 31 Бог есть, но я в него не верю. Осип Брик Верить в Бога невозможно, не верить в него абсурдно. Вольтер Многие верят в Бога, но немногим верит Бог. Мартти Ларни… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • МОЛИТВА — Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего либо?… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Гмина Шепетово — Gmina Szepietowo Страна:  Польша Повят:  Высокомазовецкий повят Глава:  Станислав Рох Вышиньский Площадь:  151,9 км² Население:  7522 чел. Год переписи:  2004 Плотно …   Википедия

  • Гмина Высоке-Мазовецке — Gmina Wysokie Mazowieckie Герб Флаг Файл:Wysokie Mazowieckie flaga gminy.JPG Страна:  Польша Повят:  Высокомазовецкий повят Глава …   Википедия

  • Высоке-Мазовецке (гмина) — Гмина Высоке Мазовецке Gmina Wysokie Mazowieckie Герб …   Википедия

  • Шепетово (гмина) — Гмина Шепетово Gmina Szepietowo Герб …   Википедия

  • IV.2.15. Архиепископы Гнезненские (с 1946 Варшавские) — ⇑ …   Правители Мира

  • ГЛЕМП — [Glemp] Юзеф (род. 18.12.1929, Иновроцлав, ныне Куявско Поморское воеводство, Польша), кард., архиеп. Варшавский, примас Польши. Начальное образование получил в школе с. Косьцелец Куявски. Во время нем. оккупации Польши (1939 1944) вместе с… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»