ГАЛИЛЕЯ

ГАЛИЛЕЯ

Гора Фавор

Гора Фавор


Гора Фавор

[евр.   - круг; греч. Γαλιλαία], область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви. Здесь произошло Благовещение Деве Марии (Лк 1. 26-38; Мф 1. 18-25), сюда Св. семейство вернулось после бегства в Египет, детские годы Иисуса прошли в Назарете (Лк 2. 39-52). В Г. Он творил чудеса, проповедовал на берегах Галилейского моря (Мф 5-7; Лк 6. 20-49), здесь призвал Своих первых апостолов и явился ученикам после Воскресения. В Евангелии от Марка противопоставляется Иерусалим и Г., т. к. именно в ней Христос нашел преданных учеников (Мк 16. 7). Хотя Христос укорял и нек-рые города Г., не принявшие Его учения (Мф 11. 20-24), но последняя встреча с учениками и послание их на проповедь произошли в Г., а не в Иерусалиме (Мф 28. 16). Для евангелиста Луки Г.- место, откуда начинается проповедь Иисуса Назарянина (Лк 23. 5; Деян 10. 37). Иоанн уделяет меньше внимания Г., но отводит ей роль убежища (Ин 4. 1-3) и места откровения (Ин 2. 11; 4. 44; 21. 2).

География

Г. отделена с юга от плато долиной Йизреэль (см. Изреель), с запада равниной Акко и финикийскими низменностями, с севера р. Эль-Литани (впадает в Средиземное м. севернее Тира), с востока Голанскими высотами. Деление на Верхнюю и Нижнюю Г. проходит по хребту Эш-Шагур от Акко к Цфату (Сафеду) (ср.: Ios. Flav. De bell. III 3. 1; 3. 38). Границы этих частей обозначает Кфар-Ханания.

Устойчивым топонимом Г. стала, вероятно, к VII в. до Р. Х.: при описании Кедеса говорится, что его «отделили» в Г. (Нав 20. 7; 21. 32; 1 Пар 6. 76; в XV в. до Р. Х. Г., возможно, вошла в список городов Тутмоса III (Simons. Handbook. 1937. List I. № 80)). В ВЗ топоним Г. употребляется исключительно по отношению к сев. району Палестины (Ис 9. 1; 1 Maкк 5. 15; Мф 4. 15; 4 Цар 15. 29).

Главные черты ландшафта Г.- мощные хребты, расположенные в направлении север-юг в Верхней Г., общее повышение (хребтов) к югу и постепенное снижение к северу до долины р. Эль-Литани. Юг Верхней Г. скалистый и образует одно из самых труднодоступных, изолированных мест Палестины. На западе Г. находятся долины приморья, прорезающие хребты.

Нагорье Г. хорошо орошается ручьями и источниками, это самая дождливая область Израиля, засухи случаются только в Нижней Г. В горах температура падает зимой ниже 0°, бывают снегопады, но в долинах зима мягкая, а лето жаркое. Г. плодородна: климат позволяет выращивать разнообразные растения и снимать неск. урожаев, поэтому основу экономики Г. составляло сельское хозяйство (Ios. Flav. De bell. 3. 3. 2; Meyers. Sepphoris. 1986).

Кроме фруктов и зерновых культур в Г. производили соленую рыбу (Капернаум), тарную керамику (под Сепфорисом), стекло. Местная столовая посуда появилась только во II-III вв., до этого предметы роскоши ввозились в Г. Производство парадной посуды до визант. периода велось в Кфар-Ханании, откуда ее вывозили на Голаны, в города Декаполиса и побережья.

Земли Г. окружали владения крупных торговых городов Финикийского побережья (Тир, Сидон, Птолемаида), откуда шли караванные пути. Археологические находки в Верхней Г. подтверждают, что здесь процветала активная торговля с Тиром и всем приморьем (Meyers. Galilean Regionalism. 1985. P. 123-125).

В I в. по Р. Х. адм. провинция Г. составляла 1 из 3 основных частей Палестины. На востоке ее граница проходила по р. Иордан и Галилейскому м., к-рое также включалось в Г. (в I в. в нее входила и часть вост. берега). На западе - по части прибрежной равнины в пределах удела колена Асира. В эпоху НЗ Г. простиралась севернее, до р. Леонта (Эль-Литани). Иосиф Флавий описал границу Г. в I в. по Р. Х. как государственную: с запада - район горы Кармель, Птолемаида и район Гавы, с юга - Самария и Скифополь, на востоке - земли Гиппоса, Гадары и Голаны до Галилейского м., с севера - Тир (Ios. Flav. De bell. III 35-40).

История

Древнейшая Г.

