ВЯЖИЩСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

ВЯЖИЩСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1819 г. (ГИМ)

Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1819 г. (ГИМ)


Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1819 г. (ГИМ)

(Новгородской и Старорусской епархии), в дер. Вяжищи Новгородской обл. Основан как муж. при архиеп. Новгородском Иоанне II (1389-1415). Согласно Новгородской III летописи, в 1411 г. «стяжанием» игум. Пахомия и строителя Антония в В. м. был построен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, в 1419 г.- деревянная надвратная ц. во имя прп. Антония Великого. Монастырские хроники, на к-рые ссылаются архим. Амвросий (Орнатский) и архим. Макарий (Миролюбов), называют основателями В. м. и строителями Никольского храма монахов Евфросина, Игнатия и Галактиона, а первым настоятелем - пришедшего к ним иером. Пимена.

По инициативе постриженика В. м. Новгородского свт. Евфимия II в мон-ре велось каменное строительство. Заложенный им в 1436 г. Никольский храм рухнул, «на старой основе» возведен (1438) и расписан (1441) новый Никольский собор. В 1439 г. была построена и расписана теплая ц. во имя ап. Иоанна Богослова с трапезной палатой, погребами, хлебной (Новгородские летописи. С. 270). «Летопись Авраамки» относит сооружение Иоанновской ц. к 1457 г. (ПСРЛ. Т. 16. 1889. С. 197). Последняя дата более достоверна, т. к., согласно житию, незадолго до кончины свт. Евфимий (Ɨ 1458) спешил завершить строительство и украшение Иоанновского храма. В 1463 г. над его захоронением у Никольского собора был устроен придел во имя прп. Евфимия Великого (расписан в 1466); в 60-х гг. построен надвратный каменный храм во имя прп. Антония Великого (расписан в 1466). Строительство трапезной свидетельствует об общежительном уставе мон-ря. Наиболее раннее изображение Никольского собора зафиксировано на иконе «Свт. Евфимий II» сер. XVI в., находившейся в В. м. и известной по фотографиям и прорисям. Согласно изображению, это был высокий (в 3 света) 1-главый кубический храм с апсидами, декорированными валиковыми разводами, к-рыми обычно украшались храмы XIV в.

Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г.

Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г.


Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г.

К сер. XV в. В. м. был одним из самых богатых и влиятельных наряду с Юрьевым, Антония Римлянина и Варлаамиевым Хутынским мон-рями. В нем существовала книгописная мастерская, устроенная, вероятно, свт. Евфимием. Сохранилась Триодь Постная (РГБ. Ф. 255. № 438), в к-рой имеется авторская запись: «Боголюбивому архиепископу Еуфимию Великого Новаграда, а писал поп Дионисие у святаго Николы на Вежищах» (Л. 305-305 об.). Сохранился также исполненный по заказу свт. Евфимия Служебник с миниатюрами (1438-1441) (Смирнова Э. С. С. 76, 88). В 1464 г. в В. м. свящ. Иона переписал для Юрьева мон-ря Евангелие учительное (собр. РНБ) (Там же. С. 93).

В. м. принадлежали обширные владения в Новгородской земле. Согласно писцовым книгам 1582 г., крупнейшие вотчины находились в Водской пятине: Заверяжском, Лузском и Гдицком погостах. В Шелонской пятине В. м. принадлежала вотчина в Сутоцком погосте, в Деревской - в Понедельском и Кременицком погостах, в Обонежской - в Рождественском Вороновском погосте. Почти все деревни и вотчины, находившиеся в Водской и Шелонской пятинах, числились в 1582 г. пустошами (запустение связано прежде всего с Ливонской войной).

Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г.

Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г.


Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г.

