АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ это:

АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ

(† ок. 360), преподобные Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля). А. З. происходил из знатной семьи и был обручен с дочерью таких же знатных людей. Достигнув совершеннолетия, А. З. вынужден был уступить родителям и жениться, хотя уже давно чувствовал призвание к пустынной жизни. Во время брачного пира святой был осиян Божественным светом и немедленно покинул брачные покои. Позже его нашли далеко от города столь переменившимся, что родители не стали уговаривать его вернуться. В пустыне преподобный подвизался в общей сложности 50 лет. После смерти родителей А. З. раздал большую часть своего имущества бедным. Молва о подвижнике быстро распространилась, и к нему стало приходить множество людей; однажды святого посетил местный епископ и призвал его к священническому служению в одном языческом селении, жители к-рого давно и упорно сопротивлялись всяким попыткам обратить их в христианство, били и истязали посылаемых к ним священников. А. З. долго отказывался, но был вынужден подчиниться приказу епископа, напомнившего ему о церковной иерархии. Он выстроил в селении красивый храм и сокрушил языческих идолов. Жители, узнав об этом, вытащили его из храма и избили. Ночью А. З. вновь вернулся в храм, и наутро истязание повторилось. Противостояние продолжалось 3 года; постепенно, видя упорство и терпение святого, язычники смягчились, а почти тысяча человек крестилась. Новообращенные искренне полюбили своего пастыря и раскаялись в своих злодеяниях. Однако когда паства его укрепилась в вере, А. З., тосковавший по пустынножительству, тайно вернулся к уединению. Через нек-рое время умер его брат, оставив 7-летнюю дочь Марию. А. З. взял ее к себе, поселив рядом с собственной кельей, обучал Свящ. Писанию и приобщал к пустыннической жизни. Когда Марии исполнилось 20 лет (по сир. житию - 17), к ним явился некий монах и обольстил Марию. Горько раскаиваясь и стыдясь своего наставника, она бежала от него в г. Асс, где стала публичной женщиной. А. З. сокрушался и молился о ней, и во сне ему открылось, что через 2 года Мария вернется. По истечении этого времени он отправился за ней и, узнав, что Мария на одном из постоялых дворов, стал искать способа встретиться с ней. Он решил представиться распутником, ищущим увеселений, и в светском наряде отправился к хозяину Марии, сказав, что хочет развлечься в ее обществе. Мария не узнала преподобного, и, когда они остались наедине, А. открылся Марии и стал уговаривать ее вернуться к праведной жизни. Тайком они вернулись в пустыню, где и стали жить вместе в посте и молитве; св. Мария прославилась многими чудесами и исцелениями. Через 23 года А. З. умер в возрасте 70 лет, а через 5 лет после него умерла и св. Мария.

Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека)

Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека)


Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека)

Известно житие А. З. и Марии на сир. языке; имеющееся там указание на то, что его автором был прп. Ефрем Сирин (посвятивший А. З. 15 гимнов), в наст. время ставится под сомнение. Сохранилась также греч. версия жития в обработке Симеона Метафраста. Согласно сир. житию, А. подвизался в Кидуне близ Эдессы; греч. житие называет селение, жителей к-рого крестил святой,- Тения в епископии Лампсака (Геллеспонт). Повесть об А. З., приписываемая св. Ефрему Сирину, переведена на слав. язык в Х в. в составе Паренесиса. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. краткое житие и эта повесть помещены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120-121).

Иконография

А. изображается в ряду преподобных отцов старцем с длинной вьющейся бородой: на миниатюре Минология Василия II - представлен молящимся возле храма и источника (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 146); на мозаическом медальоне ц. Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.,- поясное изображение; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- с воздетыми в молении руками (орант). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 13. № 21), описывает преподобного как старца «с большой остроконечной бородой».

Ист.: BHG, N 5-8; BHL. T. 1. P. 3; ActaSS. Mart. 1668. T. 2. Col. 741-748; Bedjan. Acta. T. 6. P. 380-401; 465-499; Lamy Th. Acta Beati Abrahae Kidunaiae monachi aramaice // AnBoll. 1891. T. 10. Fasc. 1. P. 5-49 [сир. житие; рус. пер.: Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии // ППС. 1990. Вып. 30 (93). С. 107-116]; PG. 115. Col. 43-77 [греч. житие]; S. Ephrem Syri Hymni et sermones / Ed. T. Y. Lamy. Malines (Mecheln), 1889. T. 3. P. XL-XLIII. Col. 749-836; T. 4. Col. 1-84; Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum / Ed. J. B. Abbeloos et T. Lamy. Louvain, 1872. T. 1. P. 86; Chronicon Edessenum / Trad. T. Guidi. Chronicon ad A. D. 846 pertinens / Trad. J. B. Chabot. Chronicon Jacobi Edesseni / Trad. E. W. Brooks // CSCO. Ser. 3. Syr. T. 4. P. 5, 150, 219; SynCP. Col. 173-174; PL. 72. Col. 281-294; Hrotsuita. Comoedia, IV // PL. 118. Col. 1013-1028.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 446-447; AnBoll. 1891. T. 10. P. 5-49; 1901. T. 20. P. 421-422; 1905. T. 24. P. 173, 242, 442, 445; Duval R. La littérature syriaque. P., 1889. P. 159, 337; Stoop E. de. Un mot sur les sources des Actes d'Abraamios // Le Musée belge. 1911. T. 15. P. 297-312; Wilmart A. Les redactions latins de la vie d'Abraham érémite // Revue bénédictine. 1938. T. 50. P. 222-245.

Иконогр.: Schafer G. Das Handbuch der Malerei vom Athos. Trier, 1855. S. 413; Ерминия ДФ. С. 171; MenolBas. Tav. 146; Weis E. // LCI. Bd. 5. Sp. 7-8; Hamman-McLean, Hallensleben. Abb. 36; Volbach W. F., Lafontaine-Dosogne J. Byzanz und der christliche Osten. B., 1968. (Propyläen Kunstgeschichte; Bd. 3). Abb. 14; Reau. 3/1. P. 13 [А. З. из Сирии]; Detzel. Bd. 2. S. 16; Ricci. P. 3-5; Chatzidakis-Bachareis Th. Les peintures murales de Hosios Lucas: Les Chapelles Occidentales. Athènes, 1982.

М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ" в других словарях:

  • ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ — Ап. Павел. Икона. Кон. XIII в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) Ап. Павел. Икона. Кон. XIII в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) одно из сочинений, составляющих корпус Посланий св. ап. Павла и входящих в канон НЗ. Богословие Основная цель Е. П.… …   Православная энциклопедия

  • Илия, монах Киево-Печерской лавры; — гравер на дереве, работавший с 1636 г. по 1656 г.; вырезал один целую Библию, состоящую из 133 картинок, почти целый печерский Патерик и множество гравюр для разных изданий. Подписывался он под своими работами: *** ИЛИЯ, ИЛИА А, ИЛИ, ИА, ИНОК… …   Большая биографическая энциклопедия

  • АНГЕЛОЛОГИЯ — [от греч. ἄγγελος ангел и λόγος учение], учение об ангелах. Собор ангелов. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Собор ангелов. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) В его основе лежит Божественное Откровение, содержащее сведения о духовном мире. Значительная часть этих …   Православная энциклопедия

  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… …   Православная энциклопедия

  • ИМЯ БОЖИЕ — [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»