Панорама раскопок на месте постоялого двора у горы Фавор

Панорама раскопок на месте постоялого двора у горы Фавор


Панорама раскопок на месте постоялого двора у горы Фавор

На территории Г. открыты памятники освоения ее человеком каменного и медного (халколит) веков. С ранней стадии бронзового века (3500/3200-2800 гг. до Р. Х.) долины Г. активно заселялись: на севере новая культура характеризуется серой лощеной керамикой. В период урбанизации (стадии II и III раннего бронзового века, 2800-2300 гг. до Р. Х.) плотно заселялась и нагорная часть Нижней и Верхней Г. В горах открыты десятки памятников этого времени. Первый период интенсивного заселения гор Г. оборвался внезапно, в конце эпохи ранней бронзы (стадия IV раннего бронзового века, 2300-2100 гг. до Р. Х.). Главные находки этого периода происходят из погребальных пещер, обычно не связанных с поселениями. Керамика близка к материалам из Сирии, где городская культура развивалась непрерывно, и это указывает на то, что Г. конца раннего бронзового века - часть единого культурного района, центр к-рого был на территории Сирии.

Города хананеев

появились в период новой урбанизации, в эпоху среднего бронзового века (1700-1550 гг. до Р. Х.). Многие из них названы в егип. текстах Проклятий как потенциальные противники (Helck. Die Beziehungen. 1962. S. 49-66), поскольку среди них не упомянут Мегиддо, считают, что он был центром управления египтян.

Конец эпохи позднего бронзового века в Г. (1550-1200 гг. до Р. Х.) отражен в ВЗ. Археологические находки показывают, что в это время использовали здания ранних периодов, храмы и дворцы ремонтировали почти без изменений, количество и размер поселений сократились. Заселялись в основном по-прежнему долины.

Социальная структура поселений Г. и их связи отражены в егип. документах, особенно в амарнских письмах (XIV в. до Р. Х.) и в Папирусе Анастасия A (описание воображаемого путешествия по району хананейских поселений - ANET. 242-243; 476-478). Часть поселений локализована на местности, остальные известны по описаниям колен Израилевых (Нав 13-19). По списку Тутмоса III в Г. определено ок. 20 пунктов. На севере долины Иордана - Лахис, Асор, Хиннароф, Беф-Сан, Авел-Беф-Мааха, в долине Изреель - Мегиддо, Шимрон, Гева-Шемен, Таанах, Иокнеам, на приморской равнине точно указывается только Акко, но города в уделе Асира (Мишал, Ахсаф, Аламелех), вероятно, находились в юж. части приморской равнины Г., в Нижней Г.- Адами-Некев, Кишион, Анахараф. В амарнских письмах упомянуты также города Ханнафон в уделе колена Завулона (ср.: Нав 19. 14 - EA. 8, 245), Сунем в уделе колена Иссахара (ср.: Нав 19. 18 - EA. 365) и Иармуф в колене Иссахара назван на стеле Сети I (ср.: Нав 21. 29 - ANET. 255). Известно также, что гарнизонным городом египтян был Беф-Сан. Письма из городов Г. (Тир, Акко, Ахсаф, Мегиддо, Таанах, Шимрон, Асор) в Египет также найдены в Эль-Амарне. Из более ранних документов, чем амарнские письма, известны и др. города-гос-ва (Гева, Сунем - ANET. 247).

Период вторжения израильских племен .

Согласно ВЗ, города-гос-ва хананеев в районе Г. были завоеваны и отданы коленам Асира, Неффалима, Завулона и Иссахара.

События Исхода и вторжение евреев в Ханаан, описанные в книгах Иисуса Навина, Судей и в др. текстах, относятся к эпохе перехода от бронзового к железному веку. У. Ф. Олбрайт и др. видели в конце эпохи поздней бронзы крах культуры, выражаемый в разрушении городов, и начало цивилизации иного типа, что, по их мнению, могло служить подтверждением исторической достоверности текстов ВЗ. Однако уже А. Альт (Alt. The Settlement. 1966) указал на то обстоятельство, что егип. тексты помещают ханаанские центры в долинах, а в ВЗ упоминаются поселения колен Израилевых в горах. Подобная картина отражена и в списке городов, к-рые не были взяты израильскими племенами (Суд 1. 27-36). Эти города лежат в долинах, в основном в долине Изреель, и на приморской равнине. Такое расселение напоминает процесс оседания кочевников на земле. Альт сделал вывод о мирном проникновении евреев в малозаселенные горные районы и полагал, что рассказ Книги Иисуса Навина имеет этиологический, а не исторический смысл.

Проведенные Й. Ахарони в 1951-1953 гг. разведки в Верхней Г. открыли много малых поселений в нагорной части, появившихся в начале железного века; это могло бы поддержать гипотезу «мирной инфильтрации». Но раскопки 1955-1958 гг. в Асоре показали, что город с большой территорией эпохи позднего бронзового века (слой XIII) был насильственно уничтожен. На его месте в эпоху раннего железного века (слой XII) появилась маленькая деревушка (Yadin. Hazor. 1972. P. 108-109, 129-132). Эти находки поддерживали идею исторической достоверности Книги Иисуса Навина. Была предложена 3-я гипотеза: поселения в горах эпохи раннего железа принадлежат не пришельцам извне, но тому же народу, к-рый заселял города Г. эпохи поздней бронзы и вынужден был оставить их из-за перенаселенности долин или социального конфликта (о такой ситуации говорят амарнские письма - EA. 248; 74; 89; Mendenhall. Conquest. 1962; Gottwald. The Tribes. 1979).