В. м. был разорен в 1580 г. войсками Стефана Батория и во время швед. оккупации нач. XVII в. О постройках В. м. в этот период дает представление рисунок 1615 г. участника голл. посольства Антониса Хутеериса (см.: Малков. 1993): здание Никольского собора имело 8-скатное пощипцовое покрытие, к-рое, вероятно, возникло в XVI в. (первоначально кровля была посводовой), стены разделены на 3 части плоскими пилястрами. На рисунке изображены пристроенные по углам собора контрфорсы, крест на главе снесен. С запада к собору примыкал скрытый сев.-зап. контрфорсом пониженный придел во имя прп. Евфимия (ок. 1463), увенчанный главкой (крест снесен). К западу же от собора располагалась 2-этажная трапезная ц. во имя ап. Иоанна Богослова (1439), крытая на 2 ската, увенчанная 1 главой, с лестницей, ведущей на 2-й этаж. В нижнем ярусе - в зап. фасаде большая (въездная?) арка, ведущая в подцерковье, в сев. стене - 4 ниши. Справа от этих построек на рисунке изображена др. трапезная церковь (сер. XVI в., разобрана после пожара 1688) с отсутствующей после разорения военного времени кровлей. Небольшая в плане, но высокая постройка имела пощипцовое 8-скатное покрытие, 1 полукруглую апсиду. В верхней части сев. стены, под кровлей, показана декоративная полукруглая ниша. С запада к церкви пристроена 2-этажная трапезная с крытым крыльцом у сев. фасада, расположенными попарно арочными окнами на сев. и зап. фасадах, декорированная пояском 5-гранных нишек под карнизом. К югу от апсиды церкви располагалась отдельно стоявшая 4-гранная 2-ярусная звонница (верхний 3-й ярус отсутствует). Показанная в зап. части мон-ря каменная поварня (упом. в монастырской описи 1698 г.- ГИА Новгородской обл. Ф. 513. Оп. 1. Д. 913; разобрана после пожара 1688) относится, вероятно, к XVI в. Стена поварни разделена лопатками, стянутыми в верхней части двойными висячими арками.

В возобновленном после Смутного времени В. м. в сент. 1651 г. при Новгородском митр. Никоне (Минове) учреждается архимандрития с правом служения настоятеля в шапке, с палицей и сулком. В. м. имел подворье в Новгородском кремле и в пожалованных митр. Никоном дворах на Яковлеве ул. (Софийская сторона). К В. м. были приписаны Понедельский Николаевский мон-рь (1679) в Деревской пятине и Сяберский Спасский мон-рь (1684) в Шелонской пятине. В 1667 г. царь Алексей Михайлович пожаловал В. м. дворцовое с. Холынья с деревнями и пустошами в Деревской пятине.

В 1681 г. на месте обветшавшего Никольского храма заложили одноименный собор, освященный в 1685 г. митр. Новгородским Корнилием: 2-этажный, 4-столпный, 5-главый, окруженный папертью и галереями. С зап. стороны фасада в него ведет 2-всходное крыльцо с 2 симметричными «полатками», увенчанными шатрами (восстановлены на основе описи 1698 г.). Площадка (рундук) крыльца имеет бочковый свод (следы утраченного бочечного покрытия обнаружены в процессе натурных исследований). Тип храма, его декоративное убранство - наличники окон в виде двойных кокошников, вертикальные и горизонтальные фризы из ширинок с изразцовыми заполнениями, аркатурные пояса барабанов - обнаруживают стилистическое сходство с храмами в Поволжье. В 1691 г. в подцерковье собора, над могилой свт. Евфимия, был освящен придел в его честь. Здесь хранились вериги святителя и его мощи под спудом. После пожара 1688 г. была разобрана надвратная Антониевская ц. В 1694-1698 гг. взамен сгоревшей была построена 2-этажная трапезная ц. во имя ап. Иоанна Богослова (освящена 8 дек. 1702) с приделом в честь Вознесения Господня (освящена 2 дек. 1708). Кубический объем храма должны были венчать 5 глав, но во время бури 1698 г. кровля была снесена и храм после восстановительных работ в 1702 г. получил 1-главое завершение, пятиглавие было восстановлено в 2005 г. при проведении реставрационных работ. Трапезная палата - здание на высоком подклете - соединяет церковь с Никольским собором. В зап. части трапезной, над настоятельскими покоями, в 1708 г. была сооружена 8-гранная 2-ярусная колокольня, увенчанная 5 главками. В нач. XVIII в. в сев. линии мон-ря были построены 2 каменных корпуса: 2-этажный с кельями и 1-этажный хозяйственный. Парадный монастырский ансамбль окружила деревянная (с нач. XIX в. каменная) ограда, внутри к-рой была построена конная мельница. В результате ремонтных работ в 20-30-х гг. XIX в. изменились формы завершений на храмах, колокольне, крыльцах.