В целом археология библейская представляет процесс гибели городов позднебронзового века как длительный, занявший ок. 150 лет. Она доказала, что разрыв в культуре между поздним бронзовым и ранним железным веками (особенно изменение размеров и организации поселений) - один из самых значительных в древней истории. Однако она же показывает, что этот длительный и сложный процесс не может быть сведен к единой причине и определенному моменту. Этот общий вывод уточняет библейское повествование в ряде конкретных эпизодов. Разрушение городов в этот период, так же как возникновение поселений новых типов, видимо, отражает результаты большой политической активности в Г. в XIV-XII вв. до Р. Х., к-рую проявляли города-гос-ва Ханаана, Египет с постоянными военными рейдами, «народы моря», древнеизраильские племена и др. племенные группы, названные в Библии (аморреи, евусеи, хеттеи и др.).

Внутренний вид жилой застройки Хоразина

Внутренний вид жилой застройки Хоразина


Внутренний вид жилой застройки Хоразина

Описание земель колен Израилевых в Книге Иисуса Навина (13-19) охватило и Г. Списки городов Г. приводятся также в Книге Судей Израилевых (1. 27-35) и в ассир. источниках, упоминающих ассир. пров. Магидду (район Г.- см.: Alt. Ortsliste. 1927). Открывает перечень описание земель колен Завулон (Нав. 19. 10-16), затем Иссахар (Нав 19. 17-23), Асир (Нав 19. 24-31) и Неффалим (Нав 19. 32-39).

Анализ письменных и археологических источников позволил сделать вывод, что схема расселения колен Израилевых в Г. восходит к территориальному делению предыдущей эпохи, а территории между коленами представляют районы плотного заселения хананеями или участки больших торговых путей. (Подробный разбор проблем идентификации территории каждого из колен, владевших землей в Г., и лит-ру по вопросу см.: Frankel R. Galilee // ABD. Vol. 2 P. 879-899.)

В долинах Г. раскопано достаточно памятников, чтобы отождествить их с упоминаемыми в ВЗ. На прибрежной равнине это Тель-Абу-Хавам, Тель-Акко, Тель-Кейсан; в долине Йизреэль и окрестностях Бет-Шеана - Тель-Таанах, Тель-Мегиддо, Тель-Бет-Шеан, Тель-Кашиш, Афула, Тель-Кедеш и поселок у Тель-Меноры, в долине р. Иордан - Тель-Хацор, Тель-Дан, Тель-Киннерет. О заселении нагорных районов сведения почерпнуты из археологических данных: Ахарони отметил интенсивное заселение долины Пкиин и менее активное в горном массиве горы Мерон, памятники железного века открыты на зап. склонах гор Верхней Г. (Frankel) и в горах вокруг Назарета.

Между распределением памятников эпохи раннего железа в Г. и описанием владений колен Израилевых существуют различия. На нагорье, занятом коленом Иссахара, памятников этого времени нет, на земле колена Завулона открыты поселения с фрагментами импортной посуды нач. XIII в. Наиболее интересную картину дало обследование земель колена Асира, т. е. части приморской равнины и прилегающего предгорья. Керамика сев. поселений вдоль границы с Ливаном и более юж. различаются: сосуды с севера восходят к тирским пифосам бронзового и раннежелезного веков (Bikai 1978), а с юга - к пифосам Асора позднебронзового века и Верхней Г. Т. о., расположение поселений на склонах гор Г. указывает на недолгое, но интенсивное заселение их коленом Асира и на развитие здесь локального варианта древнеевр. культуры, независимого от юж. колен, опирающихся на наследие Ханаана.

Группа памятников, обследованная Ахарони в долине Пкиин и на горе Мерон, лежит в пределах колена Неффалим; она обнаруживает следы раннего заселения коленами Израилевыми и сильное влияние Тира. Благодаря находкам пифосов юж. типа наряду с тирскими пифосами в Дане можно говорить также об археологических следах миграции в Г. части этого колена (Biran. Tell Dan. 1980. P. 176).

Борьба с филистимлянами и создание царства

Раннехристианская церковь в Курси

Раннехристианская церковь в Курси


Раннехристианская церковь в Курси

происходили южнее, в землях колен Ефрема и Вениамина, поэтому в описаниях, сделанных на их территориях, упоминание Г. почти отсутствует. Во времена Давида вся территория Г. до р. Эль-Литани и окружающие долины входили в его царство. В эпоху правления Соломона крепости евреев строились уже в самых сев. районах царства, но они существенно уступали по площади своим хананейским предшественникам (Ussishkin. «Solomonic» City. 1980).

Ок. 200 лет, от мятежа Иеровоама (928 ) до захвата Г. ассир. царем Тиглатпаласаром III в 732 г., Г. входила в Северное царство Израиля и подверглась ряду нападений. О походе егип. фараона Шешонка I (ок. 924) сообщается в его надписи в Карнаке (Simons. Handbook. 1937. List. XXXIX), в стеле Шешонка из Мегиддо (Kitchen. Period. 1973. P. 436-437, 447, № 126). Затем последовала война царя Иудеи Асы против Ваасы, царя Израиля, когда его союзник Венадад I вторгся в Г. (3 Цар 15. 20) и, возможно, уничтожил Асор (слой IX). В дальнейшем отмечаются преобразования ряда городов. Так, Асор (слой VIII) вырос вдвое по сравнению с тем, какой был в эпоху Соломона; Мегиддо (слой IVa) был обнесен массивной стеной (Yadin. Hazor. 1972. P. 147-178).

Последующая борьба Израиля с сир. царем Азаилом (4 Цар 10. 32-34; 12. 18; 13. 3-4) могла привести к господству в Г. арамеев, хотя для этого периода нет ни письменных, ни археологических свидетельств о серьезной войне на территории Г. Более поздний слой Асора (VI) дает основания говорить о процветании города и ассоциируется с эпохой правления царя Иеровоама II, сына Иоаса. Гибель этого города VI слоя связывают с землетрясением (Ам 1. 1; Зах 14. 5), после к-рого был восстановлен только жилой квартал (Shiloh. Haus. 1970).

Ассирийский период Г.

На 200 лет раньше остального Израиля Г. была завоевана ассирийцами (4 Цар 15. 29). В 733-732 гг. до Р. Х. армия Тиглатпаласара III захватила Г., раскопки Асора вскрыли картину его полного разрушения. Галилейские провинции в Ассирии назывались по городам: Дуру - на прибрежной равнине Шарон, Галаза - восточнее Иордана, Магидду. Присутствие ассирийцев в Г. отмечают и по отдельным находкам артефактов (золотой кубок в виде головы лани - Frankfort. Art. 1954. P. 103. № 118A). Уменьшились размеры и количество поселений в Г. (в сравнении с Иудеей), заметнее стал отход от традиций юж. территорий.

Персидский период Г.

В это время и археология, и письменные источники фиксируют быстрый рост финикийских городов, особенно Акко, ставшего персид. военной базой. По археологическим данным можно показать финикийское влияние в Г. (Stern. Material Culture. 1973. P. 237) и отсутствие существенной связи с эпохой Первого храма.

В этническом и религ. отношении в Г. была сложная ситуация. По возвращении из вавилонского плена евреи, возможно, остались в Г. в меньшинстве, еще более сократилось их количество после вывода их Симоном Маккавеем в Иудею в 164 г. (1 Макк 5. 9-23). Их численность стала возрастать только в правление Хасмонеев, а затем при Ироде Великом. Поэтому жители Иудеи долго видели в галилеянах недостаточно ортодоксальных единоверцев (Мф 4. 15; Ин 1. 46; ср.: Мф 26. 69, 73). Тем не менее именно в Г. чувство религ. фанатизма нашло самое яркое выражение в решительных выступлениях зилотов (Ios. Flav. De bell. 2. 8. 1; Деян 5. 37), вызвавших войну с Римом.

В эпоху эллинизма Г.

Синагога IV-V вв. в Капернауме

Синагога IV-V вв. в Капернауме


Синагога IV-V вв. в Капернауме

(III в. до Р. Х.) оказалась в центре борьбы Птолемеев и Селевкидов, а позже здесь развернулись Маккавейские войны за независимость (1 Макк 5. 14-23; 11. 63; 12. 47, 49). После завоевания Палестины Помпеем (63 г. до Р. Х.) Г. получила широкую автономию и при Габинии была включена как иудейская обл. в удел этнарха Гиркана II (Ios. Flav. Antiq. 14. 74).

В 40-37 гг. до Р. Х. Г. правил юный Ирод Великий, затем отдал ее сыну Антипе (4 г. до Р. Х.- 39 г. по Р. Х.), при к-ром столицей Г. стал Сепфорис, а с 25 г. по Р. Х.- Тивериада. После правления внука Ирода Агриппы I (41-44) Г. окончательно перешла под власть Рима и вместе со всей Палестиной была включена в пров. Иудея, хотя отчасти сохраняла автономию (Ios. Flav. Antiq. 20. 137; De bell. 2. 247). После Иудейской войны и восстания Бар-Кохбы Нижняя Г. перешла под контроль Сепфориса и Тивериады, а Верхняя Г. (Tetracomia) осталась под прямым правлением Рима.