Уникальной особенностью архитектурного ансамбля является убранство фасадов и интерьеров полихромными (ценинными) изразцами, выполненное в 1-й четв. XVIII в. Особенным богатством изразцового декора отличается ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из «ценинных образцов», имеющих разнообразную форму, рельефные рисунки (изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, а также крестов - редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII в.- и др.) отличаются укрупненными размерами. Встречающиеся в изразцовом убранстве буквенные изображения и прочтение отдельных слов свидетельствуют о существовании храмозданной надписи в карнизной части ц. во имя ап. Иоанна Богослова, разрушенной во время бури 1698 г. Вопрос происхождения декора до конца не решен. По мнению М. И. Полянского, изразцы изготавливались в мастерской при Валдайском мон-ре. В. П. Выголов полагал, что изразцовые наборы привозились из Москвы и Ярославля, но не исключал и существования местного новгородского производства. Возможно, изразцы изготавливались в Вяжищах мастерами, прошедшими выучку в валдайской мастерской; известно, что местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев, Артемий Митрофанов занимались изготовлением изразцовых печей.

Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г.

Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г.


Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. 1694–1698 гг. Фотография. 2004 г.

Иконы для иконостасов храмов написал в 1701 г. по подрядному договору кормовой иконописец Иван Яковлев Бахматов; был изготовлен резной иконостас мастерами Василием Яковлевым, Ерофеем Герасимовым, Федором Никоновым, Ерофеем Савельевым.

К сер. XVIII в. к В. м. было приписано 1697 крестьян, 1613 дес. земли, в 1764 г. мон-рь лишился вотчин, был отнесен ко 2-му классу. В сер. XVIII в. в мон-рь ссылали клириков и монахов «за непристойные духовному сану поступки», с 1745 по 1766 г. было ок. 40 ссыльных. В сер. XIX в. в В. м. проживало ок. 35, в нач. XX в.- 18 насельников.

Из архиереев XVIII-XIX вв. настоятелями В. м. были: Владимирский еп. Виктор (Онисимов), Астраханский архиеп. Антоний (Румовский), Могилёвский еп. Афанасий (Волховский), Воронежский еп. Иннокентий (Полянский), Могилёвский архиеп. Варлаам (Шишацкий), Вологодский архиеп. Антоний (Знаменский), Екатеринославский архиеп. Феофил (Татарский).

Изразцовый декор церкви во имя ап. Иоанна Богослова. Фотография. 2001 г.

Изразцовый декор церкви во имя ап. Иоанна Богослова. Фотография. 2001 г.


Изразцовый декор церкви во имя ап. Иоанна Богослова. Фотография. 2001 г.

В обители был полуобщежительный устав: при совместной трапезе одежду и келейную обстановку дозволялось иметь собственную. Содержание обеспечивалось штатным жалованьем из гос. казны, процентами с банковских вкладов, пожертвованиями благотворителей, прибылью от свечной продажи. К нач. XX в. В. м. принадлежали водяная мельница на р. Усть-Яндоме в Олонецком у. и оз. Озерское в Тихвинском у. Небольшие наделы пахотной земли и сенокосные угодья обеспечивали содержание стада из 17 коров. При мон-ре существовала церковноприходская школа.

В 1920 г. В. м. был закрыт, храмы переданы в аренду прихожанам, корпуса - колхозу «Красный Вяжинец». Последний настоятель В. м. вик. Новгородской епархии еп. Серафим (Велицкий) в 1927 г. (1929?) был арестован, через неск. месяцев скончался и был похоронен в обители. По воспоминаниям очевидцев, от Новгорода до мон-ря гроб с телом епископа несли на руках. В 20-х гг. в В. м. служил также свящ. Валентин (Ɨ ок. 1946). С 1929 г. храм во имя ап. Иоанна был передан окружному музею, трапезная - колхозу под склад. Иконы из трапезной, в т. ч. 8 праздничных икон XVI в. и образ Божией Матери «Знамение» 1691 г., поступили в музеи. Часть икон и утвари оставались в пользовании коллектива верующих при Никольском соборе, приход к-рого к 1929 г. составлял более 400 чел. В 1931 г. собор был закрыт под предлогом отказа верующих платить налоги и невозможности произвести ремонтные работы. Нек-рое время богослужения совершались в Евфимиевском приделе собора. В янв. 1932 г. бо́льшая часть икон поступила в хозяйственный отдел ОГПУ, наиболее ценная утварь - в музей, резные рамы иконостасов, киотов отданы колхозу, остальное имущество - инспектору Госфонда.