В рим. время прослеживается влияние языческого окружения на элиту общества в Г., среди населения в основном господствовал иудаизм. Г. по-прежнему была со всех сторон окружена городами (Тир, Сидон, Кесария Филиппова, Скифополь), где преобладали язычники. В Вверхней Г. остались руины большого храма, эпиграфические находки говорят о его использовании уже в 117-118 гг. (Ovadiah, Fischer, Roll. Kedesh. 1993); северо-западнее Кедеса найдены надписи-посвящения Диане и Аполлону (Aviam. Galilee. 1993).

Особенно сильно был эллинизирован Сепфорис. Здесь были мощеные улицы с колоннадами и жилые инсулы (около акрополя), районы с регулярной сетью улиц, театр на 4,5-5 тыс. мест, 2 термы и система акведуков. Греч. надписи, ипподром и гимнасий датируются II в. (Weiss, Netzer. Sepphoris. 1996; Chancey. Sepphoris. 2000; idem. Ancient Sepphoris. 2001; idem. The Myth. 2002). Согласно данным нумизматики и надписям на милевых камнях, в это время город переименовали в Диокесарию, однако храмы, несмотря на активные поиски, не найдены, есть только редкие находки предметов, связанных с культом Сераписа, и 2 статуэтки Прометея и Пана (II-III вв.).

Еще более греко-римской была новая столица Г.- Тивериада. Город мало изучен с т. зр. археологии (Hirschfeld. Tiberias. 1997), но ясно, что здесь проживало много греков. Даже менее крупные, традиционно иудейские поселки были затронуты языческой средиземноморской культурой: Капернаум на берегу Галилейского м. имел регулярно распланированные улицы, собранные в инсулы дома, а со II-III вв. и термы рим. типа.

Стоявший в Тивериаде рим. гарнизон активно контактировал с местным населением, его патрули контролировали религ. праздники; во II в. в городе появилась главная улица, а в IV в.- термы. О военном присутствии Рима в Г. свидетельствуют надписи и следы лагерей (в Тель-Шалеме и к югу от Назарета (в Кфар-Отнаи) и др.; Isaac. The Limits. 1992; Safrai. Roman Army. 1992).

Несмотря на влияние на Г. языческой средиземноморской культуры, в ее религиозно-этнической жизни полностью господствовал иудаизм. Археологические свидетельства подтверждают широкое использование традиц. для иудеев каменных сосудов, активное сооружение ритуальных бассейнов-микв, распространение обычая вторичного погребения и др.

Назарет

Назарет


Назарет

Небольшие поселки, такие как Назарет и Капернаум, оставались еврейскими. Границу маленького Назарета определяло окружавшее его кладбище (Taylor. Christians. 1993). В Капернауме была известная синагога в IV-V вв., ранее на ее месте стояло здание из базальта, в к-ром иногда видят синагогу, восходящую ко времени Иисуса (Loffreda. Capernaum. 1993; Corbo. Capernaum. 1992). Даже Сепфорис оставался преимущественно евр. городом: его территорию (особенно зап. склон акрополя) занимали многочисленные ритуальные бассейны.

После разрушения Иерусалима Г. во II-III вв. стала центром евр. учености и культуры, туда переселились книжники-раввины, создавшие школы и синагоги в Уше, в Шфараме, в Бет-Шеариме и, видимо, в Сепфорисе и Тивериаде. Неофиц. столицей евр. Палестины стала Тивериада, Цфат (Сафед) в Верхней Г. в течение 15 веков оставался центром евр. мистицизма (см. ст. Каббала).

Г. сыграла решающую роль и в развитии ранней символики иудаизма, проявившейся в архитектуре и декоре зданий. Именно здесь во II-III вв. были выработаны план и архитектурные формы синагог. Самая ранняя синагога появилась в Эн-Набратейне, возможно, в кон. 30-х гг. II в. отдельные строились в Верхней Г., с нач. III в.- в Хирбет-Шеме, в Гуш-Халаве, в Хоразине, в Хаммат-Тиверии, в Бет-Шеариме. К сер. III в. синагоги в Г. строили уже десятками, в IV в. они появились в районах Самарии и Голан. Возник особый «галилейский» тип, для к-рого характерен обращенный к Иерусалиму монументальный фасад с 3 входами, изнутри - ряд колонн вдоль 3 стен. В их оформлении использовались элементы классического архитектурного декора, мозаика и др.

Особое место занимает Г. и в формировании погребального обряда иудаизма, впитавшего как традиц. элементы, так и влияние средиземноморской культуры. Ключевым памятником этого процесса «эллинизации» евр. религ. искусства стал катакомбный некрополь г. Бет-Шеарим (Нижняя Г., недалеко от Сепфориса), ставший центральным для евреев Израиля и Ближ. Востока. Исследования 30-50-х гг. XX в. открыли 26 погребальных комплексов, остатки городской стены, синагоги и большой базилики-синагоги. Скромный некрополь, построенный в I в. по Р. Х, на рубеже II-III вв. был расширен, а в сер. III - сер. IV в. здесь были построены катакомбы. На кладбище имелась 3-нефная синагога с колоннами и открытым двором; в 352 г. некрополь был разрушен и заброшен.

Бет-Шеарим - памятник евр. искусства позднеантичной эпохи. В стилевом отношении - смесь эллинистических (сцены из языческих мифов) и вост. элементов (религ. символы иудаизма), встречаются изображения животных и даже людей. Среди надписей, выполненных на гробницах (всего ок. 280), доминируют греч. (80%), есть евр. (16%), арам. и др. Однако, кроме Бет-Шеарима, в мало эллинизованной Нижней Г. греч. надписи и фигуративное искусство практически отсутствуют, почти нет мозаик рим. типа, саркофагов и гробниц с резьбой.

В визант. эпоху наступил новый расцвет Г., во многом объяснимый тем значением, к-рое приобрела эта часть Св. земли с момента христианизации Палестины. В это время возникла традиция почитать и посещать св. места, связанные со служением Христа. История визант. Г.- во многом история оформления и развития почитания ее св. мест, связанных с ВЗ и евангельскими повествованиями. Среди первых - Аэндор, Дан, Мегиддо, Скифополь, ко вторым относятся Назарет, Капернаум, Кана, гора Фавор. В Капернауме, напр., сложилась традиция почитания одного из древнейших св. мест христианства - «дома апостола Петра» позднеэллинистического или раннерим. времени, расположенного недалеко от знаменитой синагоги. Сохранились десятки граффити, к-рые позволяют говорить о почитании дома в нач. IV в. и даже неск. ранее. До IV в. он пережил ряд реставраций, в V в. его заменила октагональная церковь. В Назарете почитали места, связанные с жизнью св. Иосифа Обручника, Благовещением Деве Марии, паломники могли посетить синагогу, в к-рой, по преданию, бывал ребенком Иисус.

Остается мало исследованной Вифсаида/Юлиада (Эт-Тель (Эль-Арадж), где ныне хранится рыбацкий челн эпохи Иисуса Христа - см. ст. Галилейское море), недалеко от Табги в позднейшее время было отмечено храмами предполагаемое место произнесения Иисусом Нагорной проповеди.

Среди названных в Евангелиях городов Г., отвергших проповедь Христа,- Хоразин (Хирбет-Керазе, северо-восточнее Капернаума). Широкие археологические работы ведутся там уже столетие, но памятников эпохи Христа не было открыто, представлены только материалы кон. III - нач. IV в., включая известную синагогу.

Евангельский топоним Кана фиксируется в 2 совр. араб. названиях. Кафр-Кана - небольшой городок под Назаретом - не обязательно является той Каной, где совершилось чудо превращения воды в вино. Традиция связывать его с новозаветным текстом возникла не ранее XVII в., здесь построены храмы: греч. во имя вмч. Георгия Победоносца и францисканский в честь Чуда в Кане; в последнем сохраняются остатки сооружения визант. эпохи и мозаичный пол III-IV вв. В Евангелии от Иоанна, вероятно, имеются в виду руины Хирбет-Кана (к северу от Назарета, на дороге из Сепфориса в Дамаск), к-рые археологически не изучались, но собранный материал позволяет думать, что город раннерим. эпохи был процветающим.

Кана Галилейская

Кана Галилейская


Кана Галилейская

Наиболее хорошо сохранились города, построенные (или перестроенные) в Г. римлянами, среди них - Тивериада, ставшая к моменту первой иудейской войны (66 г.) мощной крепостью. Ее раскопки выявили как остатки рим. города, так и следы застройки его в визант. эпоху (в основном это руины синагог IV-VIII вв.). Сепфорис вообще не упомянут в НЗ, но, как считается, его могли посещать Иисус и Иосиф в связи со строительными работами в 10-20-х гг., превратившими город в процветающий позднеантичный центр, сохранивший значение и в визант. период.

Хотя в визант. период Г., особенно ее вост. часть, оставалась провинцией с многочисленным евр. населением, церкви строились здесь во множестве и вне паломнических центров, особенно на западе провинции (напр., в Нахарийи). Значительный по объему и наилучший по сохранности на севере Израиля церковный комплекс Хорват-Хешек был раскопан в Г. в 80-х гг. XX в. Апсидная часть храма уцелела до высоты 4,5 м; сохранились почти все мозаики и полный набор деталей литургического оформления здания (включая реликварии, из к-рых перед оставлением храма были аккуратно изъяты мощи). Храм 2-этажный: главная наземная часть включала погребальную капеллу (под центральной апсидой) и цистерну для воды и служила опорой верхнему этажу, где помещалась церковь, имевшая боковые хоры. Храм в Хорват-Хешеке, как практически все церкви в Г., был разрушен в промежуток между персид. нашествием (614) и араб. завоеванием (637).