Постройки В. м. пострадали в 1941-1944 гг. В 1964 г. под рук. архит. Л. Е. Красноречьева начались восстановительно-реставрационные работы. Проекты предусматривали возвращение монастырскому ансамблю первоначального архитектурного облика. Изразцы изготавливались в Ярославской реставрационной мастерской.

В 1988 г. В. м. был возвращен Новгородской епархии РПЦ, 5 июня 1989 г. открыт как жен., сестры переведены из Пюхтицкого мон-ря. Осенью 1989 г. в Никольском соборе состоялось первое богослужение, 31 марта 1990 г. митр. Ленинградский и Новгородский, буд. Патриарх Алексий II, освятил нижний храм Никольского собора во имя свт. Евфимия. 7 окт. 1995 г. В. м. получил статус ставропигиального. Мон-рь имеет подсобное хозяйство (скотный двор, теплицы), 40 га угодий (пашни, пастбища, сенокос). К 2005 г. в В. м. ок. 15 насельниц, настоятельница - игум. Антония (Корнеева).

В новгородском музее сохранились происходившие из В. м. шитый покров с изображением свт. Евфимия II (1549), икона-складень строгановского письма «Архиеп. Евфимий с житием», исполненная повелением постриженика В. м. митр. Казанского Лаврентия, изделия прикладного искусства XVI-XIX вв. Вкладные надписи, в т. ч. митр. Лаврентия, сохранились на водосвятной чаше (1659), на серебряном кадиле (1663), на серебряном чеканном блюде (1659). В Успенском соборе Московского Кремля хранится чудотворная храмовая икона «Свт. Николай с житием» нач. XV в. из В. м.

Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7870. Л. 2-5; ГИА Новгородской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3707. Л. 98 об.- 101; Ф. 513. Оп. 1. Д. 18. Л. 1-13; Д. 43. Л. 13; Д. 913. Л. 78 об.- 82 об., 120-131; Д. 1104. Л. 10-15, 19-24; Ф. 712. Оп. 1. Д. 10. Л. 11-13; Оп. 2. Д. 1. Л. 24-35 об., 36, 40 об., 41, 41 об.; Д. 2. Л. 13, 28 об., 36 об.

Ист.: ПСРЛ. Т. 16. 1889. С. 197; НПЛ. С. 418, 419, 421; НовгорЛет. С. 253, 258, 261, 270; Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 707-708; Служба и житие иже во святых отца нашего Евфимия, архиеп. Новгородского чудотворца. СПб., 1907; Опись Новгорода 1617 года // Памятники отеч. истории. М., 1984. Вып. 3. Ч. 1. С. 93; Малков Ю. Г. Новгородская земля в рисунках Антониса Хутеериса (1615 г.) // Древний Новгород: Искусство, история, археология. М., 1983. С. 346-350.

Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 635-679; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 595-604; Полянский М. И. Вяжищский мон-рь как памятник ценинного дела на Руси // Волховский листок. 1903. № 108; Слезскинский А. Г. Вяжищский мон-рь: Из экскурсий в окрестности Новгорода // ИВ. 1905. Т. 101. Авг. С. 514-527; Выголов В. П. Монументально-декоративная керамика Новгорода кон. XVII в.: Изразцы Вяжищского мон-ря // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Художественная культура Новгорода. С. 251-260; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. М., 1982. С. 61-64; Петров Д. А. Памятники XV-XVI вв. в Николо-Вяжищском мон-ре // Архитектура и строительство России. 1992. № 3. С. 22-23; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV в. М., 1994. С. 76, 88; Жервэ Н. Н. Николо-Вяжищский мон-рь // Где святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 251-259; Антипов И. Никольская ц. Вяжищского мон-ря 1438 г. // Там же. 2003. № 1. С. 18-21.

Л. А. Секретарь


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ВЯЖИЩСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»