В VII в. Г., как и вся Палестина, была завоевана мусульманами и оставалась под их властью до распада Османской империи в ХХ в. В этот период здесь был создан ряд памятников исламской архитектуры - дворец халифа Хишама под Иерихоном (VIII в.) и крепость Нимрод вблизи Банияса (XIII в.). В этот период здесь сохранялись важные для развития иудаизма центры, среди к-рых выделился Цфат, один из 4 священных для иудеев городов. В период крестовых походов и создания на Св. земле лат. королевств на территории Г. были построены замки монашеских военных орденов - Тевтонского (Монфор) и госпитальеров (Бельвуар).

Лит.: Alt A. Eine galiläische Ortsliste in Jos. 19 // ZAW. 1927. Bd. 4. S. 59-81; idem. Galiläische Probleme // Idem. Kleine Schriften. Bd. 1. S. 363-374; Bd. 2. S. 363-435; idem. The Settlement of the Israelites in Palestine // Idem. Essays on Old Testament History and Religion. Oxf., 1966. P. 135-169; Simons J. J. Handbook for the Study of Egyptian Topographical Lists Relating to Western Asia. Leiden, 1937; Frankfort H. The Art and Architecture of the Ancient Orient. Harmondsworth, 1954. New Haven, 19965; Helck W. Die Beziehungen Aegyptens zu Vorderasien in 3. u. 2. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden, 1962; Mendenhall G. E. The Hebrew Conquest of Palestine // BiblArch. 1962. Vol. 25. P. 66-87; Bauer W. Jesus der Galiläer // Idem. Aufsätze und Kleine Schriften / Hrsg. G. Strecker. Tüb., 1967. S. 91-108; Bagatti B. Excavations in Nazareth: From the Beginning until the 12th Cent. Jerusalem, 1969; Shiloh Y. The Four Room House: Its Situation and Function in the Israelite City // IEJ. 1970. Vol. 20. P. 180-190; Yadin Y. Hazor: The Head of All Those Kingdoms: Joshua 11:10. L., 1972; Kitchen K. A. The Third Intermediate Period in Egypt (1100-650 B. C.). Warminster, 1973; Stern E. The Material Culture of the Land of the Bible in the Persian Period 538-332 B. C. E. Jerusalem, 1973; Davies W. D. The Gospel and the Land. Berkeley, 1974; Bar-Kochva B. Manpower Economics and Internal Strife in the Hasmonean State // Armées et Fiscalité dans le monde antique. P., 1977. P. 167-196; Meyers E. M., Strange J. F., Groh D. E. The Meron Excavations Project Archaeological Survey in Galilee and Golan 1976 // BASOR. 1978. Vol. 230. P. 1-24; Tadmor H. Cult Cave of the Middle Bronze Age Near Qedesh // IEJ. 1978. Vol. 28. P. 1-90; Avi-Yonah M. The Holy Land from the Persian to the Arab Conquests. Grand Rapids, 19772; Bikai P. M. The Pottery of Tyre. Warminster,1978; Gottwald N. K. The Tribes of Yahweh. Maryknoll, 1979; Hanson R. Tyrian Influence in Upper Galilee. Camb., 1980; Biran A. Tell Dan Five Years Later // BiblArch. 1980. Vol. 43. P. 162-182; Freyne S. Galilee from Alexander the Great to Hadrian. Wilmington, 1980; idem. The Galileans in the Light of Josephus' Vita // NTS. 1980. Vol. 26 P. 397-413; Ussishkin D. Was the «Solomonic» City Gate at Megiddo Built by King Solomon? // BASOR. 1980. Vol. 239. P. 1-18; Aharoni Y. Archaeology of the Land of Israel. Phil., 1982; Broshi M., Gophna R. The Settlements and Population of Palestine during the EB II-III // BASOR. 1983. Vol. 190. P. 19-41; Goodman M. State and Society in Roman Galilee, A.D. 132-212. Totowa, 1983; Meyers C. L. Of Seasons and Soldiers: A Topographical Appraisal of the Premonarchic Tribes of Galilee // BASOR. 1983. Vol. 252. P. 47-59; Meyers E. Galilean Regionalism: A Reappraisal // Studies in Judaism in its Greco-Roman Context / Ed. W. S. Green. Atlanta, 1985. Vol. 5: Approaches to Ancient Judaism. P. 115-131; idem. Sepphoris: Ornament of All Galilee // BiblArch. 1986. Vol. 49. P. 4-19; Meyers E., Netzer E., Meyers C. L. Artistry in Stone: The Mosaics of Ancient Sepphoris // BiblArch. 1987. Vol. 50. P. 223-231; Freyne S. Galilee-Jerusalem Relations in the Light of Josephus' Life // NTS. 1987. Vol. 33. P. 600-609; idem. Galilee, Jesus and the Gospels. Dublin; Phil., 1988; Neusner J. Judaism: The Evidence of the Mishnah. Chicago, 19882; Safrai Z. The Roman Army in Galilee // The Galilee in Late Antiquity / Ed. L. I. Levine. N. Y.; Camb. (Mass.), 1992. P. 115-126; Isaac B. H. The Limits of Empire: The Roman Army in the East. Oxf., 19922; Corbo V. Capernaum // ABD. Vol. 1. P. 866-869; Frankel R. Galilea // ABD. 1992. Vol. 2. P. 879-899; Bosen W. Galilaa als Lebensraum und Wirkungsfeld Jesu. Freiburg i. Br., 1985; Ovadiah A., Fischer M., Roll I. Kedesh (In Upper Galilee): The Roman Temple // NEAEHL. 1993. Vol. 1. P. 141; Loffreda S. Capernaum // Ibid. P. 91; idem. Capernaum // OEANE. 1997. Vol. 1. P. 101; Aviam M. Galilee // NEAEHL. 1993. Vol. 1. P. 97; Adan-Bayewitz D. Common Pottery of Roman Galilee: A Study of Local Trade. Ramat-Gan, 1993; Taylor J. E. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993; Strange J., Groh D., Longstaff T. Excavations at Sepphoris: The Location and Identification of Shikhin // IEJ. 1994. Vol. 44. P. 216-227; idem. Excavations at Sepphoris: The Location and Identification of Shikhin: Part 2 // Ibid. 1995. Vol. 45. P. 171-187; Weiss Z., Netzer E. Hellenistic and Roman Sepphoris: The Archaeological Evidence // Sepphoris in Galilee: Crosscurrents of Culture / Ed. R. Nagy et al. Raleigh; Winona Lake, 1996; Meyers S. L. and E. Sepphoris // OEANE. 1997. Vol. 5. P. 137; Hirschfeld Y. Tiberias // Ibid. P. 191; Archaeology and the Galilee: Text and Context in the Graeco-Roman and Byzantine Periods / Ed. D. R. Edwards, C. T. McCollough. Atlanta, 1997; Chancey M. A. et al. How Jewish was Sepphoris in Jesus' Time? // BAR. 2000. Vol. 26/4. P. 18-33, 61; idem. The Cultural Milieu of Ancient Sepphoris // NTS. 2001. Vol. 47. P. 127-145; idem. The Myth of a Gentile Galilee. Camb., 2002; Levine L. I. The Ancient Synagogue: The First Thousand Years. New Haven, 2000.

Л . А . Беляев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ГАЛИЛЕЯ" в других словарях:

  • Галилея — историческая область в Северной Палестине (Израиль). В 3 м тыс. до н.э. заселена ханаанеями. В 13 12 вв. земли к западу от Иордана завоёваны израильтянами. В 11 в. Галилея вошла в объединённое Израильское царство. После смерти Соломона (928 г.) и …   Исторический словарь

  • Галилея — (от евр. Галил округ), одна из трех областей, на которыеразделялась Палестина во времена римлян. Она обнимала северную частьстраны, к западу от Иордана; в нее входили земли четырех израильскихколен Асирова, Нефалимова, Завулонова и Иссахарова.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ГАЛИЛЕЯ — (греч. Galilaia др. евр. Галил), историческая область в Сев. Палестине …   Большой Энциклопедический словарь

  • Галилея — (Galilea, Γαλιλαία). Сев. часть Палестины с городами: Капернаум, Назарет, Наин и др. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии

  • галилея — сущ., кол во синонимов: 1 • область (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Галилея — 1) истор. обл. на С. Палестины. Название от арамейского galila округ, край . В Галилее прошла большая часть земной жизни Иисуса Христа. 2) см. Тивериадское озеро Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 …   Географическая энциклопедия

  • Галилея — У этого термина существуют и другие значения, см. Галилея (значения). Галилея, ок. 50 года …   Википедия

  • Галилея —    во времена Иисуса Христа Палестина была разделена на три области. Северная область носила название Галилеи. На востоке она граничила с Геннисаретским озером и рекой Иордан, на севере – с Анти Ливаном, на юге – с Самарией, а на западе – с… …   Православная энциклопедия

  • Галилея — (округ, страна) (Мат.4:12 , Мар.1:9 , Лук.2:39 ). Во времена Господа Иисуса Христа Палестина разделялась на три части, из которых северная называлась Галилеею; она граничила на с. Анти Ливаном, на в. Иорданом и Геннисаретским озером, на ю.… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Галилея — Галил’ея (округ) область севернее Самарии на запад от Галилейского моря. В Галилее были расположены те города, которые Соломон отдал царю Тирскому (3Цар.9:11 ), и она называлась страной языческой (Ис.9:1 ; Мат.4:15 ). Здесь были расположены уделы …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Галилея — Галил’ея (округ) область севернее Самарии на запад от Галилейского моря. В Галилее были расположены те города, которые Соломон отдал царю Тирскому (3Цар.9:11 ), и она называлась страной языческой (Ис.9:1 ; Мат.4:15 ). Здесь были расположены уделы …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»